РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ – ВИКТОРИНА. ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
материал (средняя группа) на тему
«Роль русских народных сказок в воспитании ребенка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod._sobranie_sr.gr_.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ – ВИКТОРИНА.
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
«Роль русских народных сказок в воспитании ребенка»
ЦЕЛЬ: 1. Обратить внимание родителей на роль книги в воспитании детей.
2. Представить спектр возможностей использования книги в развитии познавательных способностей ребенка.
УЧАСТНИКИ: Родители средней группы, воспитатели это группы.
ЭТАПЫ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:
- Информационная часть.
* Сообщение: «Народная сказка и ее значение для развития ребенка».
* Сообщение: « Методы работы со сказкой».
- Практическая часть.
- Викторина «Русские народные сказки».
- 1 конкурс «Подумаем над сказкой»
- 2 конкурс «Сказочный кроссворд».
- 3 конкурс. «Кто знает больше сказок?»
- 4 конкурс «Дополни имя».
- 5 конкурс. «Расскажи сказку»
- Заключительная часть
МИНИ-СООБЩЕНИЕ:
«Народная сказка и ее значение в развитии ребенка».
Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которую ребенок слышит с раннего детства. Сказка создана в давние времена и живет до сих пор, увлекая детей и содержанием, и художественной формой. Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрыми воспитателями ребенка. Сказка всегда поучительна. Миллионы людей первые основы нравственного воспитания получили на ярких примерах народной сказки.
Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает им в первые годы жизни разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение. Ребенок, характеризуя героев сказок, чаще всего высказывает правильное суждение об их поступках. Эмоциональное отношение к героям сказок у детей имеет конкретный действенный характер. Ребенок, прежде всего активный соучастник изображаемых событий. Мысленно он переживает их вместе с героями. Поддержание и развитие детской впечатлительности, эмоциональности важная задача и для родителей, и для воспитателей. Для того, чтобы сказка зажила в детской душе, сам ребенок должен на время стать ее активным соавтором. Образ не может оставаться таким, каким он был «в книжке». Ему предстоит пуститься в волшебное путешествие, наполненное чудесными превращениями. Образ одной сказки, в детском воображении, внезапно может перейти в другую, а оттуда на детский рисунок или воплотиться в танцевальном движении, или может возникнуть новый сюжет, придуманный самим ребенком.
Содержание сказок для детей разнообразно. В русском фольклоре имеется большое количество волшебных сказок, бытовых, сказок о животных. Особенностью содержания русской народной сказки является ее оптимизм – в сказке почти всегда добро побеждает, а зло наказывается. В народной сказке все подчиняется законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться с неизменной, сказочной закономерностью. Сказки по сути своей оптимистичны. Сколько бы препятствий и трудностей не приходилось преодолеть народному герою, сколько бы кощеев бессмертных и разбойников ни становилось на его пути – всегда он побеждает и сказка кончается «пиром на весь мир».
У нас, взрослых, есть возможность яркими и простыми образами сказки донести до сознания детей те сложные, но самые главные принципы нравственности и морали, по которым живут люди. Поэтому, общий тон сказки жизнерадостный, бодрый. Сказка рисует образы, характеры действующих лиц. Если в сказке рассказывается про лису, то для ее изображения используют лукавые слова и интонации, свой обман она стремится скрыть под серьезной интонацией. Волка и медведя изображают глупыми. Деда с бабкой - добрыми, приветливыми. В волшебных сказках о красивых героях говорят с радостью, восторженно, о глупых - с усмешкой, с шуткой, о злых - с грубостью. Народная сказка использует диалог. Многие сказки построены почти полностью на диалоге, который рисует характер действующих лиц, их поступки, действия. Например: «Лиса и журавль», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко». Изложение повествования во многих сказках ритмично. Ритм чувствуется как в композиции, так и в языке. Прием троекратного, а иногда и многократного повторения уже придает ритмичность развитию действия в таких сказках, как «Репка», «Курочка – Ряба», «Колобок».
Сказка дает своим героям меткие прозвища, которые так нравятся детям: лисичка – сестричка, мышка – норушка, лягушка – квакушка. Звуковая форма этих определений продиктована зрительными и слуховыми впечатлениями, наблюдениями за жизнью животных. Слова – прозвища часто подкрепляются звукоподражаниями.
