Информационный уголок для родителей "Игры для развития фонематического слуха и восприятия"
проект по логопедии (старшая группа)
Для родителей старшей группы предлагаются игрв на развитие фонематического слуха и восприятия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Игры на развитие фонематического слуха
и
звуковой культуры речи»
Уважаемые мамы и папы,
отложите свои гаджеты, каталоги косметики и модные журналы, повернитесь к своему ребенку, он здесь рядом, ждет вашего внимания, он с большим удовольствием с вами пообщается, примет в свою игру и не потребует много времени.
5 минут, в любое время дня, когда вам удобно:
- по дороге из детского сада;
- в машине;
- за приготовлением ужина или другого времяпрепровождения;
можно поиграть с вашим любимым и единственным на всем белом свете сокровищем в очень увлекательные и полезные развивающие
игры по формированию фонематического слуха и восприятия.
Для справки: «Фонематический слух и восприятие – это умение слышать и различать звуки речи, умение их выделять в любой позиции, в начале, в середине и в конце слова, считать звуки в слове и, в дальнейшем, правильно обозначать их буквами».
Вы хотите, чтобы ваш ребенок без проблем научился читать? Мог легко обозначать звуки буквами, а буквы складывать в слоги и слова? Чтобы ему было интересно учить дома уроки, не дожидаясь вашей помощи? Понравится ли вам слушать на родительских собраниях похвалу от учителя и каждый раз испытывать гордость за своего ребенка? КОНЕЧНО, ДА!!!
Так помогите ребенку сейчас, поиграйте с ним, ведь фонематический слух и восприятие – это важнейшая составляющая правильного звукопроизношения, речевого развития и грамотного чтения и письма.
1. Итак, наша тема «Фонематический слух и восприятие», как научить ребенка слышать и различать звуки нашей речи.
Во – первых, проверьте, слышит ли ваш ребенок звуки, попросите его озвучить, например, летящего жука – ж-ж-ж, надоедного комарика – з-з-з, машину едущую по дороге – тр – тр – тр – р – р, фыркающего ежика – ф-ф-ф, стреляющий автомат – т-т-т, шипящую змею – ш-ш-ш и так далее, а теперь проверьте, различает ли ваш ребенок звуки, попросите его озвучить, например, летящего жука, надоедного комарика, машину едущую по дороге, фыркающего ежика, стреляющий автомат, шипящую змею и так далее. Это и была ваша первая полезная игра и далее игры будут очень легкими и интересными.
ТРУДНО??! ДУМАЮ, ЧТО НЕТ!
ПОЛЕЗНО??! КОНЕЧНО, ДА!
Какие же еще звуки может услышать ваш ребенок:
Аня плачет - ааа, медвежонок рычит – ыыы,
Оля охает – ооо, паровоз гудит – ууу, бычок мычит – ммм, воздух выходит из насоса – ссс, шина лопнула – шшш,
щетка чистит вещи – щщщ, самолет гудит – ллл,
тигр рычит – ррр, кузнечик стрекочет – ччч,
девочка просит не шуметь – ццц, в чайнике кипит вода – ббб, греем ручки – ххх, будильник тикает – ть, ть,ть.
Озвучивайте по несколько предметов в день, всегда разные, делайте это систематично и, когда вы поймете, что ваш ребенок слышит и различает звуки речи, можно перейти к другим заданиям, которые вы найдете в этом же родительском уголке, каждую неделю разные.
СПАСИБО ВАМ, МАМЫ И ПАПЫ, за то, что вы заинтересовались моей информацией и повернулись к своему ребенку.
2. Наша тема «Фонематический слух и восприятие» продолжается, и вот следующая очень - очень важная и полезная игра:
«Поймай звук»
Вы говорите ребенку: Как жужжит жук? Ж-Ж-Ж. Сейчас я буду говорить разные слова, а ты, как только услышишь звук Ж-Ж-Ж, сразу хлопай в ладоши, как будто хочешь поймать этот звук.
Н – р, жаба, корова, ноги, ножницы, кофе, жираф, коза, кожа.
То же самое с другими звуками, тигр рычит – Р-Р-Р, поймай тигра в моих словах: рак, рот, диван, шкаф, трактор, топор, домик. Самолет летит – Л-Л-Л, лови звук: лук, лопата, книга, очки, стол, молоток, банка.
И так со всеми звуками, которые были в предыдущем задании, играть можно хоть каждый день, все зависит от вашей фантазии и желания.
А желание видеть вашего ребенка развитым и интересным у вас уже есть!
