Задание для родителей по развитию лексико- грамматических категорий
консультация (старшая группа) на тему

Столобкова Оксана Александровна

Эти задания помогут нам, педагогам, и родителям закрепить пройденный материал в детском саду,пополнить словарный запас ребенка,а так же развивать правильную и граммотную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_mini_sayt.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Задания для родителей по развитию лексико- грамматических категорий.

                                                       

                                                             Тема «Осень.»

     Задание 1. Родителям рекомендуется:

вспомнить с ребенком, какое сейчас время года, назвать осенние месяцы по порядку;

обратить внимание ребенка на то, какие изменения произошли в живой и неживой природе;

рассказать о том, что происходит с деревьями осенью, как звери и птицы готовятся к зиме;

вспомнить названия перелетных птиц, почему они так называются;

перечислить как можно больше признаков осени.

Задание 2.   ЗАГАДКА:

Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. - Когда это бывает?

Задание 3. Подобрать как можно  больше  признаков к слову осень: осень (какая?) - золотая, дождливая ... .

Задание 4. «Подбери предметы к признакам». Осенний - день, ... . Осенняя - погода, ... . Осеннее - небо, ... . Осенние - дожди, ... .

Задание 5. Дидактическая игра «Правильно - неправильно» (понимание причинно-следственных связей).

  • Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь потому, что я взял зонт.
  • Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила потому, что птицы улетели на юг.

Задание 6. Ответить на вопросы по теме «Осень».

Какая погода осенью? Какой идет дождик осенью?

Где цветы завяли? Листья падают откуда?

Какие птицы улетели? Куда?

Задание 7. Объяснить ребенку значение словосочетаний: «Моросит дождь», «серые тучи», «желтеют листья», «исчезают цветы», «наступила осень», «ранняя (поздняя) осень».

Тема «Деревья»

Задание 1. Родителям рекомендуется:

во время совместной прогулки в парке, в лесу показать ребенку лиственные деревья — березу, клен, липу, осину, рябину, дуб и внимательно рассмотреть, какие у этих деревьев стволы, ветки, листья;

научить различать их;

обратить внимание ребенка на изменение окраски листьев осенью;

найти в природе листья деревьев разного цвета;

Задание 2. Отгадать загадку (выучить по выбору).

  • Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
  • На полянке девчонки в белых рубашках, зеленых полушалках. (Береза)
  • Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
  • Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила, А о чем она грустит, никому не говорит. (Ива)
  • Я из крошки-бочки вылез, корешки пустил и вырос,

Стал высок и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок, ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

Задание 3. Объяснить ребенку значение слова листопад.

Задание 4. Ответить на вопрос: «Чем отличается дерево от кустарника?»

Задание 5. Дидактическая игра «Назови лист» (образование относительных прилагательных): лист березы - березовый, лист клена - ..., лист осины - ..., лист липы - лист рябины - ....

Задание 6. Подобрать родственные слова: лист - листок, листочек, лиственный, лиственница, листопад;.

Задание 7. Подобрать действия к предмету: листья - вянут, осыпаются, шуршат, шелестят, падают.

Задание 8. Вставить в предложение пропущенный предлог в, на, под.

Березовый лист упал ... землю. Лена увидела ... корзине желтый березовый лист. ... корзиной лежал красивый маленький лист клена.

Тема «ОВОЩИ» 

Задание 1. Родителям рекомендуется:

рассмотреть с ребенком натуральные овощи;

обратить внимание на их форму, размер, цвет, запах и вкус;

рассказать, где и как растут овощи (в огороде, на земле, в земле);

по возможности сходить вместе с ребенком на овощной рынок и посмотреть, какие овощи там продают;

рассказать ребенку, какие блюда можно приготовить из овощей.

Задание 2. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Яблоко, груша, картошка, лимон. Морковь, слива, капуста, горох. Малина, клубника, редис, черника.

Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак»: тыква (какая?) - ..., помидор (какой?) - ... .

Задание 4. Вспомнить вместе с ребенком известные ему загадки об овощах.

Задание 5. Ответить на вопрос: Что едят  сырым, жареным, вареным?

Задание 6. Составить описательные  рассказы  об  овощах:

Что это?

