Ток-шоу "Кризис трех лет"
методическая разработка (младшая группа) по теме
родительское собрание в форме ток-шоу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tok-shou_krizis_trekh_let.docx | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ТОК-ШОУ «КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ»
Цель: познакомить родителей воспитанников с основными характеристиками кризиса трех лет, помочь родителям находить пути решения в сложных ситуациях.
Материал: 2 доски, маркеры, листы бумаги, ручки, 4 стола, цветные ленточки (4 цвета)
Предварительная работа: до начала собрания педагог просит родителей записать на одной доске негативные качества, которые им не нравятся в трёхлетних детях, а на другой записать положительные качества, которые имеются у ребенка.
Содержание:
Родители садятся в круг. Проводится игра «Давайте познакомимся». Родителям предлагается назвать свое имя, отчество, а также рассказать, что они хотят получить от этого собрания.
Затем педагог выставляет доски с написанными на них качествами, совместно с родителями проводится их анализ, педагог уточняет у родителей, почему тех или иных качеств названо больше.
Наконец-то вашему ребенку два с половиной года или уже ровно три. Он уже почти самостоятельный: ходит, бегает и разговаривает... Ему многое можно доверить самому. Ваши требования непроизвольно возрастают. Он во всем пытается помочь вам. И вдруг с вашим любимцем что-то происходит. Он меняется прямо на глазах. И самое главное - в худшую сторону. Как будто кто-то подменил ребенка и вместо уступчивого, мягкого и податливого, как пластилин, человечка, подсунул вам вредное, своенравное, упрямое капризное существо. Весь день, неделю, месяц, а иногда и год, ежеминутно, ежесекундно слышите: «Нет, не хочу, не буду, я сам!»
Малыш нередко действует наоборот: вы его зовете, а он убегает; просите быть аккуратнее, а он специально разбрасывает вещи. Ребенок кричит, может топать ногами, замахиваться на вас со злым, сердитым лицом. Таким образом, малыш проявляет свою активность, самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого. Но умения для этого еще пока не хватает. Ему начинает что-то не нравиться, и ребенок выражает свою неудовлетворенность. Что случилось? У ребенка наступил первый возрастной кризис – кризис трех лет – возраст необъяснимого упрямства и негативизма. Это важный момент в развитии малыша. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Этот период длится обычно несколько месяцев и протекает у всех детей по-разному. И взрослые именно в это время испытывают значительные трудности в общении и взаимодействии с ребенком.
Выступление педагога-психолога
Основные проявления кризиса трех лет
К трем годам у ребенка появляются и свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослых. В раннем возрасте между желаниями ребенка и взрослых не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недозволенного, взрослые быстро переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми словами «Я хочу».
Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса трех лет. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняются поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.
Итак, чем сопровождается кризис. Первое – это активный негативизм, то есть реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Таким образом ребенок утверждает свое равенство со взрослым, имитирует его поведение.
Второе – это упрямство. Каждый из нас встречал в магазине разрывающегося от плача ребенка из-за того, что родители отказываются ему что-то купить. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.
Третье - строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет. Ребенок начинает баловаться, кувыркаться, когда вы смотрите телевизор или готовите ужин, или ещё хуже, когда к вам приходят гости.
Четвертое - своеволие. Стремится все делать сам. Он сам мажет бутерброд, завязывает шнурки, заправляет постель. Это связано с первыми проявлениями взрослости ребёнка. Он начинает понимать разницу между детьми и взрослыми, и стремится к похожести на последних.
Пятое - протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими. Он грубит бабушке, пререкается с мамой, даже сверстники не обходят этот протест стороной. Группа маленьких кризисников в песочнице часто ссорятся. Не дают играть в свои игрушки, и дерутся, робко размахиваясь лопатками.
Шестое - симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Отказывается признать свою неправоту и попросить прощения за грубость даже под угрозой лишения шоколада.
Седьмое – деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция «Я сам». Ребенок познает различие между «должен» и «хочу». Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии волевой сторон личности.
Обсуждение проблемных ситуаций /в группах/
На каждом столе – лист бумаги, на котором написана проблемная ситуация. Родители делятся на группы по цвету ленточек на их стульях, обсуждают в группе предложенную ситуацию. Затем идет обсуждение с участием всех родителей. Каждый родитель имеет право высказаться, посоветовать, что можно сделать в данной ситуации.
