Критерии готовности к обучению в школе.
консультация (подготовительная группа) на тему

 Людмила Викторовна Ткачева

Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович (1968), характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kriterii_gotovnosti_k_shkolnomu_obucheniyuword.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Критерии готовности к школьному обучению.

Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович (1968), характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания. 

В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду.

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели: 

1) нормальное физическое развитие и координация движений;

Готовность по первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.

2) желание учиться - данный критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.

3) управление своим поведением  - содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.

4) владение приемами умственной деятельности - фигурирует владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.

5) проявление самостоятельности — проявление самостоятельности — можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.

6) отношение к товарищам и взрослым - критерий предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.

7) отношение к труду - в содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.

8) умение ориентироваться в пространстве и тетради. Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.

При приеме детей в школу, в период их адаптации к обучению и в организации учебно-воспитательного процесса важно учитывать знания о психологических особенностях детей 6—7-летнего возраста.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Формирование и совершенствование познавательных процессов и личностных качеств ребенка в дошкольном детстве обеспечивают не только его развитие, но и подготовку к учению в школе.

Можно выделять отдельные стороны готовности к школе:

физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.

Что понимается под физической готовностью?

Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6—7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.

Мнения большинства исследователей проблемы готовности детей к школьному обучению сходятся в том, что она включает по меньшей мере два компонента: информационно-познавательный (интеллектуальнуюличностный.

Информационно-познавательный компонент связан с тем, что ребенок к моменту поступления в школу уже должен иметь определенный запас знаний и умений.

Помимо фактически имеющихся у ребенка знаний и умений, информационно-познавательная готовность отражает и уровень развития его познавательных процессов. К поступлению в школу ребенку необходимо иметь произвольное внимание, но на деле оно, как правило, к этому моменту существует лишь в зачаточных формах: произвольное сосредоточение очень быстро утомляет ребенка, устойчивость произвольного внимания еще очень низка, поэтому учителю приходится больше опираться на непроизвольное внимание первоклассников. Память у поступающих в школу детей функционирует уже неплохо, они способны запомнить достаточно большой объем информации, но само запоминание происходит в основном механически. Развитие мышления к моменту поступления в школу должно находиться на уровне свободного оперирования образами и начала формирования отвлеченных понятий. Разумеется, должно быть задействовано и наглядно-действенное мышление, показатель его развития – успешность практических действий ребенка с предметами. Речь к этому времени должна использоваться ребенком не только для общения, но и для управления остальными познавательными процессами: он должен понимать и принимать словесные инструкции, призывающие сосредоточиться, обратить внимание, запомнить, представить себе, подумать, а также научиться подавать себе такие инструкции сам.

Второй компонент готовности к школе – личностный. Некоторые авторы неоправданно сужают его смысловое поле, называя мотивационным и таким образом исключая из рассмотрения другие личностные качества ребенка, необходимые для учения в школе. Мотивы и мотивационная сфера играют среди них не последнюю роль. Ребенок должен стремиться получать новые знания и вырабатывать новые умения, достигать успехов в учебе и иметь умеренно высокий уровень притязаний.

Кроме того, претензия на новый статус школьника, человека, занятого серьезным делом – учебой, возвышает ребенка и в собственных глазах, ведь школьники кажутся ему «большими».

Мотивация определяет работоспособность ученика как главную предпосылку всех его достижений. Но мотивы ребенка, поступающего в школу, далеко не всегда характеризуются необходимой степенью зрелости. Например, взрослые в этот период жизни ребенка часто спрашивают его, хочет ли он идти в школу и что ему там нравится. Ответы на этот последний вопрос могут быть такими: «Портфель», «Перемена», «Можно с ребятами поиграть». Такие мотивы свидетельствуют о том, что ребенок еще не в полной мере понимает сущность учения и ориентируется в основном на внешние атрибуты школы. Конечно, через увлечение и период гордости школьной атрибутикой и через ее демонстрацию всем знакомым проходят все дети, но те из них, у кого мотивы учения отличаются высокой степенью зрелости, быстро минуют эту стадию.