Вам, родителям следует помнить, что художественно рассказанная сказка является праздником для ребенка и запомнится на долгие годы. Любовь к сказкам и счастливая способность верить им остается с детьми по сути дела навсегда. Проникая через сказку, в толщу пластов духовной культуры, ребенок обретает такой творческий потенциал, которому нам остается только позавидовать хорошей завистью.
СООБЩЕНИЕ: «МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ»
Знакомство ребенка со сказкой начинается с выразительного чтения ее взрослым. Характер и содержание последующей работы обуславливаются самой сказкой, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой – то один метод или прибегает к сочетанию разных методов в зависимости от задач, которые он перед собой ставит.
1. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
- Воспитатель, родители могут совместно с детьми рассмотреть, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления. (картины природы, описания героев, их поступков, юмористические пассажи, драматические повороты сюжета). Пересказ детьми прочитанного, отдельных эпизодов внесет необходимые акценты в суть переживаемого.
- Словесное рисование детьми по прочтении текста характера героев, обстановки , "интерьера" сказки.
- Рисование детьми иллюстраций к прочитанному тексту. Лепка сказочных героев. Изготовление карнавальных костюмов, волшебных атрибутов (метла, связка ключей, шляпа и т.д.)
- Подбор наиболее подходящей музыки к сказке. С учетом места действия (пруд, лес, старинный замок) и характера действия.
- СРАВНЕНИЕ
- Игра в сравнения (кто на кого похож? Что на что похоже? )
- Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту.
- Сравнение прочитанного с целью актуализации читательского опыта ( что общего между этими сказками? Что общего между героями сказок ? )
3.УЗНАВАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
- Узнавание автора сказки по стилю. Дети смогут определить авторство после прочтения педагогом несколько юмористических отрывков одного автора.
- Узнавание детьми иллюстраций к ранее прочитанному, или узнавание места в книге, к которому относится показанная иллюстрация
- Драматизация. Разыгрывание сценок из сказки, возможно в форме викторины. Зрители могут отгадывать, какой это герой, из какой сказки.
- Литературный театр. Синтетическая и свободная форма, включающая драматизацию, выразительное чтение, демонстрацию рисунков и поделок, прослушивание музыкальных произведений (фрагментов), выставку книг.
- ЭКСПЕРИМЕНТ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ
- Рассказывание от имени одного из героев сказки. Традиционный пересказ прочитанного модифицируется в данном случае, благодаря возможности как бы проигрывать разные роли. Ребенок учитывает в своем пересказе речевые особенности героя, его характер, отношения с другими персонажами.
- Герои среди нас. Персонажи сказок переносятся в современную обстановку и реагируют на все происходящее в соответствии со своими характерами. Задание , помимо фантазии, развивает чувство юмора, актуализирует читательский опыт.
- Домысливание судьбы героя. Это задание предполагает развитие идеи сказки, домысливание дальнейшей деятельности героя. Если предыдущее задание имеет юмористический, даже пародийный , характер, то здесь все расчитано на детскую фантазию, "вживание" в образ.
4. ОЦЕНКА И СУЖДЕНИЕ
- Мой любимый герой. – Даже самые маленькие в состоянии , вспомнив прослушанное, аргументировано доказать достоинства своего героя и убедить слушателей.
- Любимая сказка. Умение выделить любимую сказку из массы прочитанных или прослушанных.
- Тематические беседы о прочитанном. ( О каких событиях идет речь в сказке? Встречались ли подобные события в других сказках? Где происходит действие? и т.д.)
- Беседа о жанре. ( Какие сказки ты еще знаешь? Какие сказки ты больше любишь?:- о современности или о прошлом? и т.д.)
- Беседа об авторе. Воспитатель в доступной для детей форме рассказывает о русских сказочниках . –( К.Паустовский, А.Платонов, В.Бианки, Р.Погодин, Э. Успенский и т.д.)
- Самая смешная сказка. Самый смешной эпизод. Такую же беседу можно провести о самой страшной, самой печальной сказке.
