РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА 5-6 ЛЕТ, ИМЕЮЩЕГО ДЕФЕКТЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ
консультация (старшая группа) на тему

Анищенко Лилия Константиновна

          Стоит ли доказывать, что радость общения с окружающим миром, успех в работе, становление личности во многом зависят от того, как человек владеет родным языком, насколько развита его речь, основы которой закладываются в раннем детстве.

          Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в разговор с окружающими,   он может точно выражать свои мысли, желания, задавать вопросы, делиться впечатлениями. И, наоборот, неясная речь весьма затрудняет  его общение с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._dlya_rodit.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА 5-6 ЛЕТ, ИМЕЮЩЕГО ДЕФЕКТЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ.

 

  Стоит ли доказывать, что радость общения с окружающим миром, успех в работе, становление личности во многом зависят от того, как человек владеет родным языком, насколько развита его речь, основы которой закладываются в раннем детстве. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в разговор с окружающими,   он может точно выражать свои мысли, желания, задавать вопросы, делиться впечатлениями. И, наоборот, неясная речь весьма затрудняет  его общение с окружающими.

     Речь не является врождённой способностью, а развивается а процессе онтогенеза ( то есть с момента зарождения организма и до конца жизни) параллельно с умственным и физическим  развитием ребёнка. Усвоение родного языка происходит в строгой закономерности и характеризуется  рядом черт, общих для всех детей.

   С жалобами на непонятную речь зачастую обращаются родители 2-3 летних детей,  а родители 6-летних детей, имеющих речевые недостатки, считают, что беспокоиться ещё рано. Хотелось бы, чтобы дело обстояло наоборот.

   Родителям необходимо четко представлять каждый этап развития речи ребёнка, чтобы вовремя заметить отклонения в этом процессе.

   Принято условно выделять  4 этапа становления. При нормальном развитии, несмотря на общую закономерность, каждый ребёнок в силу своих     индивидуальных особенностей и наследственности может развиваться с незначительными отклонениями от общепринятых норм, но этот факт должен  насторожить родителей  и стать причиной обращения  за консультацией к специалисту.

  Первый этап – подготовительный – происходит подготовка к овладению речью.  У 2-месячного ребёнка появляется гуление, к началу 3-го месяца – лепет (агу-агу, ба-ба) и т.д. С 5 месяцев ребёнок  различает  звуки, видит артикуляцию губ у окружающих и пытается им подражать. С 6-месячного возраста он путём подражания произносит отдельные слоги (па-па-па, ма-ма-ма). В возрасте 7-9 месяцев малыш пытается повторять за взрослыми  разнообразные звуковые сочетания, а с 10-11 месяцев появляется реакция на слова, независимо от интонации взрослых. Правильная и четкая речь окружающих играет решающую роль, так как в это время идёт накопление словарного запаса. К концу  1-го  года жизни появляются первые слова.

  Во время второго (преддошкольного) этапа у ребёнка начинается становление активной речи. Малыш ещё путает звуки, искажает их, переставляет местами, но ему в этом возрасте  и  «положено» так  говорить. К 1,5-2 годам появляется простая фраза, она очень примитивна, в ней нет согласования слов (ляля пить), а к началу 3-го года жизни у ребёнка начинает формироваться  грамматический строй речи. Словарь насчитывает уже около тысячи слов.

 Третий этап (от 3до 5)- дошкольный. У многих детей в этом возрасте еще отмечается неправильное звукопроизношение (шипящих, свистящих, сонорных звуков), развивается слуховой контроль над собственной речью – фонематический слух  и продолжает  быстро увеличиваться словарный запас, насчитывающий порядка  3-4 тысяч слов. Дети 4 лет пользуются не только простым, но и сложным предложением (Я вырасту большим мальчиком и пойду в школу). С 5 летнего возраста их высказывания напоминают короткий рассказ, а сами дети способны без дополнительных вопросов составить пересказ сказки из 40-50 предложений. К 4 годам ребёнок должен дифференцировать все звуки, а к 5 годам у него заканчивается формирование  правильного звукопроизношения и он должен говорить совсем чисто.

 Четвёртый этап – школьный. Главная его особенность – сознательное усвоение речи и одну из ведущих ролей играет письменная речь.