Где растет?

Внешний вид.

Каков на вкус?

Что из него готовят?

Задание 7. Составить сравнительные рассказы об огурце и помидоре.

Задание 8. Закончить предложения (составление сложноподчиненных предложений).

Мама почистила картошку, чтобы... . Мама помыла овощи, чтобы...  . Мама купила в магазине морковь, чтобы... .

Задание 9. Дидактическая игра «Подскажи словечко» (тема «Овощи»).

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто. Летом выросла... (капуста).

Солнышко светило, чтоб ярче зеленел... (укроп).

Собираем мы в лукошко очень крупную... (картошку).

От дождя земля намокла - вылезай, толстушка... (свекла).

Из земли - за чуб плутовку! Тянем сочную... (морковку).

Надо поклониться низко, чтобы вытащить... (редиску).

Помогает деду внук - собирает с грядок... (лук).

Просит дедушка Федюшку: «Собери еще... (петрушку)».

Вот зеленый толстячок - крупный, гладкий... (кабачок).

И красавец-великан темно-синий... (баклажан).

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

Задание 10. Объяснить ребенку значение пословицы «Летний день год кормит».

Тема «Фрукты» 

Задание 1. Родителям рекомендуется:

рассмотреть с ребенком натуральные фрукты, назвать их;

обратить внимание на их форму, размер, цвет, запах и вкус;

рассказать, где и как растут фрукты.

рассказать ребенку, что можно приготовить из фруктов (варенье, компот, сок, салат…) Задание 2. Дидактическая игра «Подбери признак»: яблоко (какое?) - ..., груша(какая?)        Задание  3. «Назови, какие ты знаешь фрукты на звук а» (ананас, апельсин, абрикос).

Задание 4. Дидактическая игра «Узнай по описанию» (попросить ребенка самостоятельно составить описательную загадку о фрукте): «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

Задание 5. Вспомнить вместе с ребенком известные ему загадки о фруктах.

Задание 6. Образование относительных прилагательных по теме «фрукты»: сок из яблок - яблочный, варенье из яблок - яблочное, начинка для пирога из яблок - яблочная и т.д.

Задание 7. Составить описательные  рассказы  о фруктах по плану:

Что это?

Где растет?

Внешний вид.

Каков на вкус?

Что из него готовят?

Задание 8. Составить сравнительные рассказы о яблоке и лимоне.

Задание 9. Составить предложение из слов:

Яблоко, лежать, яблоня, под.

Груша, расти, сад, в.

Вишня, тарелка, лежать, на.

ИГРЫ

«ПРИДУМАЙ»

Цель: учить детей составлять предложения по заданному глаголу.

Описание игры. Взрослый произносит одно слово (глагол), например, «готовит». Ребёнок придумывает с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», «Катя готовит суп».

Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Взрослый может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т.д.) в зависимости от цели занятия.

 «КТО СУМЕЕТ ПОХВАЛИТЬ»

Цель: подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Взрослый объясняет условия игры: «Пьеро принёс нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы — хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисован апельсин. Можно так похвалить апельсин: апельсин вкусный или: апельсин ароматный. А булочку как можно похвалить? (Булочка мягкая.) Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Пьеро подарит картинку».

Лексический материал: кошка, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, ёжик, лиса, мальчик и др.

Примерные ответы: кошка умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, ёжик серый, лиса рыжая, мальчик трудолюбивый и т. п.

«КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ?»

Цель: подбирать определения к предмету, явлению.

Взрослый называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

Белка — пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая. 
Пальто — тёплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, синее. 
Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, весёлая, грустная. 
Мяч — резиновый, круглый, большой, красный. 
Дом — деревянный, кирпичный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтажный.

«СКАЖИ КАКОЙ»

Цель: называть не только предмет, но и его признаки и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами.

Предлагаем детям ряд заданий:

1.По отдельным признакам узнать предметы; отгадать загадки. «Круглое, сладкое, румяное — что это?».

2. Дополнить словосочетание словами, отвечающими на вопрос, какой предмет по вкусу, цвету: сахар (какой?) - ... белый, сладкий; снег - ..., лимон - ….

«НА ВЫСТАВКЕ»

Цель: давать описание картины, используя образные слова и выражения.