Некоторые дети на вопрос, хотят ли они идти в школу, отвечают отрицательно. Чаще всего такое случается из-за того, что они испытывают тревогу перед трудностями, которые их там ждут. Обычно подобная установка передается детям от родителей, излишне выражающих свою обеспокоенность будущими учебными успехами и неудачами детей. Свою роль может сыграть поведение старших братьев и сестер, уже учащихся в школе и переживающих определенные трудности. Наблюдая это, и сам ребенок может начать бояться школы.

Кроме мотивов, существенное значение имеют и волевые качества: терпение, настойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, аккуратность и др. Без этих качеств невозможно сделать учебные успехи сколько-нибудь устойчивыми. Нельзя упускать из виду и развитие коммуникативных качеств – общительности, отзывчивости, умения оказать помощь другому и самому обратиться за помощью. Отставание в развитии этих качеств затруднит налаживание ребенком контакта с товарищами, особенно если до школы он вообще не имел такого опыта, например не посещал детский сад. В детском саду ребенок успевает привыкнуть к ситуации, когда он является не центром внимания, как в семье, а одним из многих равноправных членов коллектива. Для «домашних» детей само пребывание в большом коллективе сверстников может оказаться стрессовой ситуацией и затруднить их адаптацию к школьному обучению.

Итак, все компоненты готовности ребенка к школе важны и ни одним из них нельзя пренебрегать. Отставание в развитии какого-либо из них может вызвать у ребенка серьезные трудности в учебе и (или) взаимоотношениях в классе, которые порождают целый комплекс психологических проблем, именуемый психогенной школьной дезадаптацией (ПШД). У ребенка с этим синдромом возникает стойкое отвращение к школе. Первоклассник обычно формулирует это так: «учиться неинтересно», «ребята плохие», а «учительница злая». ПШД может возникнуть не только в первом классе, но и в пятом, при переходе из начального звена в среднее, и в любом другом классе, например при смене учителя: если с предыдущим педагогом у ученика установились хорошие отношения, он может просто не принять нового. Для преодоления ПШД ученику требуется помощь не только родителей, но и самого учителя и часто педагога-психолога.

В дошкольном возрасте, как известно, есть еще и учение. При этом очень важно следующее: чтобы ребенок учился по программе, составленной взрослыми, необходимо, чтобы он ее принял. Но возможность учить детей по известной программе еще не означает, что они могут обучаться в школе. Например, научить читать дошкольников можно, но в школу ходить они еще не могут. Нужно не только уметь учится по определенной программе, но и быть к этому личностно подготовленным. Эта подготовленность начинает возникать лишь в самом конце дошкольного периода.

В зависимости от выбора той или иной концепции готовности ребенка к систематическому школьному обучению практический психолог выбирает основные ее критерии и подбирает соответствующие методики для их диагностики.


       Необходимость начала школьного обучения в определенном возрасте обусловлена, в первую очередь, наличием сензитивных периодов в психическом развитии, создающих благоприятные условия для развития психических процессов, которые затем могут постепенно или резко ослабевать. Не использовать эти возможности – значит нанести серьезный ущерб дальнейшему психическому развитию ребенка. Раннее начало школьного обучения (например, в 5 лет, а некоторых детей и в 6 лет) оказывается неэффективным в связи с ненаступлением еще периода особой чувствительности к обучающим воздействиям и потому потребности в них. Именно поэтому, как показывает школьная практика, так тяжело учить слишком маленьких детей, которые с трудом воспринимают то, что легко дается детям в возрасте 6–7 лет. Но и начало школьного обучения в более позднем возрасте (8–9 лет) тоже является малоуспешным, так как пройден уже период наилучшей восприимчивости ребенка к обучающим воздействиям, «закрылись» воспринимающие «каналы», и ребенок гораздо с большим трудом усваивает материал, который дался бы ему значительно легче, начни он обучение в более раннем возрасте.

          Л. С. Выготский (2002) придавал важное значение началу процесса школьного обучения. Он указывал на существование оптимальных сроков для каждого вида обучения. А это означает, что только в определенные возрастные периоды обучение данному предмету, данным знаниям, навыкам и умениям оказывается наиболее легким, экономным и плодотворным. Начало процесса обучения должно увязываться с созреванием тех свойств и функций, которые необходимы в качестве предпосылок для данного вида обучения. В этом случае речь идет о нижней границе начала обучения в определенном возрасте.

