«Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» (в рамках выступления на родительском собрании)
материал (старшая группа) по теме
План выступления учителя-логопеда:
I Структура логопедической работы:
- лексико-грамматические занятия;
- занятия по развитию связной речи;
- занятия по звукопроизношению;
- индивидуальная работа с детьми.
II. Особенности работы с домашним заданием в детских тетрадях.
III. Результаты логопедической работы на данном этапе.
IV. Вопросы родителей, индивидуальные беседы с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №37
Выступление на родительском собрании
«Развиваем фонематический слух и обогащаем словарь ребенка»
Подготовила: Галушина О.В.,
учитель-логопед
октябрь,2014 год
План:
I Структура логопедической работы:
- лексико-грамматические занятия;
- занятия по развитию связной речи;
- занятия по звукопроизношению;
- индивидуальная работа с детьми.
II. Особенности работы с домашним заданием в детских тетрадях.
III. Результаты логопедической работы на данном этапе.
IV. Вопросы родителей, индивидуальные беседы с родителями.
Содержание.
(слайд1 ) Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на родительском собрании.
I В рамках сегодняшней встречи мне хотелось бы напомнить Вам, что логопедическая работа с детьми проводится ежедневно:
Подгрупповые занятия со всеми детьми проводятся 2 раза в неделю,
индивидуальные занятия - с каждым ребенком три раза в неделю.
График индивидуальной работы с детьми находится на информационном стенде в группе.
-Лексико-грамматические занятия.
(слайд 2 ) На неделю берется определенная лексическая тема, «Осень», «Овощи», «Фрукты» и другие, в рамках которой проводится следующая работа:
1. Обогащение словаря через дидактическую игру: «С какого дерева лист?» (Если у дуба лист дубовый, то у клена…, у рябины…, у березы…, у тополя…, у осины.
2.Отработка правильного употребления грамматических категорий, таких, как:
-изменение существительных по роду, числу, падежу;
-употребление глаголов в разных временах;
- согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже.
(слайд 3 ) Отработка грамматических категорий проводится через игры: «ПОДБЕРИ ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ПРИЗНАК», «НАЗОВИ ЛАСКОВО», «ОДИН-МНОГО», «ПОСЧИТАЙ ПРЕДМЕТ» и другие.
- Занятия по развитию связной речи включают:
- обучение детей пересказу;
-рассказыванию по картинке или серии картинок,
-по плану-схеме;
-заучивание стихотворений;
-отгадывание и заучивание загадок.
Детей просим отвечать полными предложениями на поставленный вопрос.
(слайды 4-5) Проводится работа с родителями по составлению описательного рассказа (по мнемотаблице)
В этом учебном году добавились занятия по формированию фонетической стороны речи и элементам обучения грамоты, на которых дети изучают звуки и буквы.
Сегодня я предлагаю более подробно поговорить об обучении детей грамоте.
(слайд 6) Что такое грамота? Это умение читать и писать. Но, очень хочется напомнить, что письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка. Поэтому, у ребенка дошкольного возраста важно развивать фонематический слух - умение выделять и различать речевые звуки.
(слайд 7 ). Работа по развитию фонематического слуха начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.
(слайды 8-9 ) Вашему вниманию предлагаю игры, направленные на узнавание неречевых звуков.
(слайд 10) После того, как дети научились различать неречевые звуки, переходим к звукам речевым. Эти звуки мы слышим и произносим.
(слайд11 ). Звуки бывают гласные – это звуки, которые поются (голосят, гласят). Гласные звуки обозначаются красным цветом.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении встречают преграду: губы, зубы или язык (произносим звук «Б»- мешают губы). Они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Твёрдые согласные обозначаются синим цветом, мягкие согласные - зеленым цветом.
(слайды 12-16 ). Какие игры позволяют в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи. В буклете вы познакомитесь с такими играми. Сейчас предлагаю поиграть в некоторые из них:
Игры со звуками
- «Поймай звук»
Взрослый произносит слоги, а ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит слог с заданным звуком.
