«Система работы по взаимодействию МАДОУ ДС №34 «Дюймовочка» и семьи»
методическая разработка на тему
Одним из компонентов образовательной среды дошкольного учреждения является взаимодействие участников педагогического процесса. Учитывая специфику дошкольного детства, необходимо помнить, что уровень развития и образования ребенка во многом зависит не только от личностных и профессиональных качеств педагога, но и от педагогической компетентности родителей. Поэтому одним из важнейших факторов в вопросах воспитания и обучения дошкольников является взаимодействие между педагогами и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_vzaimodeystviyu_mbdou_dskv.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №34 «Дюймовочка»
«Система работы по взаимодействию МАДОУ ДС №34 «Дюймовочка» и семьи»
Пояснительная записка.
Одним из компонентов образовательной среды дошкольного учреждения является взаимодействие участников педагогического процесса. Учитывая специфику дошкольного детства, необходимо помнить, что уровень развития и образования ребенка во многом зависит не только от личностных и профессиональных качеств педагога, но и от педагогической компетентности родителей. Поэтому одним из важнейших факторов в вопросах воспитания и обучения дошкольников является взаимодействие между педагогами и родителями.
На протяжении многих лет система отечественного образования стояла на позициях приоритетности общественного воспитания над семейным. Именно поэтому вопросами образования и развития детей, посещающих детские сады, занимались дошкольные образовательные учреждения. И основной задачей воспитателей в работе с родителями было лишь их педагогическое просвещение. После принятия новой Концепции дошкольного воспитания возникла необходимость создания условий для взаимодействия с ними на основе сотрудничества.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».
Проблема заключается в том, что многие современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников дошкольных образовательных учреждений, не понимая важности единых требований к родителям и воспитателям. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Однако на данное взаимодействие влияет ряд факторов. Прежде всего, несовпадение представлений, запросов и ожиданий родителей по отношению к дошкольному учреждению и представлений воспитателей о своих функциях в работе с семьей, что существенно снижает эффективность их взаимодействия с целью создания единого воспитательно-образовательного пространства.
Для выявления родительских представлений и ожиданий от посещения их ребенком дошкольного учреждения целесообразно провести анкетирование. Опрос семей воспитанников позволит педагогическому коллективу не только увидеть представления родителей о функциях педагогического коллектива, но и выявить их образовательные запросы и притязания, проблемы и затруднения в вопросах семейного воспитания. Для проведения опроса родителей можно воспользоваться анкетой, предложенной в пособии Козловой А.В., Дешеулиной Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С. 63 (Приложение 1).
На первом этапе знакомства родители не всегда расположены к откровенности, поэтому допускается анонимность при ответе. Анкету можно повторять на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду, так как более длительное знакомство и доверие могут изменить картину.
Также для повышения эффективности взаимодействия полезно в конце каждого учебного года проводить опрос родителей, который позволит уточнить уровень удовлетворенности взаимодействием семьи и детского сада, получить обратную связь и предложения от родителей (Приложение 2).
Для выявления представлений воспитателей об их функциях в работе с родителями старшему воспитателю ДОУ (заместителю директора по учебно-воспитательной работе) целесообразно провести опрос педагогов по анкете (Приложение 3).
Открытая форма вопросов, предполагающая ответы в свободной форме, позволит выявить представления и ожидания воспитателей от взаимодействия с родителями воспитанников. Анализ результатов опроса поможет администрации дошкольного учреждения увидеть проблемы педагогов в установлении сотрудничества с семьей, эффективно спланировать и осуществить методическую помощь воспитателям по выстраиванию доверительно-делового общения с родителями.
Решение проблемы рассогласования запросов и ожиданий родителей по отношению к дошкольному учреждению и представлений воспитателей о своих функциях в работе с семьей приведут к значительному повышению эффективности их взаимодействия. Ведь сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние.
