Статья "Читаем с детьми."
консультация (старшая группа) на тему
Статья рассказывает о пользе чтения и о том, как правильно выбрать книгу, как привить ребенку дошкольного возраста любовь и интерес к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitaem_knigi.docx | 133.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская литература – это богатейший фонд отечественных и зарубежных стихов, сказок, рассказов и повестей, рассчитанных на разные возрастные группы. Нередко на концевой странице книги можно найти пометку «для чтения родителями детям», «для дошкольного возраста», «для младшего школьного возраста». Однако в настоящее время, данный сегмент рынка сильно расширился: появились новые авторы, новые произведения, переизданы любимые родителями с детства книги. Разобраться во всем этом изобилии очень непросто, ведь нужно не только найти интересную книжку, но и понять, насколько она будет доступна ребенку.
Когда нужно начинать читать ребенку книги?
Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, чем раньше начинается знакомство ребенка с книгами, тем быстрее он их полюбит, научится слушать. Но, с другой стороны, в полгода ребенок еще не в состоянии понять прочитанного. Стоит ли опережать события? А почему бы и нет. Ведь есть книжки для малышей, в которых всего несколько строчек очень простого текста и красивые, яркие, понятные картинки. Как правило, эти картинки сопровождаются короткими стишками или потешками, содержащими многократно повторяющийся звуковой ряд: «киска-киска – брысь-брысь-брысь…». Слыша эти слова, ребенок радуется, потому что узнает их. К тому же детям очень нравится поэтическая ритмика. В два года нужно читать уже совсем другие книги, но согласится ли ребенок их слушать, если он не был вовлечен в мир литературы еще тогда, когда ему было сложно даже подражать звукам животных?
К тому же книга способствует более быстрому формированию речевых навыков, что очень важно. Неслучайно рекомендуется с самого раннего возраста читать детям сказки Пушкина, так как они способствуют пониманию языка, запоминанию его звучания. Современные дети начинают говорить в целом на полгода позже, чем еще 20 лет назад. Возможно, это связано именно с тем, что родители стали меньше внимания уделять книгам.
Как подобрать книгу по возрасту?
Прежде всего нужно руководствоваться тем, насколько ваш ребенок способен воспринять данный текст. Некоторые дети уже в 3 года с удовольствием слушают рассказы Носова, тогда как другие с трудом понимают самые простые сказки. Все зависит от опыта ребенка. Если ему постоянно и много читали, пересказывали и обсуждали с ним прочитанные книги, ему намного легче перейти от волшебной сказки к реальной жизни и начать слушать рассказы.
Очень важным показателем доступности книги является то, о детях какого возраста в ней рассказывается. Например, в рассказах Н. Носова мальчикам по 6-7 лет, стало быть, читать эту книгу в два и даже четыре года еще рановато. В целом ребенок сможет понять содержание, ему будет интересно слушать о забавных случаях, но большая часть событий останется непонятой, поскольку у него еще недостаточно жизненного опыта. Повесть-сказка А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» рассказывает о мальчике, которому 7 лет. Но эту книгу очень любят дошкольники, потому что в ней есть элемент сказки, который стирает возрастные границы. Карлсон – герой без возраста. А вот другая повесть той же Астрид Линдгрен «Эмиль из Ленеберги» – о пятилетнем мальчишке-шалуне. Именно пятилетние дети от нее в восторге, потому что им все абсолютно понятно, сюжет не вызывает затруднений, легко воспринимается и запоминается. Поэтому, выбирая ребенку книгу, советую читателям , пролистать ее и обратить внимание на возраст героев. Ведь они поступают так же, как мог бы поступить и ваш малыш, окажись он на их месте. Чем ближе возраст героев книги к возрасту вашего ребенка, тем более понятной будет для него данная книга.
Сказки, казалось бы, не имеют возрастных ограничений. Волшебство любят все и всегда. Однако это не совсем так. Сказка «Теремок» и «Снежная королева» очень сильно отличаются друг от друга, и, если первая пятилетнему малышу уже неинтересна, то вторая еще пока малопонятна.
