Тревожность у детей
консультация на тему
Тревожность как фон жизни присуща ребенку-астенику, который в принципе склонен воспринимать жизнь скорее пессимистично. Чаще всего такой подход к жизни перенимается ребенком от близких. Пообщавшись с таким ребенком, видишь, до какой степени он походит на своих родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trevozhnost.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы с тревожными детьми
Тревожность как качество личности
Тревожность как фон жизни присуща ребенку-астенику, который в принципе склонен воспринимать жизнь скорее пессимистично. Чаще всего такой подход к жизни перенимается ребенком от близких. Пообщавшись с таким ребенком, видишь, до какой степени он походит на своих родителей.
Мама Вити (7 лет) жаловалась, что он не может сам подойти к учительнице что-то спросить, плачет, когда она собирается уходить. Когда она делилась со мной своими переживаниями, у нее самой на глаза навернулись слезы, речь сделалась тихой и прерывистой. Мама неуверенной в себе Кати (7 лет) во время беседы сидит на краешке стула, ломает пальцы, вся напряжена, за все время ни разу не улыбнулась. Такой же вижу девочку каждый раз перед классом: лицо серьезное, даже испуганное, здоровается сухо, никому не улыбается, как будто ждет подвоха.
Здесь сложно понять до конца, что в поведении ребенка является результатом воспитания, а что передается по наследству. Многое зависит от врожденного типа реагирования нервной системы.
Тревожность возрастная
С этой тревожностью чаще всего сталкиваешься в классах шестилеток. Новая незнакомая обстановка пугает ребенка, он чувствует себя неуверенно, не знает, чего ожидать, и поэтому испытывает тревогу. Ребенок может плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, потекла ручка, родители пришли за ним на пять минут позже и т.д.). О таких детях учителя говорят, что они просто еще маленькие. И действительно, становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности, набираясь опыта, он начинает переносить его на новые ситуации. Чувствуя себя более компетентным, ребенок будет меньше бояться перемен и быстрее адаптироваться к ним.
Тревожность ситуативная
Эмоциональный дискомфорт связан с какой-то конкретной ситуацией. Например, у ребенка может возникнуть страх перед новыми людьми, боязнь публичных выступлений.
Часто приходится слышать от родителей младших школьников, что их дети боятся идти в магазин, опасаются обращаться непосредственно к продавцу. Зная, что предстоит поход в магазин, они заранее расстраиваются, предпочитают остаться, например, без жевательной резинки, чем покупать ее самостоятельно.
Школьная тревожность является разновидностью ситуативной. Ребенка волнует и беспокоит все, что связано со школой. Он боится контрольных работ, боится получить двойку, отвечать у доски, боится ошибиться. Эта тревожность часто проявляется у детей, к которым предъявляются завышенные требования и кого постоянно сравнивают с более успешными братьями и сестрами.
Типы тревожных детей
«Невротики». Дети с соматическими проявлениями (тики, энурез, заикание и т.д.). Это наиболее сложная категория так как проблема выходит за чисто психологические рамки. Кроме того, в работе с психосоматическими проявлениями тревожности требуется терпение и уверенность в себе.
Таким детям часто необходима консультация невропатолога, а иногда и психиатра. К сожалению, современные родители так пугаются слова «психиатр», что не всегда соглашаются идти к нему на прием.
Работая с этим типом тревожных детей, прежде всего, необходимо дать им возможность выговориться, почувствовать расположение к ним и интерес к их страхам. Необходимо также не заострять внимание на соматических проявлениях. Задача родителей состоит в том, чтобы создать для ребенка ситуацию комфорта и принятия, найти и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, им поможет всякое проявление активности, например «лупить» подушки, обниматься с мягкими игрушками.
«Расторможенные». Это очень активные, эмоционально возбудимые дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу они очень стараются хорошо учиться, но у них не получается. Тогда они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально изображать из себя посмешище для класса, так как очень боятся на самом деле стать таковыми из-за своей не успешности. Создается ощущение, что повышенной активностью они пытаются заглушить страх.
У них возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).
Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.
«Застенчивые». Обычно это тихие, обаятельные дети. Они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, не проявляют инициативы, не вступают в контакт со сверстниками, очень старательны и прилежны в учебе. Боятся о чем-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (не обязательно на них). Переживают, если чего-то не сделали, часто плачут из-за мелких неприятностей. Все ошибки аккуратно замазывают или стирают. Не успокоятся, пока не сделают все, что задано.
Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать им поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выход из положения, признавать за ребенком право на ошибку, больше хвалить.
«Замкнутые». Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослым стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят отдельно. У них могут быть проблемы в учебе, так как нет ни в чем заинтересованности и включенности в процесс. Такое ощущение, что они постоянно от всех ожидают подвоха.
В работе с такими детьми необходимо отталкиваться от их интересов, проявлять участие и доброжелательность. Им тоже полезно выговориться, а потом включиться в группу сверстников со схожими интересами.
Феномены тревожности
Страх неизвестности. Пожалуй, этот страх лежит в основе всех видов тревожности. При веду несколько примеров его проявления у младшеклассников. Многие первоклассники, проболев неделю-две, не хотят возвращаться в класс. Особенно часто это происходит в первом полугодии. Перед болезнью у них только-только завязались какие-то отношения, они только начали привыкать к школе, а теперь надо начинать все сначала. А вдруг за то время, пока они болел, все так сильно изменилось, что они будут не к месту, сделают все не так, их не узнают, не примут'? И вообще непонятно, как себя вести.
