Формирование нравственного сознания у старших дошкольников посредством пескотерапии
статья на тему

       Нравственное воспитание - одна из форм воспроизводства, наследования нравственности; целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

       Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_putintseva_e.v.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

IV Международная заочная научно -практическая конференция

«Вопросы нравственного воспитания в современном образовании»

Формирование нравственного сознания у старших дошкольников посредством пескотерапии

       Содержание нравственного воспитания дошкольников определено примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство»/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. для детей от 3-х до 7-ми лет, где поставлены задачи формирования бережного и уважительного отношения к окружающему миру рукотворных предметов и сфере человеческого труда, уважения и доверия к взрослым, уважения и терпимости к сверстникам. Авторы программы подразумевают, что педагоги понимают и принимают положение о том, что у детей есть их  неотъемлемые права. Задача педагога – обеспечит соблюдение прав каждого ребенка другими детьми и взрослыми. Это развивает в детях чувство собственного достоинства, защищенности, равноправия и на этой основе потенциальной доброжелательности к сверстникам и взрослым. Этому способствует установление определенных норм жизни групп, основанных на уважении взрослым ребенка и детьми друг друга.[1, 176с]

       Нравственное воспитание - одна из форм воспроизводства, наследования нравственности; целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

       Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.

       В работе по нравственному воспитанию с дошкольниками эффективен метод песочной терапии, песок органичен не только для детей, но и для взрослых. И сейчас получает все большее распространение у нас в стране в рамках технологии «Комплексная пескотерапия».

       Сам принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказала Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. В отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе — воплощение Жизни во Вселенной.

  Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает ее прекрасным средством для «заботы о душе».

       Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении устанавливаются два подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки «живут» в коробке. Дети используют игрушки в игре с песком, а коробки с песком являются «миром». Поэтому данный игровой метод назвали «Мировой методикой».

       Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: «Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации (перенесение вовне, на плоскость песочницы) фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики».

       Работа в песочнице в направлении нравственного воспитания предполагает не только учет мотивов, но и стимулов, т.е. тех объективных побудителей поведения, которые лежат вне ребенка. Стимул порождает мотив как внутреннюю причину активности личности, т.е. причину мотива. Интеллектуально ребенок может быть вооружен знаниями в области морали, а в сфере соответствующих переживаний (моральных чувств) – нет.

  Пескотерапия позволяет решить спектр задач:
- развитие у детей понимания и чувствования друг друга;
- развитие эмпатии, развитие интереса к себе;
- дифференцировка слухового восприятия;
- развитие вариативного мышления, развитие воображения, творческих способностей;
- развитие понимания мимических выражений;
- повышение самооценки, развитие умения чувствовать партнера;
- облегчение идентификации ребенка со своим именем;
- формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»;
- формирование у ребенка чувства принадлежности к своей семье;
- формирование позитивного отношения к своей семье;
- - гармонизация эмоционального состояния;
- отработка механизмов саморегуляции, формирование знаний об эмоциях;
- снятие напряжения, получение позитивного двигательного опыта;
- формирование навыков общения;
- развитие уверенности в себе, развитие навыков бесконфликтного общения;
- - актуализация позитивного эмоционального опыта;
- развитие умения договариваться друг с другом;
- развитие умения благодарить;
- коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения;
- формирование адекватных форм поведения.

 Процедура песочной терапии может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. 

 Строя картину из песка, дошкольник переносит на песочный «лист» ландшафт внутреннего мира и «диспозицию» в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, ребенок приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь мы знаем, что сказочный образ всегда потенциален, успешен).[2, 11с] Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может не осознаваться). Некоторое время наше бессознательное активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом, осуществляется, если перефразировать известное явление, «круговорот переносов в природе». Сначала внутренняя реальность переносится вовне — на песочный лист, потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение человека и так далее. [3, 81с]

 Взрослый в таинстве выбора не участвует. Он как будто «растворяется», но при этом фиксирует в Протоколе выбор фигурок.

 Когда выбор сделан, я приглашаю ребенка к подносам с песком и предлагаю ему выбрать, с каким песком ему сегодня будет приятней играть: с влажным или сухим.

 С влажным песком приятней взаимодействовать достаточно напряженным, тревожным людям, некоторым гиперактивным детям. Сухой песок рассыпается, и это их раздражает. Замечу, что переход от влажного песка к сухому часто является показателем проявления стабилизирующих психических процессов, позитивной динамики.

 Пескотерапия с дошкольниками актуализирует познавательный интерес детей к нравственным ценностям, заключенным в игре на песке, обогащает и закрепляет их этические знания; делает возможным активный диалог между героями песочного мира по нравственным темам; способствует эффективному самостоятельному выбору гуманных форм поведения, нейтрализует негативные нравственные проявления дошкольников, сводит к минимуму конфликты; а также способствует созданию условий для деятельности в группе по нравственной тематике.

Список литературы:

  1. Бабаева Т.И. «Детство» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2010-
  2. Погосова Н.М. Погружение в сказку. - СПб.: ООО Речь, 2008.-208с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии/. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М.- СПб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001.- 400с.
  4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1996.-210с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование правового сознания у старших дошкольников".

Содержание Введение. 2Глава 1 Теоретические основы формирования правового сознания у детей. 5Глава 2 Формирование правового сознания дошкольников. 7Глава 3 Формы работы с родителями. 11Заключение. 13С...

Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Программа дополнительного образования «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности» имеет нравственно-патриотическое направление....

Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Пояснительная запискаПрограмма дополнительного образования «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности» имеет нравственно-патриотическое...

«Основы формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством знакомства с малой Родиной»

Для того, чтобы подготовить ребёнка к жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромн...

Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников посредством краеведения ( из опыта работы)

Цель моей работы: повышение уровня сформированности духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через краеведение....

Педагогический опыт работы на тему: "Воспитание нравственно - патриотических чувств старших дошкольников посредством формирования любви к родному краю"

В докладе описан опыт работы воспитателя по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников, посредством ознакомления с родным краем....

Проект «Я – ребенок, и я имею право…» (формирование нравственно - правовых представлений старших дошкольников посредством дидактической сказки)

В проекте научно обосновано и практически доказано, что в ходе реализации проекта у воспитанников проявляется наибольший интерес к сказкам, и, закладываются основы нравственно-правового воспитания.Кон...