Детям до полутора лет нужно читать коротенькие стишки А. Барто, С. Маршака, сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок». С полутора лет начинается знакомство с К. Чуковским и его неисчерпаемым наследием малопонятных и от этого, наверное, столь привлекательных для детей сказок. «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-цокотуха», «Доктор Айболит» – дети очень любят эти произведения, постоянно просят перечитывать их, пока не запомнят наизусть. Кроме того, именно в этом возрасте начинается знакомство с русской народной сказкой, сказками В. Сутеева и другими. Не следует забывать и о стихах. Большой популярностью у детей двух-трех лет пользуется сборник стихов Юнны Мориц «Большой секрет для маленькой компании».
После трех лет можно переходить к более объемным произведениям, которые будут читаться каждый вечер перед сном. Это бессмертные творения Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья», «Трое из Простоквашино», «38 попугаев» Григория Остера, «Винни-пух и все-все-все» Алана Александра Милна, уже упоминавшаяся повесть-сказка Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон», «Приключения Буратино» А.Н. Толстого.
В четыре года дети начинают осознавать происходящее в книге и выражать свое отношение. Важно не упустить этот момент и включить в список книг «Приключения олененка Бэмби», «Золушку» и «Белоснежку». Это книги о взаимоотношениях, переживаниях, боли. Эти чувства очень важны для человека, их нужно научиться понимать. Сказка о трогательном олененке заставляет плакать и взрослых. Дети, которые уже научились слушать книгу, нередко впервые задумываются о несправедливости и всерьез переживают прочитанное. После такой тяжелой книги обязательно переключитесь на что-нибудь более спокойное и веселое.
Выбирать книги для детей 5-6 лет уже проще, поскольку жизненный опыт ребенка позволяет ему многое понять и усвоить. В этом возрасте можно начать посещать детскую библиотеку, чтобы он сам мог выбрать ту книгу, которую ему было бы интересно прочесть. Многие дети в этом возрасте уже начинают учиться читать самостоятельно, в этом случае собственный выбор ребенка особенно важен.
Как правильно читать книги ребенку?
Одного прочтения произведения вовсе недостаточно. Необходимо знать, насколько ребенок понял, о чем в книге говорится, запомнил ключевые моменты. Это особенно важно, когда речь идет об объемных произведениях, которые за один вечер прочитать невозможно.
В процессе чтения обязательно останавливайтесь на тех словах, значения которых ваш ребенок точно не знает, и объясняйте их. Иногда сложной бывает сама сюжетная линия, которую тоже необходимо раскрыть. То, насколько ребенок понял прочитанное, легко определяется при попытке пересказать текст или ответить на вопросы. Особенно на следующий день. Он должен вспомнить, о чем читали вчера и ждать не просто вечернего ритуала чтения, а продолжения конкретной книги.
Время чтения определяется индивидуально. Некоторые дети спокойно могут выдержать полчаса и просить почитать еще, другим достаточно 10 минут, после чего они начинают отвлекаться и перестают внимательно слушать.
Читателям МиpСовeтов не рекомендую внедрять чтение в процесс игры. Ребенок должен быть спокоен и сосредоточен на книге, слушать сидя или лежа, а не в перерыве между гонками за бандитами и воздвижением гигантской башни из кубиков. Книга – это источник новой информации, эта информация должна дойти до ребенка и быть им воспринята. Играя, ребенок будет слушать невнимательно. Кое-что он, скорее всего, запомнит и даже сумеет пересказать, но в общем цель не будет достигнута, а время потрачено впустую.
Если ребенок не хочет слушать
Это довольно распространенная проблема современных детей. Слишком много других развлечений и источников информации. Мультфильмы можно смотреть в любом количестве и какие захочешь. Зачем еще и читать скучные бумажные книжки с неподвижными картинками, когда на экране все динамично, ярко, красиво и при этом сюжет тот же самый. Именно такова позиция детей, которых не ограничивают в просмотре телевизора. Когда же родители спохватываются и начинают пытаться читать детям сказки, в ответ они получают бурный протест. Действительно, зачем книги, когда есть телевизор? Другое дело, когда телевизор есть лишь на 15-20 минут в день. Естественная потребность в новой информации неизбежно привлечет внимание ребенка к книге, и он сам попросит вас почитать.