Одним из факторов влияющих на эффективность взаимодействия дошкольного учреждения и семьи является уровень педагогической культуры родителей. Важным показателем педагогической культуры родителей можно считать степень осознания целей воспитания, совпадающих с тем социальным запросом, который предъявляет общество к личности, т.е. совпадение представлений о целях воспитания родителей и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.
Педагоги дошкольного учреждения являются инициаторами установления сотрудничества, они должны быть профессионально подготовлены не только в области организации образовательной работы с детьми, но и уметь решать вопросы, связанные с созданием единого воспитательно-образовательного пространства в детском саду и семье. Для установления педагогами контактов с родителями необходимо знать о роли семьи в воспитании ребенка и специфики семейного воспитания, методах изучения семьи, формах организации работы с родителями, методах активизации родителей и умения применять эти знания на практике.
Для создания единого воспитательно-образовательного пространства развития ребенка необходимы взаимные усилия педагогов и родителей. Поэтому возникает необходимость разработки единой программы, которая станет ориентиром как для педагогического коллектива, так и для родителей.
Выстраивание взаимодействия детского сада и семьи на основе сотрудничества – процесс достаточно сложный. Важно отметить, что сотрудничество родителей и педагогического коллектива ДОУ следует рассматривать не с точки зрения его влияния на выработку у ребенка тех или иных навыков поведения, а как процесс взаимного влияния на личность ребенка в целом, предопределяющий ход его последующей социализации. А так как любая социальная среда, в том числе и образовательная, влияет на жизнедеятельность человека и является продуктом его деятельности, следовательно, она поддается целенаправленному формированию. Поэтому взаимодействие педагогов и родителей воспитанников можно рассматривать как один из необходимых компонентов образовательной среды дошкольного учреждения, который оказывает прямое и косвенное влияние на разностороннее развитие ребенка, на состояние его физического и психического здоровья и успешность его дальнейшего образования и воспитания.
Цель сотрудничества ДОУ с родителями:
Решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
Основными задачами сотрудничества ДОУ с родителями являются следующие:
1. Повышение активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития;
2. Вовлечение в образовательное пространство детского сада потенциальных субъектов социального развития;
3. Повышение уровня компетенции родителей.
4. Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах развития детей.
5. Разработать критерии профессиональной деятельности педагогов, учитывающие уровень развития, их способности к самореализации в профессиональной деятельности.
4. Способствовать развитию толерантности сознания родителей, педагогов и детей.
5. Способствовать выработке у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка.
6. Определить потребности семей дошкольников, не охваченных системой дошкольного образования.
Для решения поставленных задач были разработаны основные направления работы с родителями:
Принципы работы с родителями | Методы изучения семьи |
|
| - Анкетирование; - наблюдение за ребенком; - обследование семьи с помощью проективных методик; - беседа с ребенком; - беседа с родителями |
|
Формы работы с родителями | ||
Общие, групповые, индивидуальные | Консультации, беседы, семинары, тренинги, конференции | Совместное проведение занятий, досугов, выставок |
Клубы по интересам: молодая семья, национальные традиции, профессиональные интересы | Участие родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала, видеосъемка |
|
Дни открытых дверей | Педагогическая гостиная | Телефон доверия |
Педагогическое просвещение родителей:
· В «воспитании» родителей предполагается активная позиция учреждения в повышении уровня родительской компетентности.
· Удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы.
· Изучение состояния факторов развития ребенка, связанных с его семьей.
Работа с педагогами ДОУ:
· Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
· Удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями.
· Изучение состояния факторов среды социального развития детей в образовательном пространстве ДОУ.
Работа с воспитанниками ДОУ:
· Организация работы кабинета СИРС, сенсорной комнаты и «Пескотерапии», направленной на развитие индивидуальности детей.
· Коррекция социального развития по результатам диагностики и запросам родителей
· Организация досуга детей.
Работа с документацией:
· Формирование информационного банка данных по работе семьей.
· Разработка перспективного и текущего плана работы.
