Причины, вызывающие дефекты произношения
консультация по теме
Используемая литература: Л.Г. Парамонова. Нарушения звукопроизношения у детей. С.-П., 2005.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_vyzyvayushchie_defekty_proiznosheniya.docx | 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
В первые годы жизни из-за «незрелости» речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки: гласные А, О, Э и согласные П, Б, М. Именно из этих звуков состоят первые слова ребенка: папа, баба, мама. Несколько позднее усваиваются и другие артикуляторно простые звуки, не требующие особо тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Всеми этими звуками ребенок, как правило овладевает в период от года до трех лет.
Более сложные по артикуляции согласные свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) появляются лишь в возрасте от 3 до 5 лет. До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми по артикуляции звуками. И, наконец, самые артикуляторно сложные звуки Р и твердый Л у большинства детей появляется в период от 5 до 6 лет.
Такое несовершенное состояние звукопроизношения до определенного возраста свойственно всем без исключения детям, поэтому оно и получило название «детского возрастного косноязычия». Однако наряду с «возрастным косноязычием» у детей нередко, более чем в половине случаев, имеют место и патологические формы нарушения звукопроизношения. Они вызваны не возрастными, а патологическими причинами и как бы «накладываются» на «возрастное косноязычие», сосуществуя с ним. В подобных случаях нельзя рассчитывать на то, что звукопроизношение может нормализоваться с возрастом. Поэтому следует заранее, а не перед поступлением в школу, проконсультироваться у специалиста, т.к. для исправления звукопроизношения в некоторых случаях может потребоваться до двух лет и более.
Основными причинами нарушений звукопроизношения являются следующие:
- снижение слуха;
- нарушение слуховой дифференциации (различения) звуков речи;
- нарушение анатомического строения артикуляционного аппарата;
- недостаточная подвижность артикуляторных органов;
- неправильная речь окружающих ребенка людей или недостаточное их внимание к его речи.
1. Снижение слуха.
При снижении слуха речь у ребенка развивается с отклонениями от нормы, в том числе и в отношении звукопроизношения. Выраженность этих отклонений зависит от степени тугоухости и от времени ее наступления. Поэтому, при малейшем подозрении на снижение у ребенка слуха родителям необходимо немедленно обратиться за помощью к специалистам, т.к. от своевременности оказания помощи зависит дальней шее состояние не только слуховой функции, но и речи ребенка, а значит и вся его школьная судьба.
2. Нарушение слуховой дифференциации звуков речи.
Помимо снижения биологического слуха, на формирование звукопроизношения отрицательно сказывается и нарушение слуховой дифференциации звуков речи, то есть неспособность различить их на слух. В этом случае дети слышат хорошо, но некоторые похожие по звучанию звуки (например, С и Ц, Ч и Щ и др.) кажутся им одинаковыми и поэтому не различаются на слух. Ребенок не чувствует надобности в овладении более сложной по сравнению со звуком С артикуляцией звука Ц, потому что произношение сапля и светы вместо цапля и цветы его вполне устраивает.
Звуковые замены в устной речи, сохраняющиеся у ребенка и после окончания периода «возрастного косноязычия», особенно коварны тем, что в дальнейшем они неизбежно отражаются на письме. Ребенок как говорит, так и пишет.
3. Нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата.
К таким нарушениям относят отклонения от нормы в строении челюстей и зубов – различные аномалии прикуса, аномалии в строении языка, в том числе короткая подъязычная связка, не позволяющая языку подниматься вверх, аномалии в строении мягкого и твердого неба, губ, например, расщелины (так называемая «заячья губа» и «волчья пасть»).
По имеющимся данным, дефекты в строении артикуляторных органов только в 33% случаев приводит к неправильному произношению звуков. Это объясняется тем, что физически и психически здоровые дети, ориентируясь на слух, самостоятельно приспосабливают движения своих речевых органов для получения правильного звучания того или иного звука. (Здесь не имеются в виду особо грубые дефекты типа врожденных небных расщелин).
4. Недостаточная подвижность артикуляторных органов.
Недостаточная подвижность артикуляторных органов, прежде всего языка и губ, также приводит к дефектам звукопроизношения, поскольку при артикулировании каждого звука эти органы должны занимать определенное положение. Точные скоординированные движения губ, языка, мягкого неба, голосовых связок возможны потому, что их работой управляет головной мозг. К этим группам мышц из двигательных отделов коры головного мозга по проводящим нервным путям передаются нервные импульсы. При органическом повреждении как коры головного мозга, так и проводящих нервных путей или периферических нервов передача нервных импульсов нарушается, а иногда и совсем прекращается. Это приводит к нарушению подвижности артикуляторных мышц: в них наблюдаются явления паралича (полной неподвижности) или пареза (мышечной слабости, вялости). В этих случаях звуки речи или вообще не могут артикулироваться, или артикулируются с трудом и лишь приблизительно.
5. Неправильная речь окружающих ребенка людей или недостаточное их внимание к его речи.
Неправильная речь окружающих ребенка людей, также как и их невнимание к его речи – частые причины дефектного звукопроизношения. Если ребенок в качестве образца для подражания имеет неправильно произносимые взрослыми звуки (например, картавое Р), то он и следует этому образцу за неимением другого. Именно этим чаще всего объясняются нередко встречаемые случаи «семейной картавости».
Нелепы случаи, когда правильно говорящие взрослые начинают сознательно «подлаживаться» под речь ребенка и копировать его неправильное произношение. Благодаря этому ребенок не только лишается правильного образца для подражания, но даже утрачивают стимул для совершенствования своей речи.
Что касается невнимательного, безразличного отношения со стороны взрослых к речи ребенка, когда они не обращают внимания на неправильное произношение, то это отрицательно сказывается на формировании не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. В таких случаях приходится говорить о семейно-педагогической запущенности.
Нередко у одного и того же ребенка наблюдается взаимодействие сразу нескольких из перечисленных причин, что особенно неблагоприятно сказывается на овладении им правильным звукопроизношением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины вызывающие дефицит функциональности 1 отд. мозга.
Причины вызывающие дефицит функциональности 1 отд. мозга....
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА 5-6 ЛЕТ, ИМЕЮЩЕГО ДЕФЕКТЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ
Стоит ли доказывать, что радость общения с окружающим миром, успех в работе, становление личности во многом зависят от того, как человек владеет родным языком, наско...
Преодоление дефектов произношения звука - ш-
В дошкольном возрасте многие дети искажают, заменяют звук -ш-. Для преодоления неправильного произношения звука представлен материал по исправлению....
Преодоление дефектов произношение [ С].
Задания и игры для автоматизации звука С....
ДИАГНОСТИКА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕФЕКТОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ
В возрасте от 2-х до 3-х лет речь ребенка становится главным средством его общения с окружающим миром. Ему нравится звук собственного голоса. Но дети в этом возрасте недостаточно отчетливо произносят ...
Связь неправильного прикуса и дефектов произношения у детей дошкольного возраста.
Уже в 4-5 лет, когда речь ребёнка должна становиться членораздельной и ясной, у многих детей выявляются дефекты речи — проблемы с произношением определенных звуков, смазанная нечёткая речь....
Причины, вызывающие дефекты звукопроизношения
Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом и без выраженных отклонений в поведении являются следующие:1) снижение слуха;При снижении слуха (тугоухости) речь ...