Гендерное воспитание
консультация (старшая группа) на тему
Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы – хотим этого или нет – постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Разница проявляется уже с детства...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_vospitanie.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гендерное воспитание.
Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы – хотим этого или нет – постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте. В зрелом возрасте гендерные различия проявляются еще шире. В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними. Но насколько велики и универсальны указанные различия, и каково соотношение законов половой дифференциации (половых особенностей) и характерного для данной культуры или для человечества в целом стиля гендерной социализации.
Так что же такое гендер?
Гендер (англ. gender, от лат. genus – «род») - социальные и личностные характеристики мужчин и женщин, определяющие их различия в полоролевом поведении в конкретном обществе.
Гендерная роль – набор ожидаемых образцов (норм) поведения для мужчин и женщин, диктуемых данным обществом.
В традиционной европейской семье роли мужчины – хозяин, лидер, защитник. Роли женщины – воспитательница, кухарка.
Гендерные роли передаются ребенку через наблюдения за типичными формами поведения мужчин и женщин: «Я буду как моя мама», «Перестань плакать, ты же мальчик!» Взрослея, ребенок идентифицирует (определяет) себя как представителя либо мужского, либо женского пола в своих представлениях и поведении.
Гендрная идентичность – отождествление себя с определенным полом, отношение себя как представителя этого пола, результат – освоение соответствующих форм поведения и формирование личностных качеств.
Проблема воспитания детей с учетом половых различий не нова. В разное время к ней обращались исследователи многих аспектов тендерной социализации (А. Моль, Л.С. Выготский, П.Л. Блонский, А.С. Макаренко, И.С. Кон, В.А. Сухомлинский и многие другие). В настоящее время существуют разные научные школы, концептуального обосновывающие возможность и необходимость полового воспитания детей в разные возрастные периоды (И.Е, Кон, Т.А. Ренина, В.Ф. Базарный, Н.Е.Татаринцева, В.В.Абраменкая (1987), Р.Бэрон, Д.Ричардсон (1997), В.Е.Каган (1987, 1989), А.В.Либин (1999), И.И.Лунин (1986), Т.И.Юферова (1985) и другие.).
Ответ на этот вопрос предложил в своей теории асинхронной эволюции попои доктор биологических наук, генетик В.А. Геодакян. Он исходил от положения о том, что в эволюции всегда борются две противоположные тенденции. Это, борьба консервативного и прогрессивного, устойчивого и изменяемого, старого надежного и нового не надежного...
Взаимодействие мальчиков и девочек в коллективе или в группе тоже различна. Так, младший и средний школьный возраст является периодом гендерной ceгрегации, когда дети стараются избегать представителей другого тендера. Тенденция мальчиков играть с мальчиками, а девочек – с девочками начинается проявляться у детей с 3-летнего возраста и постепенно усиливается до вступления в период полового созревания.
Доказано, что неравномерное, опережающее развитие девочек, особенно в дошкольном возрасте, приводит к закомплексованности, дискомфорту, состоянию ущербности мальчиков.
Проблема пола вызывала интерес в обществе с древних времен и исследовалась историками, философами, этнографами, физиологами, медиками. Как психолого-педагогическая проблема она начала изучаться со второй половины XIX века В. М. Бехтеревым, А. П. Нечаевым, И. П. Павловым, М. М. Рубинштейном и др.
В начале XX столетия отечественные ученые (Е. А. Аркин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд и др.) интенсивно изучали возможности и особенности полового воспитания дошкольников. Социальная ситуация в стране затормозила развитие проблемы исследования по вопросу полового воспитания детей в отечественной психологии и педагогике, и только в 60-70-е годы вновь ставится вопрос о воспитании детей с учетом их половой принадлежности.
Попытки раздельного воспитания уже имели место в практике отечественного образования в 50-60 годы прошлого столетия. И, как известно, они привели к негативным последствиям, осложняющим взаимоотношения между людьми разного пола, к утрированию ахресенвных проявлении, нивелированию межполовой толерантности. Как показали современные исследования, недопустимость раздельного воспитания детей дошкольного возраста обусловлена необходимостью учета двух механизмов полоролевой социализации - идентификации и дифференциации (И.С. Кон). Отсутствие представителей противоположного пола в ближайшем социальном окружении приводит к блокированию действия этих механизмов, что чревато неадекватностью процессов становления качеств фемининности и маскулинности (Т.А.Репина).