· Подготовка готовых и промежуточных отчетов.
Работа с родителями включают в себя как индивидуальную работу с каждым их них, так и привлечение родителей к жизни детей в детском саду
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи активно используются инновационные формы и методы.
Формы работы с семьями воспитанников:
· Презентация ДОУ.
· Семейный клуб «Мама, папа, я!».
· Школы для родителей.
· Информационные бюллетени.
· Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников.
· Групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных.
· Организация Дней открытых дверей.
· Активизация деятельности Телефона доверия.
· Совместное проведение досуга.
· Целевые и спонтанные беседы - встречи с членами семей воспитанников;
· Театрализованные представления для детей с участием родителей.
· Организация конкурсов семейных талантов составление семейных альбомов.
· Педагогическое просвещение родителей.
· Родительские собрания.
· Родительские гостиные- встречи родителей с гостями ДОУ;
· «Воспитание» родителей (Работа консультационного пункта для неорганизованных детей, групповые семинары, практикумы);
· Удовлетворение индивидуальных запросов родителей - творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня педагогической компетентности родителей.
Гармонизация детско-родительских отношений.
Повышение ответственности родителей за судьбу ребенка и его активности в отношениях с сотрудниками ДОУ.
Улучшится эмоциональный климат в семье.
Повысится социальный статус ребенка в семье.
Изменится в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний будет лучше соотноситься со способностями ребенка;
Повысится эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.
СИСТЕМА РАБОТЫ МАДОУ ДС №34 «ДЮЙМОВОЧКА» С СЕМЬЯМИ.
БЛОК 1. РЕКЛАМНЫЙ
Цель: пропаганда деятельности и образовательных услуг ДОУ
БЛОК 2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Цель
: выявление образовательных потребностей семей воспитанников, уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Задачи | Содержание работы | Формы работы | Исполнитель | ||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
БЛОК 3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Цель : повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе
Задачи | Содержание работы | Формы работы | Исполнитель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
БЛОК 4. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОЛЛЕКТИВА ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ
Цель: привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, повышение авторитета родителей в глазах детей, авторитета педагога – в глазах родителей.
Задачи | Содержание работы | Формы работы | Исполнитель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
БЛОК 5. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Цель: организация эффективного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и других сотрудников ДОУ
Задачи | Содержание работы | Формы работы | Исполнитель | ||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
БЛОК 6. КОНТРОЛЬНЫЙ
Цель: анализ результативности взаимодействия ДОУ с семьей
Задачи | Содержание работы | Формы работы | Исполнитель | |||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
Формы работы с педагогами:
Работа с педагогами разнообразна как по форме, так и по содержанию. Творческий подход позволяет выбрать наиболее адекватные в каждом случае формы и методы взаимодействия с педколлективом:
1 Индивидуальные опросы педагогов по выявлению трудностей в воспитании детей.
2 Индивидуальное и групповое консультирование по вопросам эффективного взаимодействия взрослого и ребенка.
3 Дискуссионные клубы, гостиные, семинары- практикумы, круглые столы для педагогов с целью повышения знаний об особенностях воспитания детей в семье.
4 Проведение тренингов.
Приложение 1
Ваши пожелания и ожидания
(опрос родителей)
Уважаемые родители!
- Каким бы вы хотели видеть отношение сотрудников ДОУ к себе как родителю?
- С вашей точки зрения: а) насколько (или чем) персонал осложняет вашу жизнь? б) как он мог бы облегчить вашу жизнь?
- Чему педагоги могут научиться у родителей?
- А чему вам хотелось бы научиться у воспитателей?
- В какой форме вы могли и хотели бы участвовать в работе дошкольного образовательного учреждения?
- Что понравилось бы (или нравится) вам как родителю, участвующему в работе детского сада?
- Что необходимо для эффективной работы?
- Что вы думаете о качестве работы детского сада в работе с родителями на сегодняшний день?
Приложение 2
Уважаемые родители!