Дело здесь заключается в том, пишет Л. С. Выготский, что обучение опирается не столько на уже созревшие функции, сколько на созревающие. Именно период созревания соответствующих функций является самым благоприятным периодом для соответствующего обучения.


Дошкольник Младший школьник

Общее

Восприимчивость, внушаемость, податливость, отзывчивость, способность к сопереживанию, общительность, большая подражаемость,  легкая возбудимость, любознательность и запечатлеваемостъ, устойчивое бодрое и радостное настроение Преобладающие мотивы связаны с интересом к миру взрослых, установлением положительных отношений с окружающими. Отчетливое проявление в поведении типологических свойств высшей нервной деятельности, пластичность нервной системы подвижность, непоседливость, импульсивность поведения, общая недостаточность воли, неустойчивость, непроизвольность внимания.

Особенное

Первоначальное формирование личности на основе возникновения соподчинения мотивов, связанное с их борьбой

Формирование первых этических инстанций и на их основе моральной оценки, определяющей отношение к другим людям

Образование «детского общества»

- Развитие самооценки и притязаний как выражение социальной активности

- Преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры

- Связь наиболее сильных переживаний с окружающими

- Наибольшая значимость первого круга общения (семья)

- Правдивость, открытость

- Неустойчивость интересов и желаний

- Преобладание неустойчивого внимания, памяти

- Постепенный переход к произвольности, управляемости психических процессов

- Выделение собственной деятельности, самоконтроль в ней

- Формирование способности решать жизненные задачи путем логических рассуждений

- Упорядочение чувственного опыта

- Первоначальное формирование характера, неустойчивость характерологических свойств

- Формирование нового уровня потребностей, позволяющих ему действовать, руководствуясь целями, нравственными требованиями, чувствами

- Возникновение относительно устойчивых форм поведения

- Образование детского коллектива, формирование общественной направленности личности, т.е. обращенности к коллективу сверстников

- Требовательность, избирательность отношений к товарищам Наибольшая значимость авторитета учителя

- Преобладание мотивов поведения, связанных с учением

- Принятие требований выполнения норм поведения как необходимых

- Развитие нового познавательного отношения к действительности

- Острота и свежесть восприятия

- Яркость воображения

- Хорошая работоспособность

- Глобальность интересов

- Дифференциация способностей

- Внутренняя позиция школьника

Социальная ситуация, имевшая место ранее, совместной деятельности ребенка со взрослыми распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Тенденция естественна и постоянна. Так как ребенок уже открыл, что существуют взрослые, то перед ним возникает сложный мир взрослых людей. Но ребенок еще не может принять участие в той жизни, которую ведут взрослые, и тенденция превращается в идеальную форму совместной жизни со взрослыми. Такой формой идеальной совместной жизни со взрослыми становится для ребенка игра.

В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированности новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.

Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность в отличие от нравственной и физической.

Умения поступающего в школу ребенка проверяются с помощью различных методик. Одна из самых популярных и широко применяемых – тест Керна-Йирасека. Он состоит из трех заданий. Первое из них – нарисовать человека (мужскую фигуру). Обращается внимание на то, все ли детали внешности присутствуют, есть ли одежда, как нарисованы и соединены с корпусом конечности. Второе задание – скопировать написанную письменными буквами фразу. Поступающий в школу ребенок еще не умеет писать письменными буквами, но то, как он их копирует, выявляет особенности мелкой моторики, а также умение действовать по образцу и принимать учебную задачу как задание, которое необходимо выполнить. Критериями выраженности у ребенка этих свойств служат следующие признаки: ровность написания фразы, выделение заглавной буквы, отсутствие пропусков букв, разделение слов пробелами, наличие точки в конце. Третье задание – срисовать расположенную определенным образом группу точек. По тому, как это выполнено, можно судить о сосредоточенности и устойчивости внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».

Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые серьезные обязанности, его главным делом станет учеба. Школа предъявляет е...

Проект «Здравствуй, школа!» как средство формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6 -7 лет

Актуальность исследования заключается в том, что поступление в школу является одним из важнейших этапов в жизни каждого ребенка. Происходит резкая смена условий и режима жизни ребенка. Школьное обучен...

Презентация к проекту ро формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы "По ступенькам к школе"

Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связа...

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовностиПсихологическая готовность к обучению в школе является одни...