Имеющиеся в настоящее время психолого-педагогические исследования по проблеме пола и ее разрешения в дошкольном детстве служит достаточно мощным, фундаментальным основанием организации педагогического процесса с учетом тендерных различий. В них раскрыты: сущность, механизмы полоролевой социализации (И.С. Кон, Ю.Е. Алешина, А.С. Волович, Т,А. Репина, О.B. Прозументик и др.), особенности формирования психического, социального пола (Н.К. Дедовских, А.А. Чекалина и др.), педагогические аспекты полового воспитания в детском саду и семье (Л.В. Градусова, Е.А. Кудрявцева, Т.В. Малова, Л.В. Коломийченко и др.). Современные программы полового воспитания отражают разные аспекты гендерной культуры: внешний вид, особенности поведения, взаимоотношений, доминирующие виды труда, спорта, профессии, мужчины и женщины и т.д. (Л.В. Коломийченко, И.П. Шелухина, К.Г. Латаринцева и др.).
По определению Организации Объединенных Наций, именно гендерные отношения (социальные отношения между полами) являются одной из главных проблем XXI века. Возрастание роли гендерных исследований в педагогике получило законодательное обоснование в указаниях Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации при правительстве РФ от 22 января 2003 года и приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2003 г. «Об освещении гендерных вопросов в системе образования», в которых были даны официальные рекомендации по изучению основ гендерных знаний в системе образования.
Дошкольное образование, неразрывно связанное с культурой общества,
нуждается в переосмыслении, корректировке своих позиций в вопросах
гендерного воспитания детей. Под гендерным воспитанием понимается
целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельности дошкольника, заключающийся в содействии накоплению социального опыта выполнения гендерных ролей, осознания себя как представителя определенного пола с позиции духовно-нравственных ценностей. Эффективность процесса гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста обеспечивается комплексом следующих организационно-педагогических условий:
- педагогизация родителей в вопросах гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
- создание ситуаций выполнения гендерных ролей детьми старшего дошкольного возраста, осуществляемых с позиции духовно-нравственного становления личности;
- организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание детей дошкольного возраста.
Процесс гендерного воспитания старших дошкольников происходит
в рамках разработанной структурно-функциональной модели на основе
аксиологического, личностно-деятельностного и гендерного подходов,
результатом которой является гендерная воспитанность.
Гендерная воспитанность определяется как интегративное качество личности, в обобщенной форме отражающее систему личностных, социальных представлений и опыта в выполнении гендерных ролей на основе эмпатии, самоуважения, взаимоуважения.
Как утверждает доктор психологических наук Т.А.Репина, анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются некоторые особенности развития мозга. В исследовании Т.П.Хризман показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста “разная стратегия мозга”, их эмоции имеют разную генетическую основу. По данным Т.М.Титоренко (1989) мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Под влиянием взрослых формируются и развиваются два разных человека – с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций, таких как речь, эмоции, мышление. Следует помнить главное: мальчики и девочки, имея разный мозг, ведут себя по-разному.
Ученые, работающие по данной проблеме (Градусова Л.В., Кудрявцева Е.А., Татаринцева Н.Е.), считают, что женщину в девочке, так же как и мужчину в мальчике, следует формировать с дошкольного возраста, не отделяя полового воспитания от общего нравственного. В противном случае при становлении личности девочки или мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем – препятствующие выполнению семейной и общественной функции.
Задачи гендерного воспитания, направленные на развитие различных сфер женской/мужской индивидуальности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в процессе полоролевой социализации:
• помощь в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа "Я" мальчика/девочки, переживаний дошкольников;
• формирование представлений о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения;
• развитие способности и формирование готовности устанавливать искренние, уважительные, партнерские отношения со взрослыми, сверстниками и сверстницами;
• развитие коммуникативных умений, навыков к реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности ДОУ;
• формирование представлений о правилах поведения с незнакомыми людьми и навыков личной безопасности.
В ДОУ создаются необходимые условия для воспитания мальчиков и девочек:
- организация игровых зон для мальчиков и девочек, содержащие соответствующий набор игрушек: кукольная комната для девочек, коляски, посудка, куклы разных размеров и полов – для девочек, конструкторы, строитель, машины разных модификаций - для мальчиков.
- маркировка раковин для умывания, кроватей и туалетных кабинок;
- привитие правил нравственности: мальчики пропускают девочек вперед, защищают и помогают девочкам и т.д.;
Остановимся подробнее на воспитании девочек в России.
Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится к 11 веку. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок. С начала 17 века хорошее по тем временам домашнее образование получали царские дочери и девицы из знатных боярских семей. При Петре I в Москве и Петербурге появились частные светские школы, в которых могли обучаться и девочки. В 1724 году было предписано монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, прядению, шитью и другим мастерствам. В 1754 году были учреждены первые акушерские школы в Москве и Петербурге, а затем в других городах. В раскольничьих скитах имелись частные школы, в которых преподавали «мастерицы». Началом общественного образования женщин в России принято считать 1764 год, когда в Петербурге по проекту И.И.Бецкого было основано Воспитательное общество благородных девиц. С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста. В середине 19 века среднее женское образование пришло в полное противоречие с требованиями жизни. Выдающиеся русские педагоги-демократы К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Н.А.Вышнеградский, революционеры-демократы Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев резко критиковали систему закрытого привилегированного женского образования, её косность, узкосословный характер, отрыв от реальной жизни, иноязычность обучения (чаще всего обучение происходило на французском языке), пренебрежение к русской культуре. Они требовали воспитания женщины как человека, имеющего равное с мужчиной право на образование. Защищали общеобразовательный, открытый характер воспитания женщины, его бессословность, доступность.
Под влиянием общественного движения в России в 60-е годы несколько расширилась сеть женских учебных заведений, возросла возможность получения девочками общего образования в совместных школах. К середине 60-х годов Россия стояла на 1-м месте в Европе по развитию среднего женского образования. Однако по-прежнему средние школы в основном оставались доступными только для девочек из состоятельных семей.
В 1864 организуются педагогические женские курсы при Петербургских женских гимназиях. До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам был закрыт. Первые русские женщины, получившие высшее образование, учились за границей в 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут. В 1896 году женщинам представилось право поступать в институты и университеты.
Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании.
К началу XX в. не только в России, но и во многих странах Западной и Центральной Европы именно мужчине отводилась ведущая роль во всех сферах государственной и общественной жизни. Женщина же должна была посвятить себя в основном семье, поэтому школьное образование девочек соответствующим образом отличалось по своему содержанию от подготовки мальчиков.
Начального образования для девочек из простых семей, по признанию известного представителя официальной педагогики С. И. Миропольского, «почти не существовало»
Советская власть с первых же лет своего существования демонстрировала совершенно иной подход. В партийной программе РКП(б), принятой на VIII большевистском съезде в марте 1919 г., говорилось о необходимости совместного обучения детей обоего пола. Мотивировалось это стремлением устранить существовавшее до революции неравноправие женщин и мужчин.
В конце 30-х гг. XX в. в окружении И. В. Сталина вызрела идея вернуться к раздельному обучению мальчиков и девочек. Согласно изданной Наркоматом просвещения РСФСР инструкции от 23 июля 1943 г. директорами мужских школ должны были назначаться обязательно мужчины, а женских - женщины.
С 1 сентября 1954 г. в советских школах раздельное обучение детей и подростков за исключением уроков труда было ликвидировано. Больше к этой практике советская система образования не возвращалась.
Следует отметить, что гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста не будет эффективным, если будет осуществляться только в условиях ДОУ. Основы, заложенные в дошкольном учреждении должны стать основой и семейного воспитания. Поэтому следует уделять большое внимание воспитанию детей в семье.
Многие родители полагают, что они воспитывают сыновей и дочерей одинаково, но это не так. Асимметрия гендерной социализации девочек и мальчиков проявляется с первых дней. Мы интуитивно приписываем ребенку те или иные качества. О девочке мы говорим – красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный, крепкий. Эти различия проявляются и в одежде детей. Когда рождается мальчик, родители покупают ему одежду голубого цвета – когда рождается девочка, – розовую. В одежде девочки обязательно должны присутствовать рюши, банты, различные украшения, ей постоянно напоминают о том, что она должна быть опрятной и аккуратной. Мальчиков напротив одевают во все удобное, не маркое, что помогает им лучше исследовать окружающий мир, развивать ловкость, изобретательность, любознательность, активность, не бояться испачкаться.
Организовывать игровое пространство в домашних условиях тоже с учетом пола ребенка. Так для девочек нужно подбирать такие игрушки, как куклы, мягкие игрушки, коляски, кроватки, посуду и т.д. Родителям девочек необходимо создавать такие игровые ситуации дома, в которых девочки проявляют женственность (учатся сервировать стол, нежно и ласково обращаться с куклами-детками, наводить в доме красоту и порядок, чаща привлекать девочек к хозяйственно-бытовому труду (уборке игрушек, уходу за растениями и т.д.)