 Каждый из этапов плавно переходит в следующий. Но зачастую  у детей встречаются те или иные речевые дефекты, вызванные внутриутробными нарушениями, родовыми травмами, болезнями первых лет жизни, нарушениями строения артикуляционного аппарата, неправильным речевым окружением.

В этом случае ребёнку может помочь только специалист, а знание родителями  этапов речевого развития поможет им правильно оценить речь своего малыша и своевременно обратиться к логопеду.

Ребёнок, имеющий речевые проблемы, так же, как и ребёнок с хорошей речью, нуждается в родительской  помощи, в интенсивной совместной работе педагогов и родителей.

Рекомендации родителям:

- Относитесь к ребёнку как к равному, поощряйте его самостоятельность, формируйте у него активную жизненную позицию, веру в себя и свои силы.

-  При общении с ребёнком говорите четко, правильно, не «сюсюкая».

- Следуйте рекомендациям вашего логопеда, автоматизируйте правильное произношение.

-  Вместе с ребёнком постигайте смысл слов, работайте над словом.

 

Чаще задавайте  ему загадки, придумывайте новые вместе с ним.

Укрепляйте умения оценивать предметы и явления по сходству и различию. (Чем предметы не похожи? Чем  похожи?)

Подбирайте определения и эпитеты. Собака. Какие бывают собаки? (большие, маленькие, лохматые, злые, умные, пожарные, охотничьи ит.д.)

Узнавайте  предметы по эпитетам.        (Зелёная, кудрявая, стройная, белоствольная. Что это? Берёза)

Подбирайте действия к предметам.  (Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает).

Подбирайте предметы к действиям. На небе светит, землю согревает, тьму разгоняет – что это? (Солнце)

Подбирайте к действию объекты. Кто и что плавает? Летает?

Подбирайте синонимы. ( Большой, огромный, громадный)

Подбирайте антонимы. (Большой – маленький)

Распространяйте и дополняйте предложения. Дети идут. ( Куда? Зачем?) Кошка взобралась на дерево. (Какое? Почему?  Зачем?  Когда? )

После прочтения (прослушивания) текста обязательно задайте вопросы, требующие проявления собственного отношения к прочитанному. (Почему? Зачем? Как ты думаешь?)

-  Развивайте связную речь.

Поощряйте составление рассказов,  пересказывание текстов, пусть ребёнок делится  своими впечатлениями. Развивайте его память. Для облегчения усвоения материала необходима установка на его запоминание. Смысловая работа над материалом способствует более прочному сохранению его в памяти . Должна быть установка на время, в течение которого этот материал должен  храниться в памяти. Необходимо правильно организовывать повторение. Психологами и физиологами был определён наиболее благоприятный режим повторений: через 20 минут, затем через 3 часа, далее через 8 часов, а затем на следующий день.

-  Развивайте мелкую моторику пальцев рук.

Существует зависимость уровня развития мышления и речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть ваш ребёнок чаще лепит из  глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, мастерит поделки.

.

- Уважайте вашего ребёнка, проявите к нему заботу, внимание, терпение и будьте уверены, ваши усилия не пропадут даром.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»

Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»Схема заучивания стихотворения с использованием зрительных образов...

Конспект по методике развития речи в подготовительной группе на тему: «Чёткое произношения изолированных звуков Л и Р»

1) Развивать связную речь.            2) зрительное и слуховое внимание.            3) Раз...

Мастер-класс «Что за прелесть эти сказки» - использование элементов сказкотерапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.

Сказка входит в нашу жизнь с самого раннего детства. Она умеет завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, помочь понять самого себя, с...

Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы".

Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьмь подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы"....

План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....

Развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста, имеющего общее недоразвитие речи.

Развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста, имеющего общее недоразвитие речи, направлено на все разделы речевой системы и проходит определенные этапы.  На всех этапах  коррекция реч...

Конспект открытого логопедического занятия-утренника по развитию речи для детей подготовительной группы, имеющих нарушения речи

laquo;Поиграем в слова»Цели:Коррекционно-образовательные:Учить слушать и слышать, понимать фразу.Совершенствовать диалогическую связную речь.Развивать навык оперативной зрительной, слуховой, мо...