Юные исследователи.
статья на тему

Бутынцева Инна Владимировна

«Расскажи -  и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»,  - так гласит китайская пословица.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_issledovateli.docx15.78 КБ

Предварительный просмотр:

Юные исследователи.

«Расскажи -  и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»,  - так гласит китайская пословица.  Усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

В моей подготовительной  группе экспериментирование с детьми  используется в различных видах организованной и самостоятельной деятельности.

Так, в ходе игры с детьми «Об удивительных превращениях пищи в нас» возникла ситуация «Но куда же делась пища, которую мы ели на завтрак? Что с ней произошло?»  с помощью волшебной палочки дети превратились в следопытов и отправились открывать тайну исчезнувшей пищи.

В ходе экспериментирования, дети представили, что стеклянный сосуд – это наш желудок, вода в нём – это желудочный сок. Дети по очереди опускали в сосуд разные продукты (сахар, кусочек хлеба и т.д.)  Стали выдвигать гипотезы, что произошло с пищей. Лили воду на бумажную салфетку, вода впитывалась. Дети пришли к выводу, что вот так стенки желудка растворяют и впитывают пищу.

Большое удивление вызвало у детей, когда они растянули верёвку длинной 7метров и узнали, что это длина кишечника каждого из нас. Дети рассуждали  о том, какую пищу и почему называют здоровой, а какую – вредной.

Приведём ещё один из примеров.

При рассматривании глобуса, работая по карте, начинаем воображаемое  путешествие по планете. Вместе с детьми обсудили, куда отправимся, выбрали подходящий вид транспорта, из какого материала он будет сделан. Интересно, что в воде плавает, а что тонет? Дети предложили налить в таз воду и поместить туда предметы из разных материалов. Стали выдвигать гипотезы.  Многие сразу сказали, что утонут металлические предметы и камни, а деревянные и пластмассовые будут плавать. Потом проверили свои  гипотезы, многие из которых оказались верными.  Наметили маршрут на глобусе, «проложили» его цветным маркером на карте, высказывали дети предположения о том, что может встретиться в пути. Далее в игре возникла новая ситуация- поднялся сильный шторм и произошло кораблекрушение, дети должны были взять предметы, которые помогли бы им удержаться на воде. Постоянно в ходе  исследования карта «ожила» - заполнилась  линиями пройденных маршрутов, маленькими «метками» частей света, дети разместили животных, растения, раскрасили контурные карты в определённый цвет.  Дети узнали много нового и интересного, например: какой продукт к нам пришёл из Индии – чай.  Сравнили чай из нескольких пачек – чёрный и зелёный, мелко и крупно – листовой, заварили и сравнили на вкус. В такой форме дети легко осваивают изучаемый материал.

Большую радость и даже восторг дети  испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у юных исследователей чувство удовлетворённости от проделанной работы.

                   Статья для журнала "Страна детсадия"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Проект "Юный исследователь"

Цель проекта:развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию....

Конспект совместной деятельности с детьми «Юные исследователи». Игра - конкурс.

Игра - конкурс с детьми подготовительного к школе возраста....

ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Опытно – исследовательская деятельность В старшей группе

Целью  проекта является развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.   Задачи:Расширение пре...