Девочки учатся вести себя как мама. Наблюдая за играми детей мы можем констатировать, что девочкам дошкольницам уже не нравится «приходя с работы, успеть приготовить ужин, перемыть посуду и еще сделать уборку в квартире». Они начинают понимать, что быть мамой очень трудно. Поэтому при распределении обязанностей в семье очень важен положительный пример родителей.
В психологии не существует расхождений во мнении относительно того, что мозг мальчиков и девочек устроен по-разному, – говорит психиатр Майкл Карр-Грегг (Michael Carr-Gregg), – девочки, когда их просят нарисовать рисунок, используют большое количество ярких цветов. И они всегда рисуют существительные. Мальчики используют темные цвета, серые и черные, и рисуют глаголы”.
Опираясь на эту символику, легко найти эмоциональный отклик в душе ребенка, заинтересовать его, объяснить какие-то малопонятные ему вещи. И наоборот, если информация, получаемая ребенком, не затрагивает эмоций, она проходит мимо: в одно ухо влетает – в другое вылетает.
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Девочки заполняют альбомы “принцессами” и автопортретами, а мальчики машинами и военными сражениями, и никогда наоборот.
У девочек уже в раннем возрасте проявляется “инстинкт материнства”, выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т. п.).
Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они как правило прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.
У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению, быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях.
Качественно процессы восприятия, мышления, памяти у детей разного пола тоже различаются достаточно сильно. Девочки при решении пространственных задач используют речевые опоры, а при решении речевых, логических – образные и эмоциональные. Мальчикам пространственные задачи легче решать чисто пространственными способами (мысленный поворот, наложение и так далее).
В дошкольном и младшем школьном возрасте девочки в речевом плане “забивают” мальчиков. Их речь развита лучше, но мышление более однотипно. Мальчики мыслят нестандартно и интересно, но так как они молчат, их внутренний мир часто скрыт от нас.
У девочек речь более беглая, они быстрее читают и красивее пишут, но та сторона речи, которая связана с поиском: подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов — лучше удается мальчикам. У мальчиков сильнее развито пространственное представление, потому что выполнение пространственно-зрительных задач требует поиска. Специальные исследования мозга детей показали, что пространственная ориентация не вызывает затруднения у шестилетних мальчиков, но часто не по силам девочкам в 13 лет. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одну на другую.
Жизнь в семье показывает детям, что мужчины и женщины, несмотря на свою разницу и различные роли, необходимы друг другу и должны заботиться друг о друге. Полоролевое воспитание в семье - не просто сумма влияний взрослых на ребенка-дошкольника, а сложная система взаимных влияний взрослых и ребенка друг на друга. В этой системе существуют свои внутренние противоречия, но значение их отнюдь не обязательно негативно и потому, что они могут уравновешивать и компенсировать друг друга, и потому, что побуждают ребенка на этапе интенсивного полоролевого формирования к собственной активности, поисковому поведению.
Все мы хотим своим детям счастья в личной жизни.
Хотим вырастить мужественных юношей
и очаровательных девушек.
И никак не наоборот. И поэтому нет родителей,
которые бы всерьез не задумывались
над проблемой полоролевого воспитания.
Остановимся подробнее на воспитании девочек в России.
Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится к 11 веку. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок. С начала 17 века хорошее по тем временам домашнее образование получали царские дочери и девицы из знатных боярских семей. При Петре I в Москве и Петербурге появились частные светские школы, в которых могли обучаться и девочки. В 1724 году было предписано монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, прядению, шитью и другим мастерствам. В 1754 году были учреждены первые акушерские школы в Москве и Петербурге, а затем в других городах. В раскольничьих скитах имелись частные школы, в которых преподавали «мастерицы». Началом общественного образования женщин в России принято считать 1764 год, когда в Петербурге по проекту И.И.Бецкого было основано Воспитательное общество благородных девиц. С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста. В середине 19 века среднее женское образование пришло в полное противоречие с требованиями жизни. Выдающиеся русские педагоги-демократы К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Н.А.Вышнеградский, революционеры-демократы Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев резко критиковали систему закрытого привилегированного женского образования, её косность, узкосословный характер, отрыв от реальной жизни, иноязычность обучения (чаще всего обучение происходило на французском языке), пренебрежение к русской культуре. Они требовали воспитания женщины как человека, имеющего равное с мужчиной право на образование. Защищали общеобразовательный, открытый характер воспитания женщины, его бессословность, доступность.
