Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
В современном мире задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность и является одной из основных задач дошкольного образования. Воспитать любовь к Родине. А это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста. | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста.
Хажиева Айгол Масгаровна, образование средне – специальное педагогическое, воспитатель МБДОУ ДСКВ № 64 « ПИНГВИНЕНОК»,город Нижневартовск, akhazhieva69@bk.ru
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Патриотическое воспитание в ДОУ направленно на развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста, на воспитание патриота, любящего свою Родину и гордящегося ею.
Очень важно приобщить ребенка к культуре своего народа. Чтобы воспитать уважение и гордость за землю, на которой живешь, детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В современном мире задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность и является одной из основных задач дошкольного образования. Воспитать любовь к Родине. А это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна тем, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Не на должном уровне ведётся работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город, Родину ничего не сделать.
Работа должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет.
Одной из задач системы образования является воспитание личности, готовой к жизни в изменяющемся мире. От педагогов зависит, смогут ли дети - будущие жители своего города (региона) радостно, содержательно провести период своего детства и самореализоваться в дальнейшем. Чтобы научиться жить в постоянно меняющихся условиях окружающего мира, уметь их прогнозировать, учитывать, влиять на них, приспосабливая к своим потребностям и интересам, человеку важно понять, что движет этими изменениями. Для этого необходимо приобщение к многообразию исторической памяти своего народа, его культурному опыту. Такой опыт новое поколение сможет сохранить, творчески переосмыслить и на его основе создать новое. Осознав себя носителем исторического сознания, будущие граждане смогут обеспечить себе достойную жизнь на родной земле. Формирование такого сознания нужно начинать уже с дошкольного возраста через приобретение ребёнком начальных представлений о взаимосвязи, преемственности прошлого и настоящего. Ребёнок, научившись понимать исторические закономерности развития своего города, края, в дальнейшем сможет прогнозировать его будущее и, исходя из этого, планировать свою жизнь.
Патриотическое воспитание у детей направлено на выполнение задач Госстандарта дошкольного образования:
- развитие представлений о человеке в истории и культуре;
-развитие экологической культуры детей;
- развитие элементарных естественнонаучных представлений;
- развитие в музыкальной и театрализованной деятельности;
- развитие в изобразительной и конструктивной деятельности;
- физическое развитие и здоровье;
- речевое развитие ребёнка
и может быть интегрирована в любую комплексную
программу, осуществляющую воспитание и обучение в детском саду с учётом культурологического компонента. Работа с детьми по данной теме не требует дополнительных временных затрат, т.к. планируется в рамках занятий, развлечений, прогулок, которые традиционно проводятся в детском саду.
Принципом работы по данному направлению является:
- освоение дошкольниками определённой системы историка- культурных знаний, представлений, практических умений;
- формирование психофизических качеств и эмоционально- чувственной сферы;
- формирование социальных качеств;
- формирование культуры познания.
Основными принципами образовательного процесса, реализующего программу, являются:
- учёт индивидуальности (вкусов, интересов, склонностей) каждого ребёнка;
- максимальная реализация возможностей ребёнка в организованной совместной деятельности (познавательной, игровой, изобразительной, конструктивной, театрализованной, речевой) педагога и детей.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств. Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Ценностно-ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней. В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств и различных форм влияния. В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи. Знакомство дошкольников с культурными истоками Родины становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ этнографической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. В роли содержательных источников патриотического воспитания в образовательном процессе выступает взаимосвязанная целостность чувств, эмоций и отношений. Особый упор делается на «сотрудническую миссию» воспитания, обучения и развития детей, взаимоподдержку и взаимопонимание в образовательном процессе. От чувств - к отношениям, от отношения – к деятельности!
Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).
