Советы по воспитанию гиперактивного ребенка
статья на тему
Советы для родителей, воспитателей и учителей ребенка с гиперактивностью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_dlya_raboty_s_giperaktivnym_rebenkom.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические рекомендации
родителям гиперактивного ребенка.
В домашней программе коррекционной работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью должен преобладать поведенческий аспект.
- Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
- проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
- помните, что чрезмерная подвижность, болтливость и недисциплинированность на является умышленными;
- контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
- не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
- стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
- избегайте, с одной стороны чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;
- реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и пр.);
- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
- не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за поступок;
- выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
- для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
- Изменение психологического микроклимата в семье:
- уделяйте ребенку достаточно внимания;
- проводите досуг всей семьей;
- не допускайте ссор в присутствии ребенка.
- Организация режима дня и места для занятий:
- установите твердый распорядок дня ребенка и всех членов семьи;
- чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
- оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
- избегайте по возможности больших скоплений людей;
- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
- организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
- Специальная поведенческая программа:
- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение (можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля);
- не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном место после совершения поступка;
- чаще хвалите ребенка. Чувствительность к отрицательным стимулам очень низкая, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако восприимчивы к поощрениям;
- составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
- воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
- не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
- постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
- не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
- не давайте ребенку поручений, не соответствующих уровню его развития, возрасту и способностям;
- помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
- не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
- расскажите гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.
ПОМНИТЕ, что вербальные средства (призывы, беседы) редко оказываются результативными. Наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
- лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
- запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
- прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
- чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамье штрафников»;
- холдинг, или простое удержание в «железных объятьях»;
- внеочередное дежурство по кухне и т.д.
Вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия».
В коррекции поведения ребенка особую роль играет методика «позитивной модели», которая заключается в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного.
Кроме того, необходимо понимать проблемы своего ребенка. Исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности невозможно добиться не только в течение нескольких месяцев, но даже нескольких лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраниться и на протяжении всей жизни. Успешная реабилитация возможна при условии своевременного ее начала (в возрасте 5-10 лет) и комплексной коррекции.
Рекомендации Ю.С. Шевченко для родителей школьников:
- если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснения с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;
- если 12-бетний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например, ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;
- если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие;
- если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.
Рекомендации учителям
гиперактивного ребенка
Школьная программа коррекции поведения гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию.
- Изменение окружения:
- изучение нейропсихологических особенностей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
- работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально, такой ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя (в центре класса, прямо у доски);
- оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка – первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду;
- изменение режима урока путем включения физкультминутки;
- разрешение гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;
- предоставление ребенку возможности быстро обращаться к педагогу в случае затруднений;
- направление энергии гиперактивного ребенка в полезное русло (вымыть доску, раздать тетради и пр.).
- Создание положительной мотивации на успех:
- введение знаковой системы оценок;
- чаще хвалить ребенка;
- расписание уроков должно быть постоянным;
- избегать завышенных или заниженных требований к ребенку с СДВГ;
- введение проблемного обучения;
- использование на уроках элементов игры и соревнования;
- большие задания разбивать на последовательные части и контролировать выполнение каждой из них;
- создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом по некоторым областям знаний;
- научить ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
- игнорировать негативные эмоции и поощрять позитивные;
- строить процесс обучения на положительных эмоциях;
- помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не пытаться сломить его!
- Коррекция негативных форм поведения:
- способствовать элиминации агрессии;
- обучать необходимым нормам и навыкам общения;
- регулировать его взаимоотношения с одноклассниками.
- Регулирование ожиданий:
- Объяснить родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
- Объяснить родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Несколько советов по воспитанию гиперактивного малыша
Что такое гиперактивность у детей? Является ли это состояние патологическим, или дефицит внимания не более, чем один из вариантов нормы? На этот счет нет единого мнения — одни доктора скажут вам,...
Консультация для родителей "Что важно знать о воспитании гиперактивного ребенка"
Взаимодействие с гиперактивным ребенком...
Консультация на тему: Воспитание гиперактивного ребенка.
Серия консультаций на тему: Ребенок. Трудности воспитания.Тема: Воспитание гиперактивного ребенка....
Воспитание гиперактивного ребенка.
Консультация для родителей и педагогов!...
"Взаимодействие воспитателя и родителей в воспитании гиперактивного ребенка дошкольного возраста"
Работа с гиперактивными детьми должна быть кропотливой и комплексной, так как только выработка единой системы требований педагога и семьи может помочь адаптироваться таким детям и...
Консультация "Воспитание гиперактивного ребенка в условиях логопедической группы детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Воспитание гиперактивного ребенка в условиях логопедической группы детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья.Если в группе находится гиперактивный ребенок, признаки Синдрома дифиц...
Гиперактивность. Способы воспитания гиперактивного ребенка.
Гиперактивность. Способы воспитания гиперактивного ребенка....