Консультация для педагогов и родителей. Тема: «Фонематический слух – основа правильной речи».
консультация (старшая, подготовительная группа)

Кравченко Елена Евгеньевна

Фонематический слух — это  умение различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы: звуки из которых состоит наша речь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_i_rod.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей.

Тема:  «Фонематический слух – основа правильной речи».

                                                                         

                                                                                                 Подготовила:

                                                                                   учитель – дефектолог

                                                               МАДОУ «ДС № 15 «Солнышко»

                                                                                              Кравченко Е.Е.

                                                               

 Бесспорно,  очень важной особенностью человека  является – умение сосредоточиться на звуке. Без нее нельзя научиться слушать, и понимать речь – основное средство общения. Фонематический слух — это  умение различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы: звуки из которых состоит наша речь. Благодаря фонематическому слуху ребёнок   не только распознает и различает звуки,  но и соотносит звук и букву.  Недостаточное развитие фонематического слуха  осложняет  правильное произношение любого звука,  и ребёнок  уже не может опознавать тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого. Отсюда звук узнаётся неправильно. Это в свою очередь приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом – «том», мебель – «небель», длинный – «глинный»). Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим.  Теряется и меняется смысл высказывания. Нарушение и недоразвитие фонематического слуха и восприятия значительно затрудняют обучение грамоте, приводят к нарушению письменной речи-дисграфии, задерживают процесс автоматизации поставленных звуков речи. 

Как проверить фонематический слух? Вы можете сделать это сами!

Попросите ребенка повторить слоги попарно: са-за, та-да, ба-па, ва-фа, ма-на; ша-жа-ша, ва-фа-ва, ма-на-ма, да-та-да; слова: мишка-миска, мышка-мишка, коза-коса. Если ребёнок неверно повторяет за вами цепочки слогов, слов, то это говорит о том, что фонематический слух нарушен.

К чему приводит нарушенный фонематический слух?

Совсем маленькие дети ещё не способны управлять своим слухом и не могут отличить правильное произношение  того, или  иного звука,  от неправильного.  Время идет и ребёнок растёт, развивается, а вместе с ним и развивается его фонематический слух, при условии, что ребёнок находится в благоприятной речевой среде – с ним разговаривают взрослые, читают ему сказки, учат стихи. Вот тогда – то и  происходит постепенное  у ребёнка овладение правильным произношением. К 4 годам ребёнок должен уже выговаривать правильно все звуки, кроме [л], [р]. А к 5 годам правильное произношение всех звуков родного языка и не допускается смешение фонем  ( с-ш, ж-ш, к-т, р-л и т.п.).

При нарушении фонематического слуха мы наблюдаем неправильное произношение у детей от 4 лет и старше. Такого ребёнка часто приходится подолгу исправлять родителям.

В дальнейшем нарушение фонематического слуха проявляется в том, что ребёнок при чтении путает   названия букв, пропускает буквы в словах и не замечает этого. А в письме замена букв звонких на глухие - оглушение и наоборот озвончение  (бочка-почка, зайка-сайка, дом-том), замена твёрдых , на мягкие и наоборот (дядя-дада, дверь-двер, любовь-лубов). Весь процесс обучения грамоте основывается на умении ребёнка анализировать каждый звук в слове, отличать его от других звуков.

 Игровые упражнения помогут ребенку слышать себя, свою речь, он будет пытаться найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: Фонематический слух – основа правильной речи.

В консультации поднимаются проблемы развития звуковой стороны речи у детей. Приводятся практические примеры игровых упражнений с целью формирования развития фонематического слуха у ребёнка в домашних ...

Консультация логопеда для родителей на тему: "Фонематический слух – основа правильной речи"

Фонематический, или речевой, слух дает ребенку возможность различать и узнавать звуки родного языка, понимать последовательность их расположения в словах, которые он слышит. Именно фонематический слух...

Консультация для родителей на тему: «Фонематический слух – основа правильной речи»

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...

Консультация для родителей на тему «Фонематический слух – основа правильной речи»

    Уважаемые родители, у ребенка необходимо развивать фонематический слух, т.е. способность различать и воспроизводить все звуки речи. Работа  над звуками речи должна проводитьс...

Консультация для родителей на тему: "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка"

В консультации представлены игры и игровые упражнения, направленные на развитие речевого слуха у ребенка....

Консультация для родителей на тему «Фонематический слух — основа правильной речи».

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...

КОНСУЛЬТАЦИЯ учителя-логопеда для молодых педагогов на тему: «Фонематический слух – основа правильной речи».

КОНСУЛЬТАЦИЯ  учителя-логопеда для молодых педагогов  на тему: «Фонематический слух – основа правильной речи»....