Прошел учебный год, в течение которого ваш ребенок посещал детский сад. Конец года – традиционное время подведения итогов.
Сотрудникам детского сада для дальнейшего планирования работы важно узнать ваше мнение и пожелания относительно работы детского сада с семьей в целом и ребенком в частности. Ваши ответы могут быть анонимными. Заранее благодарим за участие.
С уважением, администрация.
- Кем вы приходитесь ребенку (нужное подчеркните или напишите): мама, папа, бабушка, дедушка ____________________________________
- Что вас больше всего привлекает в детском саду? (выберите 3-4 пункта):
- Хорошая организация питания.
- Хорошая организация режима.
- Работа по укреплению здоровья детей.
- Хорошее состояние территории для прогулок.
- Хорошее отношение ребенка к воспитателю.
- Высокий уровень материально-технического оснащения.
- Хорошие отношения между детьми в группе.
- Высокий профессиональный уровень сотрудников.
- Детский сад неподалеку от дома (работы).
- Подготовка к школе.
- Психолого-педагогические консультации для родителей.
- Возможность участвовать в жизни детского сада.
- Другое _________________________________________________
- На каких мероприятиях для родителей вам удалось побывать? Постарайтесь вспомнить их названия______________________________________
- Какие причины не позволили вам побывать на всех мероприятиях для родителей? _____________________________________________________
- Что вам нравится больше всего в данных мероприятиях? _____________________________________________________________
- Что следует добавить к таким встречам, чтобы их эффективность была еще выше?___________________________________________________
- Какие темы вы обязательно бы пришли обсудить?___________________
- На шкале от 1 до 10 отметьте степень своей удовлетворенности от пребывания ребенка в детском саду, удовлетворение от общения с персоналом. 1___2___3___4___5___6___7___8___9___10.
- С кем из специалистов вы хотели бы встретиться? (Поставьте «галочки».)
Логопед
Психолог
Воспитатель
Физрук
Ни с кем
Со всеми
Другое ________________________________________________________
Приложение №3
Опрос воспитателей
об их ожиданиях от взаимодействия с семьей
- Сформулируйте и запишите свои личные цели в отношениях с родителями.
- Напишите, пожалуйста, какими способами, методами, приемами вы пользуетесь в повседневной работе с родителями, стараясь улучшить их взаимоотношения с детьми.
- Каким вы хотите видеть отношение родителей к себе как к профессионалу? Совпадает ли это с тем, как реально ведут себя родители?
- Напишите, пожалуйста, чему, на ваш взгляд, могут научиться родители у специалистов?
- Напишите, пожалуйста, чему, на ваш взгляд, педагогический персонал может научиться у родителей?
- Что, по-вашему, необходимо сделать для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь дошкольного учреждения и активнее участвовала в ней?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание системы работы по взаимодействию воспитателей и специалистов ДОУ в рамках календарно - тематического планирования"
В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребенка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик освобождается от необходимости контролировать и ...
Система работы по взаимодействию с семьей
Только вместе - родители и воспитатели могут обеспечить ребенку защиту, эмоциональный комфорт, содержательную жизнь ребенка в детском саду....
«Система работы и взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя»
Содержание:1. Структура работы тифлопедагога в ДОУ для детей с нарушением зрения2. Структура работы воспитателя в ДОУ для детей с нарушением зрения3....
Формы взаимодействия МАДОУ "Большеталдинский детский сад с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников.Работа с семьей должн...
Тема: «Система работы по взаимодействию учителя - логопеда с воспитателями групп комбинированной направленности, как фактор выравнивания стартовых возможностей у детей с ТНР при поступлении в школу».
Количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.Для того, чтоб...
Педагогическая система работы по взаимодействию с семьей
Педагогическая система работы по взаимодействию с семьей...
Система работы по взаимодействию с родителями младшая, средняя группы
Система работы по взаимодействию с родителями младшая, средняя группы...