Это упражнение позволит вашему ребенку !!!!
- научиться выделять нужный звук в слове на слух, т.е. различать звуки нашей речи.
Умение хорошо различать звуки поможет вашему ребенку легко освоить обучение грамоте в школе, быстро научиться читать без ошибок.
Помните о том, что не следует брать звуки, которые ребенок еще не произносит!
3. Игра так и называется «Назови первый звук в слове»
Это упражнение очень важное для формирования фонематического слуха и восприятия и, заметьте, очень легкое.
Вы называете предметы окружающей обстановки, а ребенок называет только первый звук, н-р, кошка – к, тарелка – т, муха – м.
Можно использовать: картинки, игрушки, очень хорошо, если предметы будут соответствовать одной лексической группе: посуда, мебель, одежда, обувь, домашние животные, овощи, игрушки и т.д.
Очень хорошим подспорьем вам будет настенная азбука или кубики с буквами и картинками. Вы не только развиваете ребенка, но и обучаете его грамоте.
-Назови букву. (А)
-Кто нарисован на картинке? (аист).
-А почему аист? (потому что первый звук в слове аист А).
Только не говорите: Пойдет в школу и всему научится.
Обязательно научится, но наши любимые ребятки пойдут в школу
- уже готовыми постигать новые знания без проблем для себя и родителей,
- будут учиться весело и с удовольствием.
А в школе итак будет много нового и незнакомого для них.
Так что начинайте прямо сегодня и не опоздайте!
4. ВНИМАНИЕ!
Новая игра для формирования фонематического слуха и восприятия СПАСИБО!
всем кто продолжает следить за информационными страничками учителя – логопеда детского сада, всем кто решил для себя, что его ребенок
- самый умный,
- развитый и сообразительный,
с хорошим фонематическим слухом,
- будущий отличник и гордость
семьи и школы.
Следующая игра будет сложнее для вашего ребенка, вы это заметите сразу.
«Назови последний звук в слове»
Вы произносите слово делая акцент на последнем звуке так, чтобы ребенок его услышал хорошо, н – р, но-ссс, компо-ттт, шка-ффф, на последний звук можно сделать дополнительное движение: кивок головы, стукнуть по столу, топнуть.
Помните, что сначала берутся слова с согласным звуком на конце (душ, топор), а потом, когда ребенок поймет принцип игры, можно брать слова с гласным звуком на конце (акула, дерево).
Не отказывайтесь от игры,
если ребенок не поймет вас с первого или
со второго раза, это приходит со временем,
но обязательно будет.
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!
Ваш учитель – логопед.
5. Здравствуйте, уважаемые родители!
Очень рада, что вы опять заглянули на страничку учителя – логопеда. И сегодня новая игра для формирования у детей фонематического слуха и восприятия.
Ваш ребенок уже умеет:
1. различать звуки речи,
2. называть первый и последний звук в слове.
Вы уже рассмотрели все предметы окружающей обстановки у себя дома? И назвали первый и последний звук каждого предмета? Если еще нет, то вот очередная игра:
«Какой звук в начале слова и в конце?»
Вы называете предмет и говорите: «Назови звук в начале этого слова и в конце».
Например, диван (дь, н), кровать (к, ть), аквариум (а, м)
Очень важно, чтобы ребенок понял, что у слова есть начало и конец, ведь дальше, во время следующих игр, он узнает, что есть еще и середина слова, где тоже ПРЯЧУТСЯ звуки.
Очень хорошим дополнением будет использование разрезной азбуки.
Ребенок называет звук в начале слова и показывает букву, называет звук в конце слова и показывает букву, т.е. обозначает границы слова, что в дальнейшем поможет ему во время письма не потерять эти буквы и не написать лишних букв.
Д Н
6. Фонематический слух и восприятие старшего дошкольника, как его сформировать и развить у ребенка?
Для этого есть специальные игры, которые каждую неделю появляются на этом стенде, каждый раз разные.
И вот новая игра!
Найди предметы на звук К (Р, Ш, Ж….)
Мама выставляет перед ребенком разные игрушки (не более 6 штук) и просит назвать только те, название которых начинается на звук К (кукла, машина, кубик, матрешка, мяч, козочка). Игра выполняется несколько раз, меняются игрушки и звук, на который ребенок должен назвать игрушки.
Игру можно разнообразить, используя:
- картинки;
- иллюстрации книг, где ребенка просят найти предметы на звук….Р,….Ж,…С;
- посмотреть вокруг и найти в комнате предметы на заданный звук;
- очень интересная игра «Четвертый лишний», просим ребенка угадать, какое слово лишнее и почему: шапка, шуба, шарф, пальто,
Вася, Вова, Оля, Варя, кошка, корова, собака, конь.