- «Хлопни, если услышишь в слове звук [А]»
Выделяем звук голосом, «нажимаем» на него. Начинать надо с гласных звуков, затем переходить к согласным.
- «Путешествие по комнате»
1вариант игры - Побеждает тот, кто найдёт больше предметов, обозначаемых словами с определённым звуком.
2 вариант игры - У каждого играющего по 4 фишки определенного цвета. Найдя предмет, обозначаемый словом с оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки. В конце игры – проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребёнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него.
- «Узнай звук»
Послушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем.
Тут мышка. У мышки мышата. Мышка шумит.
- «Определи позицию звука в слове»
Взрослый называет слова, ребёнок определяет, где находится звук в слове (в начале, середине, в конце).
- «Найди место картинке»
Различаем твёрдый и мягкий согласные звуки. Взрослый называет слово, ребёнок определяет «твёрдость» или «мягкость» звука.
Внимание! Согласные звуки и буквы называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «К, М, С…». Правильное название предотвратить ошибки при обучении чтению («МАМА, а не «МэАМэА»).
После того, как ребёнок научился слышать, определять место звуков в слове, мы переходим к проведению звукового анализа слов.
(слайд 17)Звуковой анализ - что это такое?
Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть - определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идёт за ним и т.д. О проведении звукового анализа слова мы поговорим с вами в следующий раз.
(буклет «Развиваем фонематический слух»)
Развитие мелкой моторики рук происходит на фронтальных занятиях и в индивидуальной работе в форме пальчиковых гимнастик, на занятиях по ИЗО-деятельности.
Что касается индивидуальной работы, то она проводится в следующих направлениях:
- проверка, отработка домашних заданий;
- закрепление материалов фронтальных занятий;
- развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;
- артикуляционные упражнения;
- коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его различение.
II Работа в домашних тетрадях.
Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:
- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания выполняются до конца.
Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание.
Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.
(слайды 18-23) Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными.
Выполнение родителями артикуляционной гимнастики
(памятка родителям « Комплексы артикуляционной гимнастики»)
Но если домашних занятий не будет, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
III B целом, по прошествии всего периода обучения, уже заметен прогресс в речевом развитии детей. Это исправленные звуки в речи некоторых детей; это желание детей работать на занятиях, высказываться, отвечать на вопросы (что называется речевой мотивацией); дети учатся слушать и слышать обращенную к ним речь.
Как вы считаете, изменилось ли речевое развитие детей? В чем это проявляется?
Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели и специалисты работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.
IV Вопросы родителей к логопеду. Индивидуальные беседы с родителями по работе в домашних тетрадях. Работа с экраном звукопроизношения, как средством мониторинга работы по звукопроизношению.
(слайд 24). Спасибо за внимание, надеюсь на дальнейшее сотрудничество и взаимопонимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/09/picture-639988-1599657720.jpg)
Родительское собрание по теме ""Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста"
Данное собрание проводилось в форме игрового практикума для детей и их родителей....
Конспект родительского собрания. Тема: "Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста"
Форма проведения: Игра-путешествие...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/14/picture-980955-1544751266.jpg)
Родительское собрания «Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Родительское собрания «Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/29/picture-1146772-1559104957.jpg)
Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Цель: привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях. Ход собрания - Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родител...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/20/picture-973124-1511192905.jpg)
Родительское собрание "Особенности проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
Родительское собрание "Особенности проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему "Возрастные особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
В данном конспекте родительского собрания затрагивается очень актуальная тема развития речи детей старшего дошкольного возраста. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок правильно и граммотно. Э...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/05/picture-1505469-1707147397.jpg)
Конспект родительского собрания для родителей старшей группы по теме «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Привлечение внимания и заинтересованности родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях.Задачи:Расширить знания родителей о возрастных речевых особенностях детей;Формироват...