Консультация в родительский уголок (для педагогов и родителей) "ВЛИЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА НА ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ"
консультация (старшая группа) на тему

Караванова Ирина Анатольевна

Недоразвитие фонематического слуха в дошкольном возрасте проявляется в нарушенном звукопроизношении, а в школьном периодеэто будет проявлятся ошибками на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_fonem_slukh.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок» г. Советский»

Консультация для родителей и педагогов

«ВЛИЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА НА ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Учитель-логопед

Караванова И. А.

ВЛИЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА НА ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Готовность ребенка к обучению в школе во многом зависит от уровня сформированности фонематической стороны речи. Большинство детей при нормальном развитии к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи и сформированностью фонематических процессов. Однако у определенной части детей, поступающих в школу, имеются выраженные недостатки речи, которые затрагивают не только произносительную сторону, но и слуховую дифференцировку фонем. Признаком фонематического недоразвития у детей является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими, артиукуляционными и акустическими признаками. Сюда относятся свистящие – шипящие звуки, звонкие – глухие, твердые – мягкие, соноры, взрывные и фрикативные звуки.

При фонематическом недоразвитии обнаруживается ряд особенностей произношения звуков. Эти затруднения проявляются у детей в замене одного звука другим, более простым по артикуляции. Так, например звук «м» заменяется на звук «с». Или смешениях звуков в речи. В одних случаях ребенок употребляет звуки правильно в других взаимозамещает их, например, говорит: «У коски пушистый хвост».

Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу и синтезу слов. Из-за отставания развития фонематического слуха его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят труднопроизносимые звуки. По этой же самой причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи.

При недоразвитии фонематического слуха многие предлоги и безударные окончания слов для ребенка остаются неуловимыми. Вследствие недоразвития фонематического слуха и восприятия обязательно повлечет за собой нарушение письма в школе.

Подтверждение этого мы находим в работах авторов: Р.Е. Левиной «Нарушение письма у детей», Т.Г. Егорова «Очерки психологии обучения детей грамоте» и др.

Так А.Ф. Спирова приводит интересные данные, указывающие, что школьники с нарушениями фонематического слуха в среднем делают в 2-5 раз больше ошибок, чем учащиеся с нормальной речью.

Например, И.Н. Садовникова выделяет группу специфических ошибок (т.е. не связанных с применением орфографических правил):

  • ошибки фонематического восприятия;
  • ошибки звукового анализа;

Ошибки фонематического восприятия

В основе ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство.

В устной речи недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков, на письме проявляется смешение букв. Наиболее распространенные ошибки касаются свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких, соноров, аффрикат.

Ошибки звукового анализа

Д.Б. Эльконин определял звуковой анализ как действие по установлению последовательности количества звуков в составе слова (узнавание звука среди других фонем и вычленение его слова в начальной позиции, а так же полный звуковой анализ слова).

Несформированность действий звукового анализа проявляются на письме в виде пропуска, перестановки, вставки букв или слогов.

Таким образом, очень важно для успешного овладения грамотой в школе у ребенка в дошкольном возрасте устранить недоразвитие фонематического слуха и восприятия.

Вывод:

  1. Грубые нарушения фонематического слуха приводят к тому, что страдают основные смыслоразличительные признаки фонемы (твердость – мягкость, звонкость – глухость), ребенок не дифференцирует звуки, слова, отсюда страдает лексика, грамматический строй речи.
  2. Необходимость раннего исправления у детей речевых нарушений, связанных с недоразвитием фонематических процессов, до поступления в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Воспитание фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов на тему:«Воспитание фонематического слуха у детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов. На тему: «Развитие фонематического слуха у детей»

   Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка.  Фонематический слух является частью физиологичес...

Консультация для родителей и педагогов " Сформированность фонематического слуха-главное условие обучения грамоте"

Консультация для родителей и педагогов " Сформированность фонематического слуха-главное условие обучения грамоте"...

Консультация для педагогов и родителей. Тема: «Фонематический слух – основа правильной речи».

Фонематический слух — это  умение различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы: звуки из которых состоит наша речь....

Информационный уголок для родителей "Игры для развития фонематического слуха и восприятия"

Для родителей старшей группы предлагаются игрв на развитие фонематического слуха и восприятия....

консультация для педагогов и родителей "Сформированность фонематического слуха - главное условие успешного обучения грамоте"

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования ...