Социализация личности ребенка в доу
статья (старшая группа) на тему
Статья на тему " Социализация личности ребенка в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_lichnosti_rebenka_v_dou.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация личности ребенка в ДОУ
Социализация – понятие, широко использующееся в современной психолого-педагогической науке, имеющее междисциплинарный статус, и в связи с этим его содержание не однозначно. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А.В.Мудрик)
Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную как глобальными процессами, происходящими в мировом обществе, так и особенностями социально-экономического и культурного развития того или иного региона или государства в отдельности.
К основным особенностям современной социализации подрастающего поколения можно отнести следующее:
- Длительность протекания (по сравнению с предшествующими периодами), что связано прежде всего с изменением статуса детства;
- Гуманистическую направленность в отношении общества к детству, что проявляется в осознании ребенка основной ценностью семьи и общества;
- Проявление новых требований к характериологическим, профессиональным чертам будущего члена общества;
- Стирание или изменение многих ролевых предписаний и полоролевых функций.
Социальное развитие ребенка в ДОУ современной науке и практике рассматривается как сложный процесс усвоения дошкольником общечеловеческих ценностей, опыта взаимодействия, сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни - это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:
- семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
- детский сад (в первую очередь воспитатели);
- общество (сверстники, друзья).
По своей роли в процессе социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка, как выстраивается взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
В процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Важно, чтобы воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал основные виды социализации ребёнка (естественно-культурного, социально-культурного, социально-психологического и т.д.) и задавал начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем, необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребёнок должен стать частью социума.
На первый план выдвигается задача приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру, что означает для него «открытие путей для оптимального освоения норм общества, а главное расширение его способностей саморазвития». (Д.И. Фельдштейн)
Для реализации задач социального развития в МАДОУ «Детский сад № 377» созданы следующие условия: оформлены игровые уголки по группам «Уютный диванчик», «Страна неприкосновенности», подобраны атрибуты для полноценной сюжетно-ролевой игры «Семейная гостиная», «Супермаркет», «Лечебница доктора Айболита», регулярно оформляются уголки по формированию социальной компетентности и ОБЖ.
В дошкольном образовательном учреждении проводятся разнообразные праздники, в том числе фольклорные «Во саду ли, в огороде», «Красна девица», развлечения «За околицей», «В гости в деревню», «Бабушкин сундук», досуги для детей «Остров Дружбы», «Путешествие в космос», «Кем Я хочу стать», реализующие задачи развития социальной компетентности.
Поэтому, основная задача детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка, обучение нормам поведения, развитие общих представлений об окружающем мире. Помочь раскрыть ребенку окружающий мир, подготовить его к полноценной жизни в современном обществе – это одна из базовых задач, стоящих перед дошкольными педагогическими коллективами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по социализации личности ребенка на основе организации взаимодействия с детской библиотекой района на учебный год.
Одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка в детском саду № 868 стала организация взаимодействия с детской библиотекой № 74 района Ивановское ВАО г. ...
Социализация личности ребенка через реализацию инновационных подходов в проведении нетрадиционных форм работы
Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные воздействия, а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта....
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в целях социализации личности ребенка-дошкольника
Сиситема работы с родителями...
ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С ДРУГИМИ ИНСТИТУТАМИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
В статье раскрыается роль дошкольного учреждения, как субъекта социального партнерства, принципы, мероприятия, с помощью которых решается данная задача....
Совместная работа детского сада и родителей в социализации личности ребенка
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что содержание Программы Организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей де...
«Роль игры в эмоциональном развитии и социализации личности ребенка раннего возраста». ( с слайдовой презентацией)
Игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах людях....
СОВРЕМЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА- ДОШКОЛЬНИКА
Помогает решить проблемы вовлечения социальных партнёров в воспитательно-образовательный процесс и проблемы социализации детей....