Игры с песком для детей с интеллектуальной недостаточностью (рекомендации родителям)
консультация по теме
Рекомендации родителям по использованию игр с песком для детей с умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10.igry_s_peskom_dlya_detey_s_intellektualnoy_nedostatochnostyu.docx | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с песком для детей с интеллектуальной недостаточностью
(рекомендации родителям)
Игра с песком, пожалуй, одна из многогранных забав для детей. Едва оказавшись в песке, ребенок погружается в свой мир. Поэтому игры с песком интересны ребенку с аутизмом, они привлекают его внимание, располагают для взаимодействия с Вами, способствуют развитию моторики руки, кисти. А так как имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и кисти рук: от них посылаются сигналы в мозг, в те центры, которые управляют эмоциональным состоянием, то игра с песком способствует формированию эмоциональной сферы ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Кроме этого игры с песком способствую развитию речи ребенка, формируют коммуникативные навыки (ребенок «втягивается» в общение при взаимодействии в игре). В процессе игры с песком формируется познавательная деятельность (внимание, память, восприятие, воображение). Формируются личностные качества (воля, целенаправленность действий и т.д.). Работа с песком балансирует психические процессы (возбужденных успокаивает, вялых активизирует)
Существует даже «терапия песком». Ученые убедились, что песок снимает стресс, поднимает настроение. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.
Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей с нарушением в развитии.. Ребенка с интеллектуальной недостаточностью необходимо учить играть с песком.
Первое правило для родителей – установите доверительные отношения с ребенком.
Вторе правило для родителей – включите себя в игру («игра с самим собой», проявление эмоций, привлечение внимания к песку яркими игрушками, потешками, которые сделают игру ярче и веселее и т.д.).
Третье правило для родителей - не подавляйте инициативу ребенка. Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.
Примерные игры с песком:
1. Играем вместе
Учите ребенка:
• трогать песок руками;
• копаться в песке совком, лопаткой;
• вставлять в песок палочки, веточки, листики, камушки;
• топтать и разбрасывать песок;
• лепить куличи из мокрого песка, используя различные формочки; (Игра "Я пеку, пеку" Ребенок вместе с мамой "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого используете разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую (если действие недоступно ребенку, то выполняете его при совместном взаимодействии). Затем ребенок "угощает" пирожками маму, папу, кукол)
• лепить заборчики из мокрого песка; (Игра "Заборчики". Ребенок руками (по показу или при совместных действиях) лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. "Волшебные отпечатки на песке" Мама и ребенок оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.)
• рисовать палочкой, пальцем различные фигуры, буквы, цифры;
• насыпать кучки;
• строить пещеры; (Игра "Норки для мышки" Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем мама обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, мама берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и т.д.)
• оставлять следы на мокром песке; (Игра "Топчем дорожки" Мама вместе с ребенком шагают по песку, оставляя следы, при этом можно использовать слова такой потешки: "Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!" Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка)
• зарывать предметы; (Игра "Угадай на ощупь" Попросите ребенка закрыть глаза, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Если ребенок не называет игрушку. Произносите сами: «Ура, ты нашел мишку (зайчика)»)
• закапывать руку;
• строить город и т.д.
2. Рисование песком
Рисование песком (песочная анимация) в последнее время стало необычайно популярным. Такое занятие снимает стресс, позволяет расслабится как взрослому так и ребенку, способствует формированию положительных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).
Приготовление приспособления для рисования песком (Автор Анна Пономаренко)
Материал: стекло (оргстекло), лампа, ящик
- Проделайте в ящике окошко.
- Закройте его куском оргстекла.
- Сверху оргстекла положите лист белой бумаги (для матовости). Закрепите его изолентой.
- Поставьте ящик на подставки. Под ящик поместите источник света.
- Засыпьте в ящик песок, дождитесь темноты и можете приступать к творчеству.
3. Песчаный конус
Возьмите руки ребенка в свою руку. Свободной рукой выпускайте песок из горсти, чтобы он падал в ладошки ребенка. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок на поверхность конуса то в одном, то в другом месте, возникают «сплывы», движения песка, похожие на течение воды. Ребенка привлекает движение песка. Приговаривайте во время проведения действия «Песочек сыплется, песочек рассыпается»
4. Песочные часы
Возьмите две одинаковые пластиковые бутылки. Склейте крышки плоскими сторонами скотчем. Середину обеих пробок пробейте тонким гвоздем, чтобы получилось небольшое сквозное отверстие.
Затем насыпьте в бутылку сухого, лучше просеянного песка. Соедините бутылки пробками. Часы готовы. Осталось только по наручным часам определить, за какое время пересыпается песок из одной бутылки в другую. Добавьте или отсыпьте песок в таком количестве, чтобы часы показывали удобное для вас время: 5 минут или 15.
Такие часы очень могут вам помочь, когда вы «торгуетесь» со своим малышом: сколько времени читать на ночь или сколько минуток можно еще поиграть.
Уважаемые родители, организуя игру с песком, помните!
В ходе организации игры необходимо находить адекватные возможностям вашего ребенка приемы игровой деятельности. Попытки сразу установить контакт либо навязать определенные виды деятельности без учета доступного этому ребенку уровня коммуникации (общения) могут создать атмосферу непонимания. Поэтому поначалу не должно быть никаких речевых инструкций, ребенку предоставляется полная свобода. Далее активное включение взрослого в деятельность, что дает ребенку понять преимущества совместной работы со взрослым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью
В материале дана подборка игр и упражнений по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью по годам обучения. Расписаны цели игр и описание....
Статья "Дидактика в подвижных играх как средство коррекции двигательной активности и мыслительных процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью"
В статье приводятся примеры использования дидактического материала, заданий в подвижных играх....
Роль дидактической игры у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Что такое дидактическая игра? Роль дидактической игры в воспитании детей....
Пальчиковые игры - как средство развития мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью легкой степени.
Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью [Певзнер М.С., Лурия А.Р., Головина М.М., Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В.], среди других ...
Консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Тема: «Самообслуживание детей с интеллектуальной недостаточностью.»
Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями развития .Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития новое направление специальной коррекционной педагогики. О...
Консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. «Самообслуживание детей с интеллектуальной недостаточностью.»
Консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ....
Консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ «Самообслуживание детей с интеллектуальной недостаточностью»
Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями развития. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития новое направление специальной коррекционной педагог...