Воспитание толерантности
консультация (старшая группа)

Якушева Елена Анатольевна

Методика воспитания в детях терпимого (толерантного) отношения друг к другу, посредством игр, как основного вредства самовыражения ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_eleny.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание толерантности

Современный человек живет в многонациональной культурной среде. Его окружают люди разные по своему мировосприятию, обычаям, духовным и моральным ценностям. Это касается национальности и национальной идентификации человека, религии и отношению к ней, это касается родного языка.

Россия всегда была и остается страной многонациональной, в которой веками жили и прекрасно уживались между собой люди разных национальностей. Так исторически сложилось, что наша страна объединила между собой народы разных религиозных концессий, языков и обычаев. От Сибири и Дальнего востока до Карелии и Поволжья в России издавна живут и эскимосы, и татары, и немцы, и угро-финские народности. Каких только национальностей нет в нашей стране. Как в никакой другой стране мира жители России должны быть терпимы к культуре, религии, языкам различных народов и этносов, населяющих нашу страну, иными словами – должны быть толерантны по отношению друг к другу.

Мы с сожалением и болью можем наблюдать в современном мире последствия нетерпимости представителей одной нации, как правило, титульной, являющейся основной в том или ином историко-культурном социуме, к другой, не основной, к так называемым представителям национальных меньшинств. Это и огромное количество беженцев, и гражданские войны, и принятие различных нормативно-правовых актов так или иначе ущемляющих представителей других национальностей. Ближайший пример – война на юго-востоке Украины. Этот локальный конфликт был вызван именно притеснением одной нации другой, а в основе – нетерпимость к языку, обычаям, духовным и моральным ценностям, иными словами – отсутствие толерантности в обществе, ведущих к гуманитарной катастрофе.

Во избежание нетерпимости в обществе по национальным или религиозным мотивам, приводящим к кровавым, катастрофическим последствиям, необходимо воспитывать толерантность в человеке. Воспитание толерантности у человека должно начинаться в самом юном возрасте, когда его психика гибка и мобильна, подвержена воздействию взрослых и позволяет направить его отношение к людям других национальных общностей в верном направлении.

С целью формирования в маленьком человеке умения общаться с людьми разных национальностей в современной педагогике применяются различные методики.

В формировании толерантности у дошкольников я опираюсь на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Для того чтобы вся работа в детском саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, задействую большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1.Проведение праздников с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира, театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира.

2, Сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

3.Русские народные подвижные игры, такие как «Гори, гори ясно», «Бояре» и др.

4.Проведение русских народных праздников, например таких как «Масленица», «Рождество» в соответствии с народным календарем.

 5.Изучение народных праздников ближайших стран-соседей.

6.Знакомство детей с  традициями народов разных стран.

7.Знакомство детей с традициями празднования Нового Года, 1Мая, 1апреля в разных странах.

8.Игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях.

9.Сочинение сказок и историй самими детьми, инсценировки сказок.

10.Использование  психогимнастики. (психогимнастика  включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый-грустный».

11.Использование арт-терапии (это форма работы, основанная на изобразительном  искусстве .Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. «Автопортрет», «Я и мое настроение», «Мое имя», «Цветок милосердия», « Дети планеты Земля».

В результате, мои выпускники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но и обладают схожими чертами (строение тела, эмоции), им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого, они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представления о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей, проявлять эмпатию и толерантность, сознавать какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам, выражать свои чувства и понимать чувства другого, находить конструктивное решение конфликта. Таким образом происходит воспитание толерантных установок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать  у подрастающего поколения умение строить вза...

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать  у подрастающего поколения умение строить вза...

Воспитание толерантной культуры сказкой у детей старшей-подготовительной группы

Автор: Цыгвинцева Ольга Анатольевна, воспитатель ГОУ СОШ № 555 «Белогорье», Санкт-Петербург. Задачи:1.     Воспитывать нравственно - эмоциональные качества: терпение, вн...

Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».

В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над  проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей...

Сценарий деловой игры на педагогическом совете «Воспитание толерантной личности каждого ребенка и взрослого одна из задач нравственно – патриотического воспитания».

Сценарий  деловой игры  на педагогическом совете  «Воспитание толерантной личности каждого ребенка и взрослого одна из задач  нравственно – патриотического воспитания»....

Толерантность. Основы воспитания толерантности учащихся.

Воспитание гумманых чувств к людм другой  национальности...

Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)

Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...