Выполнение этих принципов даёт ребёнку ощущение раскрепощённости: он свободно общается, высказывает свои мысли, суждения, полнее выражает себя в деятельности. Благодаря активизации деятельности ребёнка по самостоятельному добыванию знаний, у него формируется вкус к познанию. Основной формой образовательного процесса является занятие, организуются также праздники, встречи, выставки,экскурсии, походы и т.д. Педагог в работе с детьми использует такие приёмы, как наблюдение, показ, объяснение, рассказ, чтение, беседа, упражнение, игра, исследование, эксперимент, а также некоторые нетрадиционные приёмы: придумывание загадок, выстраивание алгоритмов, установление причинно - следственных связей, ретроспективный взгляд на предмет и явление, проблемно-поисковые ситуации и вопросы. Деятельность на занятиях организуется так, чтобы ребёнок сам захотел получить знания. Для этого используется метод мотивации: создание проблемных ситуаций, совместный поиск ответов на вопросы, заданные самими детьми, информирование детей о достигнутых успехах.
Сама тема каждого занятия представляет собой вопрос проблемно- поискового характера, на который дети в итоге занятия находят ответ. В тематическом плане занятий указываются: тема, цель, некоторые методические приёмы (которые могут изменяться и дополняться), материал (примерный, в зависимости от имеющихся условий), литература (примерная), предварительная работа, домашнее задание, словарь.
Весьма эффективным средством воспитания патриотических чувств, на наш взгляд, является правильная организация патриотического уголка в группе.
Содержание патриотического уголка в старшей группе:
Материал о семье.
Уголок любимой игрушки.
Совместное творчество (воспитателя с детьми, родителей с детьми, детей в группе).
Правила поведения в группе (игра «что такое хорошо и что такое плохо»)
Альбом (я расту, члены моей семьи, любимые занятия в семье, любимые игрушки в дома, в группе и т.д.).
«Исправляем, помогаем» (кто-то расстроился – утешаем, что-то сломалось – сделаем).
Русское народное творчество (песенки, потешки, колыбельные, картинки и т.д.).
Традиции (в семье, группе, ДС).
Воспитатель о своей семье (альбом, фотоальбом и т.д.).
Труд взрослых (врач, повар, почтальон, пожарный, милиционер, военный).
Представление о городе, улица (день рождения города, улица, по которой я хожу).
Символика (мелодия гимна, герб, флаг России, города, региона).
Представление о стране, области, городе (достопримечательности).
Народы России, народное творчество (костюмы, игрушки, песенки и т.д.).
Известные люди России.
Подвиги трудовые, боевые.
Альбом воспитателя «Я люблю свою работу».
Традиции (в семье, группе, ДС, городе, стране).
Необходимо грамотно отбирать материал для патриотического уголка, он должен вызывать у детей интерес, живой эмоциональный отклик и эмоционально-положительное отношение к действительности. Следует помнить о психологических особенностях дошкольников и чувстве меры.
Серьезную помощь в организации патриотического уголка могут оказать родители.
Если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности к родному дому, то с помощью компетентной педагогической работы со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране, ведь главное в патриотическом воспитании – это посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому и семье, к истории и культуре своей страны.
Условия патриотического воспитания:
- создание, благоприятного психологического климата в коллективе.
Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью,
улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания
чувства привязанности к род6ному детскому саду, родной улице,
родной семье начинается формирование того фундамента, на котором
будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему
Отечеству;
- интеграция содержания образования (проектирование такого
содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком
культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов)-
тематический блок, тема;
- интеграция условий реализации содержания образования:
а) технологии по патриотическому воспитанию;
б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;
в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;
г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;
Результат:
а) интеллектуальные, личностные, физические качества;
б) универсальные предпосылки учебной деятельности;
в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей.
Единые требования к предметно-развивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы субъектов образовательного пространства – педагогов, родителей, детей, учитывается принцип интеграции. Предметно-развивающая среда структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Обогащение предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации.
Целью данного проекта является обеспечение каждому ребенку условий ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине. Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно- поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.
Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:
Воспитывать у детей:
- стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
- стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;
- воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.
- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
- воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
Педагоги проводят предварительную работу с родителями, знакомят их с планом предстоящих мероприятий в детском саду, с положением о конкурсах, о предстоящих выставках. Целью этого является привлечение родителей к данному направлению в воспитании подрастающего поколения и непосредственному участию самих родителей в мероприятиях ДОУ. Каждый год на этом этапе работы в детском саду проходит конкурс на лучший групповой уголок по формированию основ патриотизма. Лучшие экспонаты затем представляются на общей тематических выставках. Выставка пополняется новыми экспонатами, так как каждому хочется внести свой вклад, поделиться самым сокровенным. На протяжении всего времени дети знакомятся с меняющейся экспозицией, здесь же проводятся часть тематических бесед с детьми. 2-й этап – познавательно-ознакомительный – в его рамках ведется работа с детьми по разучиванию стихотворений, песен на военную тематику. Дети знакомятся с художественными произведениями о защитниках нашей Родины, о войне, о Родине, о Победе. На этом этапе проводятся следующие мероприятия: беседы - «Защитники Отечества», «Мы гордимся своими земляками», в ходе которых детей знакомят с героями Великой Отечественной Войны, войны в Афганистане, защитниками нашей Родины в настоящие дни. Детям дается представление о родах войск Российской армии, их отличительных признаках, о военной атрибутике, технике и т. д., что позволяет пополнить и расширить словарный запас дошкольников. Проводятся экскурсии в библиотеку. Силами сотрудников библиотеки для дошкольников оформляется выставка книг о войне, а также творческие работы детей, посещающих кружки на базе библиотеки-клуба. Организовываются встречи с ветеранами – участниками Великой Отечественной Войны, участником боевых действий в Афганистане, участником боевых действий Чечне, героем России. На личном примере ветеранов дети убеждаются, как важно быть сильными, смелыми, самоотверженными - то есть настоящими гражданами своей Родины. 3-й этап – практический – этап творческий, в нем дети могут показать себя, свои силы, креативность, эмоциональный подъем, заинтересованность.
В результате для патриотического воспитания детей были отобраны следующие формы работы:
- выставка творческих работ , на конкурс представляются семейные творческие работы, коллективные работы детей и воспитателей. В детском саду подобный вид взаимодействия уже знаком детям и родителям, многие семьи принимают в них участие на протяжении ряда лет. Конкурс рассчитан на участие детей старших и подготовительных групп, но к приятному удивлению активное участие принимают и семьи самых маленьких воспитанников.
- изготовление сувениров для пап – дети трепетно и с удовольствием относятся к этой работе, так как подарки папам они делают своими руками. Каждая группа выбирает свою технику и материал для изготовления сувениров.
- «День защитника Отечества», «Богатырская наша сила! » -вечера развлечений
- каждое из этих мероприятий включает в себя этап подготовки: разучивание стихов, песен, танцев. Содержание мероприятий является креативным и строится с учетом духовного становления личности ребенка, его творческого потенциала.
- экскурсия к обелиску погибшим воинам в преддверии праздника Дня Победы, дети воздают память героям, отдавшим свои жизни в боях за Родину. Ребята под звуки тихой, спокойной музыки, возлагают цветы к обелиску.
Наш детский сад на протяжении нескольких лет принимает участие месячнике оборонно-массовой и военно-патриотической работы в муниципальном образовании города Нижневартовска.
В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее. В заключение хочется сказать такие слова: «У человека, который не знает своего прошлого - нет будущего».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему :«Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста
Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её б...
Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста
Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста с ОНР (из опыта работы)...
Мозговой штурм "Необходимость формирования основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста"
Данный мозговой штурм поможет старшему воспитателю в работе с педагогами по повышению профессиональной компетентности....
Консультация для родителей "Нравственно - патриотическое воспитание для детей дошкольного возраста"
детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других наро...
Коррекционно-развивающее занятие по формированию патриотического воспитания у детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья в подготовительной группе. Тема: День Победы.
Коррекционно-развивающее занятие по формированию патриотического воспитания у детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья в подготовительной группе по теме "День Победы". Обобщение мат...
Нравственно-патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста
Нравственно -патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В ...
Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста. По моему глубокому убеждению, с дошкольного возраста необходимо воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь, чувство гордости за свою страну.
В жизни каждого человека есть памятные даты, свои праздники. Но весь многонациональный народ России объединят великий день 9 мая – День Победы. У нас создан не один проект по патриотическом...