Взрослый размещает на мольберте или в групповой комнате детские рисунки (желательно тематически подобранные или по лексическим темам) и организует выставку. Назначает экскурсовода, который проводит экскурсию по выставке. Экскурсовод должен красиво описать картины, дать им названия. Если ребёнок в чём-то затрудняется, дети ему помогают. Воспитатель регулирует частоту смены экскурсоводов. В конце игры выбирается лучший экскурсовод.

«ЗАГАДКА»

Цель: выделять признаки предметов, придумывать загадки, используя образные слова и выражения.

У каждого игрока на столе картинка, перевёрнутая изображением вниз.

Задание: придумать загадку по картинке и загадать всем присутствующим. Выиграет тот, кто придумает самые интересные загадки, подберёт сравнения, описания, «красивые» слова для своей загадки.

Вариант игры

Цель: развивать воображение, умение выразительно передавать содержание, характеры с помощью слова.

Взрослый выбирает одного-двух игроков, которые, используя кукол, шапочки или другие атрибуты, разыгрывают какой-либо эпизод, диалог из литературного произведения. Дети отгадывают, из какой сказки или рассказа этот отрывок. Кто отгадает первым и скажет, что предшествовало этому эпизоду, и какие действия в произведении за ним последуют, получит право загадывать следующую загадку. Игра повторяется несколько раз.

 «ЗАДУМАЙ СЛОВО»

Цель: систематизировать представления о значении слов, выражать свои мысли в краткой форме, подбирать слова-названия качеств, предметов, действий.

Ребёнок задумывает слово, которое все знают, но не называет его, а только рассказывает, что оно обозначает, т. е. какой предмет, что с ним можно делать или что он делает. Остальные участники игры отгадывают, что это за слово, например: 
он пушистый, лакает молоко, мурлыкает (котёнок); 
он красивый, голосистый, кукарекает (петух); 
она металлическая, ею можно есть суп, кашу (ложка); 
она оранжевая, длинная, вкусная, сочная (морковка); 
оно белое, плывёт по небу (облако).

«КАКОЕ ЧТО БЫВАЕТ?»

Цель: классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.

Детям предлагают рассказать Незнайке, что бывает: зелёным — огурец, крокодил, листья, цветы, ель, краска, военная машина, нитки; 
широким — река, дорога, лента, бульвар, улица; 
новым — шуба, валенки, платье, пальто, игрушки, дом, автомобиль, журнал, мебель; 
маленьким — котёнок, мышка, лисёнок, брат, хомячок, мальчик; 
вкусным — конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт; 
пушистым — белка, кошка, пух, ёлка, волосы, кофта, шарф, лиса; 
холодным — чай, снег, молоко, лёд, погода, ветер, зима, комната, перчатки, солнце, мороженое, сосулька, компот; 
высоким — дом, башня, человек, сапоги, потолок, температура; 
круглым — стол, мяч, апельсин, яблоко, голова, лицо, глаза, солнце, помидор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и задания на развитие лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушением речи

Данный материал будет полезен при подготовке конспектов занятий по некоторым лексическим темам логопедам, воспитателям. Также может применяться родителями в занятиях с детьми и студентами педагогическ...

Домашнее задание для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме: "Зимующие птицы"

Домашнее задание для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме: "Зимующие птицы"...

Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам: "Домашние птицы", "Продук...

консультация для родителей "Развитие лексико-грамматических категорий с помощью дидактических игр"

консультация для родителей "Развитие лексико-грамматических категорий с помощью дидактических игр"...

Картотека заданий по развитию лексико - грамматических категорий

Дидактический материал  для   воспитателей групп компенсирующей направленности. Представлен по разным тематикам....

Консультация для родителей "Игры на развитие лексико-грамматических категорий" у детей с нарушением речи

Данные игры могут использовать родители в целях закрепления лексических тем, обогащая словарь детей, что в свою очередь способствует развитию правильной и грамотной речи....

Консультация для родителей Развитие лексико-грамматических категорий и фонематического восприятия во 2 младшей группе

В формировании грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста большой удельный вес занимает работа над развитием понимания и использования в речи грамматических средств, активизацией п...