Также важно напоследок сказать, что вовсе не нужно ограничивать репертуар детских книг для вашего ребенка перечисленными выше произведениями. Однако мир не стоит на месте, и каждый год новые детские писатели пишут не менее замечательные детские книги, о которых мы, к сожалению, не всегда имеем возможность узнать. Для того чтобы как-то ориентироваться в огромном мире книг, посещайте с ребенком книжные магазины, интересуйтесь о новинках у продавцов, заходите на сайты детских издательств и интернет-магазинов, читайте отзывы, и, возможно, так у вашего ребенка появятся новые любимые книжки.
|
Как читать книги Чтение книг - один из самых действенных и приятных методов развития малыша. Следует учитывать психофизические особенности, присущие детям каждой возрастной группы. Старайтесь всегда читать малышу выразительно.Не отчаивайтесь, если у вас не очень хорошая дикция, не поставлен голос и прочее, и прочее. Ваши старания все равно не останутся неоцененными - ведь для ребенка у всех это получается, но главное, для ребенка, что читает вместе с ним мама или близкий для него человек, - малыш прекрасно поймет те эмоции, которыми вы хотели с ним поделиться. Читайте так, как у вас получается, в данном случае это не главное. Прививайте ребенку бережное отношение к книге. Хорошо, если в семье изначально трепетно относятся к книгам. По крайней мере, книги должны храниться в определенном месте. Малышу следует с самого раннего возраста внушать, что книгу нельзя рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, - она "живая", она рассказывает нам много увлекательных историй. Можно ввести дома традицию: каждую новую книгу "приглашайте" в дом как самого дорогого гостя, "усаживайте" на почетное место на книжной полке среди других книг-друзей. Посмотрите иллюстрации к новой книге, предположите, о ком или о чем в ней пойдет рассказ. Читать же новую книгу следует только тогда, когда ребенок эмоционально готов . В-четвертых: Не читайте вместе с ребенком наспех, превратите чтение в некий ритуал. Ребенок может занять удобную для него позу - чаще всего малыши забираются к маме на колени. Посадите его так, чтобы видеть реакцию крохи. Первый раз читайте "глаза в глаза", не отвлекаясь на иллюстрации. Объясните малышу, что книга не любит, когда ее прерывают. Затем рассмотрите картинки и Чтобы не отбить у ребенка желание читать, никогда не принуждайте его к чтению, И не смотрите на часы - руководствуйтесь только тем, заинтересован малыш или уже нет. Никогда не стыдите малыша (особенно в присутствии посторонних) за то, что он уже целую неделю не брал в руки книгу, - это может нанести ему психическую травму. Беспроигрышным вариантом, как и во многих других ситуациях, остается воспитание любовью: листая любимые книжки в обнимку с ребенком, читая, распределив роли вместе с папой, можно добиться гораздо большего эффекта, нежели чрезмерной строгостью и понуканиями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия с детьми.Экспериментальная деятельность с детьми.
Занятия с детьми. Экспериментальная деятельность с детьми. Авторы: Коржавина Марина Игоревна, воспитатель, Климушина Анна Сергеевна, воспитатель, ГДОУ детский сад N 93 компенсирующего вида Фру...
Материал по теме: "Коррекционная работа с «трудными детьми» и детьми «группы риска»
Коррекционная работа с трудными детьми» и детьми «группы риска» (признаки и причины, теория)...
Каталог «Совместная деятельность с детьми дошкольного возраста ОО «Художественное творчество» на тему: «Изучаем с детьми Правила Дорожного Движения»
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей пе...
Занятие с детьми по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: познакомить детей со свойствами камней.Програмные задачи:дать понятие о поверхности Земли и свойствах камней;развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поиско...
Конспект. Совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми. Проект «Приключение книги в почтовой коробке» с детьми старшего дошкольного возраста логопедической группы.
Пропаганда чтения, продвижение чтения – актуальная проблема. Современные дети много смотрят и мало читают, предпочитают книге другие виды деятельности, многие из них с большим трудом формулируют...
Коррекционная работа с детьми, направленная на обучение конструктивного поведения.Конспект занятия педагога – психолога с детьми старшей группы из реализованной программы «Созвездие».
Дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь, нуждаются в психолого – педагогиче...
Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Материал конспекта учитывает возможность педагога ориентироваться на личностные возможности определенного ребенка для дальнейшего развития данного воспитанника....