Под влиянием общественного движения в России в 60-е годы несколько расширилась сеть женских учебных заведений, возросла возможность получения девочками общего образования в совместных школах. К середине 60-х годов Россия стояла на 1-м месте в Европе по развитию среднего женского образования. Однако по-прежнему средние школы в основном оставались доступными только для девочек из состоятельных семей.
В 1864 организуются педагогические женские курсы при Петербургских женских гимназиях. До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам был закрыт. Первые русские женщины, получившие высшее образование, учились за границей в 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут. В 1896 году женщинам представилось право поступать в институты и университеты.
Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании.
К началу XX в. не только в России, но и во многих странах Западной и Центральной Европы именно мужчине отводилась ведущая роль во всех сферах государственной и общественной жизни. Женщина же должна была посвятить себя в основном семье, поэтому школьное образование девочек соответствующим образом отличалось по своему содержанию от подготовки мальчиков.
Начального образования для девочек из простых семей, по признанию известного представителя официальной педагогики С. И. Миропольского, «почти не существовало»
Советская власть с первых же лет своего существования демонстрировала совершенно иной подход. В партийной программе РКП(б), принятой на VIII большевистском съезде в марте 1919 г., говорилось о необходимости совместного обучения детей обоего пола. Мотивировалось это стремлением устранить существовавшее до революции неравноправие женщин и мужчин.
В конце 30-х гг. XX в. в окружении И. В. Сталина вызрела идея вернуться к раздельному обучению мальчиков и девочек. Согласно изданной Наркоматом просвещения РСФСР инструкции от 23 июля 1943 г. директорами мужских школ должны были назначаться обязательно мужчины, а женских - женщины.
С 1 сентября 1954 г. в советских школах раздельное обучение детей и подростков за исключением уроков труда было ликвидировано. Больше к этой практике советская система образования не возвращалась.
В психологии не существует расхождений во мнении относительно того, что мозг мальчиков и девочек устроен по-разному, – говорит психиатр Майкл Карр-Грегг (Michael Carr-Gregg), – девочки, когда их просят нарисовать рисунок, используют большое количество ярких цветов. И они всегда рисуют существительные. Мальчики используют темные цвета, серые и черные, и рисуют глаголы”.
Опираясь на эту символику, легко найти эмоциональный отклик в душе ребенка, заинтересовать его, объяснить какие-то малопонятные ему вещи. И наоборот, если информация, получаемая ребенком, не затрагивает эмоций, она проходит мимо: в одно ухо влетает – в другое вылетает.
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Девочки заполняют альбомы “принцессами” и автопортретами, а мальчики машинами и военными сражениями, и никогда наоборот.
У девочек уже в раннем возрасте проявляется “инстинкт материнства”, выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т. п.).
Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они как правило прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.
У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению, быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях.
Качественно процессы восприятия, мышления, памяти у детей разного пола тоже различаются достаточно сильно. Девочки при решении пространственных задач используют речевые опоры, а при решении речевых, логических – образные и эмоциональные. Мальчикам пространственные задачи легче решать чисто пространственными способами (мысленный поворот, наложение и так далее).
В дошкольном и младшем школьном возрасте девочки в речевом плане “забивают” мальчиков. Их речь развита лучше, но мышление более однотипно. Мальчики мыслят нестандартно и интересно, но так как они молчат, их внутренний мир часто скрыт от нас.
У девочек речь более беглая, они быстрее читают и красивее пишут, но та сторона речи, которая связана с поиском: подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов — лучше удается мальчикам. У мальчиков сильнее развито пространственное представление, потому что выполнение пространственно-зрительных задач требует поиска. Специальные исследования мозга детей показали, что пространственная ориентация не вызывает затруднения у шестилетних мальчиков, но часто не по силам девочкам в 13 лет. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одну на другую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Простые правила воспитания мальчиков"
Полноценное развитие мальчика происходит при правильном его воспитании...
"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.
Так случилось, что один из выпусков был практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...
Гендерное воспитание.ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
Этапы полоролевого развития Новорожденность. Настройка на определенный пол.- Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием - Младший возраст (3-4 года). Диф...
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале
Агибалова (Лазарева) Е.А. студент группА ЗДО-5-12, факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...
Проект «Современные культуросообразные технологии полоролевого воспитания дошкольников (гендерное воспитание)» в подготовительной группе
Цель проекта: Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОО.Задачи: 1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к опр...
«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...