Дисциплина как условие радости и успеха
консультация по теме

Прокофьева Ольга Викторовна

        Материал, размещенный в консультации для родителей поможет им задуматься о своем стиле воспитания и, возможно, в случае необходимости скорректировать его спомощью специалиста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_psikhologa.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация психолога

Дисциплина как условие радости и успеха

Уважаемые родители, пожалуйста, подумайте и ответьте на вопросы:

  • Когда Вы были маленькими, как поощряли Вас Ваши родители?
  • Пожалуйста, вспомните, как наказывали Вас Ваши родители?
  • Какие способы поощрения приняты в Вашей семье сейчас?
  • Какие способы наказания приняты в Вашей семье сейчас?
  • Как Вы оцениваете свой стиль воспитания детей? Как авторитарный, демократический или попустительский?

Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве и справедливости. Дисциплинируя ребенка, надо хорошо понимать его внутренний мир и мотивы его поведения. Дисциплинируя, родители, как правило, используют один из трех способов: убеждение с помощью силы, отлучение от родительской любви или управление поведением ребенка.

Убеждение с помощью силы

Проявления. Используют физическое наказание или демонстрируют силы, с помощью которой могут отобрать у ребенка игрушки или лишить привилегий.

Эффект воспитания. Дети, которые подвергаются суровым наказаниям, склонны проявлять дерзость, непослушание, агрессию.

Отлучение от любви.

Проявления. Родители демонстрируют сдержанность в выражении любви и признания: отказываются разговаривать с ребенком, угрожают уйти от него и т.д.

Эффект воспитания: дети становятся чрезвычайно совестливыми, часто их характеризуют как примерных или на редкость правильных, но с другой стороны такие дети повышенно тревожны, неуверенны в себе и зависят от мнения окружающих.

Позитивное признание.

Проявления. Сочетают в себе похвалы, одобрение, признание, убеждение для поощрения хорошего поведения.

Эффект воспитания. У детей формируется высокая самооценка, способность выражать свое мнение и вера в свои силы.

Ниже описана типология родителей в зависимости от выбранного ими стиля воспитания. Определитесь, к какому стилю относитесь Вы.

Запрещающие родители устанавливают жесткие принципы воспитания и требуют строгого подчинения своей власти. Ребенок имеет мало прав и безоговорочно подчиняется воле родителей.

Девиз воспитания: «Сделай так, потому что я так тебе говорю».

Результат воспитания. Дети обычно послушны и сдержаны. Проявляют склонность к эмоциональной негибкости, замкнутости, тревожности, у них отсутствует любознательность, есть вероятность развития различных зависимостей.

Чрезмерно разрешающие родители предоставляют детям слишком много свободы, не требуют от них ответственности за свои поступки («он же еще маленький»). Дети имеют права как у взрослых, но мало обязанностей.

Девиз воспитания: «Делай все что хочешь».

Результат воспитания. Дети вырастают зависимые, живут по принципу получения удовольствия, не умеют ставить цели, трудно переживают ограничения.

Эффективные родители придерживаются твердых и последовательных форм воспитания в сочетании с любовью и принятием. Такие родители сопоставляют свои собственные права с правами своих детей. Они контролируют поведение детей, но в заботливой, чуткой и невластной манере. Они поощряют детей поступать ответственно, обдуманно и принимать самостоятельные решения.

Девиз воспитания: «Сделай это по следующей причине».

Результат воспитания. Дети вырастают компетентными, независимыми, уверенными,с высокой степенью самообладания.

Прежде чем выбрать способ дисциплинирования ребенка, необходимо хорошо понимать причинно-следственную связь: какое качество будет развиваться в ребенке, если я (родитель) буду так на него воздействовать. Без предвидения, без умения закладывать в ребенке сегодня те зерна, которые взойдут через десятилетия, воспитание превратится в примитивный присмотр, следствия которого непредсказуемы.

Воздействуя на ребенка, взрослые члены семья должны договориться о единых требованиях к поведению ребенка. Можно использовать идею «трех цветовых зон», смысл которой заключается в следующем:

Желтая зона – зона незначительных нарушений, соответственно и наказания нестрогие. Пример: ребенок провел больше дозволенного времени у телевизора, за это он на следующий день должен сократить время просмотра или совсем отказаться от него.

Оранжевая зона – более серьезные нарушения.

Пример: ребенок получил плохую оценку. За это он лишается чего то приятного (наказывая ребенка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохо).

Красная зона – категорически запрещенные поступки, агрессивные действия.  Пример: резкие и грубые высказывания в адрес сверстников и старших, ложь с целью причинить неприятность другому, сознательная порча вещей и т.д. Наказание за такие поступки Вы должны придумать сами, исключив физическое наказание. Помните, что оно оскорбляет, озлобляет и запугивает детей, позитивного результата от физического наказания очень мало.

Рекомендации родителям

  • При обсуждении «трех цветовых зон» используйте дружелюбный тон. Ребенок должен чувствовать скорее заботу, чем власть.
  • Расскажите о том, что взрослые тоже живут по определенным законам, обязательным к выполнению, и если что то нарушают, то несут ответственность за эти нарушения.
  • Не бойтесь показывать ребенку не только сильные свои стороны, но и ошибки и слабости.
  • Покажите алгоритм выхода из сложной ситуации, это научит ребенка находить решение возникшей проблемы.
  • Помните, что если следствие недостойного поступка будет оговорено заранее, то восприниматься оно будет как справедливое наказание.
  • Сведите к минимуму физические наказания и избегайте ненужных отказов в родительской любви.

Уважаемые родители, если Вы не установили правила, не требуйте их исполнения, ребенок должен знать что приемлемо и что неприемлемо в его поведении. Если же ребенок понимает, что от него хотят, он должен нести полную ответственность за свои поступки.

         Литература:

  1. В.М. Даринская, «Успех на вырост, секреты семейного воспитания», - изд. «Речь»,

С-Пб, 2010;

Составила педагог-психолог

Прокофьева О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Общение родителей и детей как условие успеха воспитания"

  «Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимание»....

Сообщение "Ситуация успеха как условие формирования у дошкольников уверенности в себе"

Материал о формировании у дошкольников уверенности в себе....

Статья "Здоровье - радость, здоровье - смех, здоровье - сила и успех!"

Современные здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ в рамках проекта: "ЗДОРОВЬЕ -РАДОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ - СМЕХ, ЗДОРОВЬЕ - СИЛА И УСПЕХ!"...

Тема проекта: «Организация условий успешной социализации детей с нарушением зрения и ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО «Вместе к успеху»

Социализация дошкольника предполагает формирование и развитие социально-значимых ценностей личности и умений адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность соб...

Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников.

Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников....

Педагогическая Технология «Ситуация успеха»: Как с педагогической точки зрения определяется успех? Как помочь ребенку добиться успеха в жизни. Приемы создания ситуации успеха.

Педагогическая Технология «Ситуация успеха»: Как с педагогической точки зрения определяется успех? Как помочь ребенку добиться успеха в жизни. Приемы создания ситуации успеха.С психологиче...