Проблемные ситуации:
- Ребенок не хочет убирать игрушки за собой. «Не хочу!»
Раньше убирал без проблем.
- Мама не купила очередную игрушку в магазине. Похожая есть дома. У ребенка истерика.
- Ребенок кричит, топает ногами, не подпускает маму помочь завязать шнурки на ботинках (застегнуть пуговицы).
- Ребенок все время говорит «нет».
- Пойдем в магазин? Нет!
- Пойдем гулять? Нет!
- Хорошо, не пойдем. Нет, пойдем!
- В детском саду ребенок одевается сам, а дома одеваться не хочет.
Памятка для родителей
«Что могут сделать родители во время кризиса»
- Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.
- Истеричность и капризность требуют зрителей. Не прибегайте к помощи посторонних.
- Во время приступа оставайтесь рядом. Дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь во время приступа что-нибудь внушать ребенку. Это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять за руку и увести.
- Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка!» (книжка, штучка и т.д.). «А что это там за окном..?» - подобные маневры заинтригуют и отвлекут, т.к. у малышей очень подвижное внимание, легко переключаемое. Лучше сделать вид, что вы очень заинтересовались чем-то, восхитились. Акцентируйте эмоции и смотрите только «туда». («Ух ты, вот это да! Какая красота!»). Текста должно быть много, чтобы малыш не успевал вставить свои требования в промежутки.
- Не надо обращаться непосредственно к плачущему или кричащему ребенку и уговаривать его не кричать – подольете огонь в масло.
- После истерики, ссоры, когда ребенок успокоился, пожалейте его,
- объясните, в чем он не прав. Дайте ему понять, что вы любите его любого.
- Нежелательно использовать авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком. Это может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдается строгий приказ: «Не трогай!», «Ешь быстро!» и т.п.
- Как можно меньше вмешивайтесь и торопите ребенка. Пусть он одевается и раздевается в свое удовольствие (если, конечно, позволяет время). Развивайте самостоятельность! Чрезмерная заботливость неизбежно делает ребенка слишком зависимым от родителей, ведет к серьезным проблемам в дальнейшем – комплексам в общении.
- Если вы «не заметили» крика, его не следует обсуждать, тем более – наказывать.
- Можно воспользоваться приемом действия «от противного» - разрешить кричать. «Ты собираешься плакать? Можно, я тебе разрешаю».
Кричать не будет, так как это разрешено. Сам факт дозволенности сбивает ребенка с толку.
- Если частые приступы капризности, истерики, необходимо давать капли валерианы или пустырника.
- Если вы на чем-то настаиваете, оставайтесь неприступными, доводите дело до конца. При этом будьте спокойными. Меньше слов – больше дела.
- Побольше совместных дел. Это может быть и игра, и уборка квартиры.
- Ребенок должен усвоить с детства, что мама и папа – главные люди в семье. Они принимают решения. Их слово – закон.
Итак, для нормального развития малыша желательно во время кризиса 3-х лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ их и друг. Помните, что ребенок не изменится в один день или ночь. Поэтому вооружитесь терпением и радуйтесь даже самым маленьким победам. Это приведет вас к успеху.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию математических представлений «В гостях у трех поросят»
Учить детей работать по схеме, ориентироваться на листе бумаги, используя сюжет знакомой сказки для повышения интереса к выполнению счетных измерительных действий....
Масару Ибука После трех уже поздно
Теория Масару Ибука делает возможным уничтожение таких реалий, какневежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, кто знает, может быть,принесет, в свою очередь, уменьшение бедности, ненавис...
"Маленький тиран" или кризис трех лет. Презентация для родителей.
Данная презентация помогает родителям понять, что происходит с их ребенком в возрасте трех лет. С какими трудностями в поведении ребенка они могут столкнуться и как с ними справиться....
"Кризис трех лет"
Консультация для родителей...
«Кризис трех лет»
К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озабоченности, растерян...
Занятие по О.Г. в старшей группе: "В гостях у трех поросят"
Тема: В гости к трем поросятам.Програмное содержание: Продолжать учить детей слышать иразличать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки, познакомить с гласным звуком "О". Учить выделять д...
Кризис трех лет
Кризис трех лет! Что это и как с ним справиться....