Воспитатель может организовывать различные игры, викторины, "часы сказок", оформить комнату или уголок сказок.
ВИКТОРИНА: «Русские народные сказки»
1 КОНКУРС «Подумаем над сказкой»
Даны 3 сказки: «Колобок», «Репка», «Петушок – золотой гребешок». Надо подумать и сказать: сколько героев в сказке, какие слова в ней чаще всего повторяются, какова мораль или вывод из сказки.
«Колобок» - 7 героев (дедушка, бабушка, колобок, заяц, волк, лиса).
Слова: «Я колобок, колобок, по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен».
Мораль: не надо забывать об осторожности с хитрецами, тем более, если ты на сметане. (простота хуже воровства).
«Репка» - 7 героев (репка, дедка, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка).
Слова: «Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут – вытянуть не могут»
Мораль: «Дружно не грузно, а врозь – хоть брось» и др.
«Петушок – золотой гребешок» - 4 героя (петушок, дрозд, кот, лиса).
Слова: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка. Выгляни в окошко, дам тебе горошка».
Мораль: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
2. КОНКУРС «Сказочный кроссворд».
Участникам выдаются таблички кроссворда. Сверху вниз зашифрованы слова, заглавные буквы уже написаны.
1 вариант:
С – имя девицы из сказки «О молодильных яблоках и живой воде» (Синеглазка)
К – его пытались съесть пятеро, а удалось шестому.(колобок).
А – сестра Иванушки. (Аленушка).
З – пресмыкающееся с тремя и более головами. (змей).
К – сказочный герой, смерть которого в яйце.(Кощей).
И – мужское имя в сказках. (Иван).
2 вариант.
С – предмет, благодаря которому царевич нашел себе жену. (стрела).
К – в чем нес медведь девочку вместе с пирожками? (короб).
А – имя героя, нашедшего «то, не знаю что» (Андрей).
З - этим подавился петушок. (зернышко)
К – посуда, из которой журавль кормил лису. (кувшин)
И – на ее кончике смерть одного из героев сказки. (игла).
3 вариант.
Р – этим предметом Иван пытался разбудить братьев. (рукавица)
У – эта птица превращалась иногда в кривенькую девочку.(уточка).
С – на какой реке бился Иван с Чудом –Юдом? (Смородина)
С – кличка сказочного коня. (Сивка).
К – домашнее животное большинства сказок. (кот).
И – жилище Бабы Яги. (избушка)
Е – имя героя. (Емеля).
3 КОНКУРС. «Кто знает больше сказок»
Участникам предлагают написать на листах бумаги названия сказок.
О детях. О животных. О птицах.
4 КОНКУРС. «Дополни имя».
У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. На листе бумаги написано первое название, а вам надо написать второе.
Кощей – бессмертный
Елена – прекрасная
Василиса – премудрая
Сестрица – Аленушка
Мальчик – с пальчик
Финист – ясный сокол
Иван – царевич
Братец – Иванушка
Змей – горыныч
Никита – кожемяка
Крошечка – Хаврошечка
5 КОНКУРС. «Расскажи сказку»
Участникам раздаются мнемотаблицы со сказками. Нужно вспомнить сказку и рассказать ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ проведения познавательно-эстетической викторины в подготовительной группе
Конспект викторины по закреплению знаний детей о родном городе. Это презентация долгосрочного проекта "Свой край родной люби и знай)....
Литературная викторина в подготовительной группе "Наши любимые сказки К.И.Чуковского"
Игровые моменты. Вопросы для детей. Сюрпризный момент....
Познавательная викторина в старшей группе и подготовительной группах «Весёлый урожай»
Цель: создание условий для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста. Задачи: - развивать творческие способности детей, активность, сообразительность, речь; - формиро...
Итоговое родительскоесобрание в 1 младшей группе
Итоговое родительское собрание в I младшей группе. «Чему мы научились за год. Успехи нашей группы»....
Математическая викторина между воспитанниками группы №5 и группы №6
Данное развлечение прошло очень интересно.Ребята проявили все свои знания и умения....
Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки» Литературная викторина в подготовительной группе
Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки»Литературная викторина в подготовительной группе...