Где слово собака будет 4 – м лишним не потому, что она живет в будке, а потому что она на С, а остальные слова на К.
7. «Четвертый лишний»
Эта игра на формирование фонематического слуха и восприятия еще и очень интересная, она
- развивает у детей логическое мышление, воображение, умение быстро анализировать,
-пополняет словарный запас ребенка.
Если вы и ваш ребенок поймете правила игры, то сможете правиться с самыми трудными заданиями. Конечно, здесь нужно играть постоянно и систематически, двигаясь от простого к сложному.
1. Собака, кошка, волк, корова.
2. Кофта, сапоги, платье, юбка.
3. Самолет, поезд, автомобиль, автобус.
4. Буратино, Мальвина, Пьеро, Незнайка.
5. Топор, мотор, домик, костер.
6. Соня, Света, Рая, София.
7. Соль, моль, боль, шапка.
8. Машина, картина, мышка, малышка.
9. Миски, мишки, пышки, кошки.
Где 4 – лишним является слово, которое не подходит по смыслу (волк, сапоги, самолет, Незнайка) или по звуковому содержанию (домик, Рая, шапка, картина, миски).
8. Уважаемые родители!
Предлагаю вам еще одну игру на формирование фонематического слуха и восприятия, которая называется:
«Звук потерялся» или «Звук заблудился»
Я приведу примеры таких стихотворений, но их можно найти великое множество в интернете или в литературе по развитию речи, как говорится, было бы желание.
Смысл в том, что ребенок должен услышать слово с неправильным звуком и исправить его, например:
Закричал охотник: Синеет море перед нами,
- Ой! Двери гонятся за мной! Летают майки над волнами…
На пожелтевшую траву На волке сметана, творог, молоко.
Роняет лев свою листву. И рад бы поесть, да достать нелегко.
Жучка будку не доела. Неохота. Надоело.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом
Ехал дядя без жилета (билета), заплатил он штраф за это.
На островок налетел ураган, на пальме остался последний баран (банан). Желаю успехов!
9. Если вы уже играете со своими детьми в игры на фонематический слух и восприятие регулярно, и это вам и вашему ребенку нравится, то и эта игра будет вам очень интересна и полезна.
«Цепочки»
Она напоминает игру в «города», когда следующее слово должно начинаться на первый звук предыдущего слова.
В этой игре можно использовать как просто слова, так и можно подобрать картинки и образовать из них цепочки, можно набрать предметов и игрушек, на усмотрение ребенка.
Помните, что один раз поиграть будет очень мало, нужна тренировка, но если вы научитесь играть в «цепочки», то эта игра станет вашей любимой и самой интересной, ведь в нее можно играть в любое время и в любом месте.
Стол, лак, комар, радио, ослик, кошка, альбатрос, суслик, кабан, носки, ирис, ……..
10. Ребусы с буквами
Эта игра очень интересная и познавательная как для взрослых, так и для детей.
Найти ребусы легко в литературе или поможет интернет, а так же ребусы можно придумать самим, нарисовать или обозначить картинками.
Я обращаю внимание именно на ребусы с буквами, т.е. слово зашифровано буквами и картинками, а раз это ребусы для дошкольников, то буква одна и она знакома, и картинка тоже одна и она хорошо понятна для ребенка.
Например:
Ш ШУТКА
КА КАМЫШ
С СКОТ
К ОСА
Х ХЛЕВ
Г ГРОЗА Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование дидактических игр по развитию фонематического слуха и восприятия
Опыт работы показывает возможность и необходимость специальной работы над развитием фонематического восприятия у детей с ОНР. она обеспечивает сознательное овладение дошкольниками звуковой культуры ре...
Картотека дидактических игр на развитие фонематического слуха и восприятия
В данной картотеке представлены дидактические игры, направленные на развитие фонматического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста....
Развитие фонематического слуха и восприятия
В настоящее время выявляется значительное количество детей, у которых имеются нарушения речи, вызванные различными причинами. Одним из важных элементов развития речи является формирование фонематическ...
Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия
Лучше всего развивать фонематический слух у детей дошкольного возраста в игре. Игры, которые я предлагаю на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в...
Игровые упражнения для развития фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста
игры на развитие фонематического восприятия...
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха и восприятия.
Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха и восприятия....
Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха и восприятия
Цели и правила игр....