Желательно устроить так, чтобы, пока ребенок болеет, ему звонили одноклассники и он сам звонил им, хорошо бы зайти к нему домой и передать приветы от одноклассников и учителей, рассказать о жизни класса. Если ребенок посещает какой-нибудь кружок, «выход в люди» лучше начать с него.
Родители удивляются и даже негодуют, если их ребенок читает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, отказываясь от новых книг и фильмов. Но для меня в этой привязанности скрывается потребность ребенка в чем-то постоянном, неизменном. Ему необходимо знать, что все будет так, как он привык. Читая уже знакомую, выученную наизусть книгу, он уверен, что никакие неприятности и неожиданности его не подстерегают.
Часто ребенок поступает подобным образом, если родители ведут очень активный образ жизни, ситуация в семье часто меняется или если случилось что-то, травмирующее ребенка (например, болезнь кого-то го членов семьи).
Идеальный порядок. Ребенок с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности. Не может продолжать деятельность, пока не закроет колпачком фломастер, хотя через секунду его придется открывать снова, чтобы что-то подчеркнуть. Когда он садится за уроки, на столе должен быть четкий порядок.
Родители других детей могут об этом только мечтать, а родителей тревожного ребенка его педантичность выводит из себя. Но это тоже своеобразный способ успокоиться, попасть в привычную, а значит безопасную обстановку. Хотя подобные ритуалы часто являются симптомами невроза навязчивости.
Чужие страхи. О том, что ребенок заражается тревогой от своих близких, говорилось не раз. Особенно часто это происходит, если ребенок легко возбудимый и внушаемый. При этом родителям не всегда очевидно происхождение его страхов.
Преодолеть эту тревогу помогают беседы, расширение сферы интересов.
Оптимум мотивации. Согласно законам психологии, при усилении мотивации деятельность улучшается до определенного предела, а с какого-то момент, наоборот, начинает разрушаться.
Этот известный в психологии закон очень ярко проявляется именно на тревожных детях. Первоклассники практически все сильно мотивированы на успешную учебу, при этом в ситуациях повышенной значимости (контрольные, ответ у доски) очень нервничают и ничего не могут сделать, забывают слова, делают «глупые» ошибки. Поэтому и следует говорить учащимся о том, что будет серьезная контрольная, а уж пугать их итоговой, решающей работой тем более нельзя. Иногда родители стремятся повысить мотивацию ребенка и говорят ему об опасности не перейти в следующий класс, остаться на второй год. Все это, естественно, так пугает малыша, что он все забывает, путает и, боясь сделать «не так», вообще ничего не делает. Такие дети постоянно спрашивают, правильно ли они делают, требуют подробного пояснения каждого последующего действия, не проявляют инициативы.
Социальная желательность. Тревожные дети не только стараются произвести на окружающих хорошее впечатление, они твердо знают, как надо себя вести, чтобы не было проблем и замечаний: не говорить неправду, не опаздывать, не испытывать ни к кому неприязни, переходить улицу только на зеленый свет, уметь достойно проигрывать и т.д.
Такое сильное желание быть хорошим проявляется постоянно. Нередко тревожные дети демонстрируют неадекватно высокую самооценку. Они так хотят, чтобы их принимали, хвалили, что часто выдают желаемое за действительное. Это даже нельзя назвать обманом -это защитная реакция.
Переутомление. Тревожные дети быстро устают, им трудно переключиться на другую деятельность. Это происходит из-за постоянного напряжения.
Повышенная ответственность. Тревожные дети испытывают повышенную ответственность за все происходящее, они склонны винить себя во всех неприятностях, случающихся с их близкими, даже если внешне это никак не проявляется, это проявляется в беседе.
Ребенок должен знать границы своей ответственности. С одной стороны, когда за кого-то отвечаешь, перестаешь бояться, а начинаешь действовать, но с другой стороны - это создает непереносимое напряжение. Следовательно, тревога возрастает.
Общие работы с тревожными детьми
- Дать ребенку выговориться, поделиться страхом, тревогой;
- Рисовать и разыгрывать пугающие ситуации;
- Создать ситуацию успешности, компетентности;
- Дать выход активности и агрессии ребенка;
Рекомендации для родителей
1. Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на нее полное право.
2. Помочь ребенку в преодолении тревоги - значит создать условия, в которых ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом, вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации.
3. Делайте вместе с ребенком, но не вместо него.
4. Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени. Боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то.
5. Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждет.
6. Ответственность не является источником тревоги, но она является знанием границ своих возможностей.
7. Если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним. Спросите, например, чего боятся солдатики или куклы? А как им помочь преодолеть страх?
8. Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбайтесь чаще. Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.
9. Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по принципу «нет худа без добра». Например, ошибки в контрольной - это бесценный опыт, ты понял, что тебе надо повторить, и больше их не сделаешь.
10. Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное. На приеме у зубного врача можно подумать о том, что будет, когда все закончится: пойдем домой, купим мороженого, все будет позади.
Советы родителям
О поощрении
1. Не хвалите особенно часто, так как в этом случае потеряется важнейший смысл похвалы.
2. Употребляйте в адрес ребенка ласковые слова. Это может быть «рыбка», «зайчик», «ласточка», «солнышко».
3. Чаще прижимайте к себе и обнимайте ребенка.
4. Целуйте своего ребенка часто и искренно.
5. Хвалите ребенка в присутствии других родственников, друзей.
Возможные методы наказания
1. Учите ребенка умению самоконтроля.
2. В момент проявления недовольства обращайтесь к ребенку по - деловому - Наташа, а не Натусенька.
3. Оценивая поведение или поступок, осуждайте именно этот факт, а не личность ребенка.
4. Используя жесткие отрицательные обещания, следуйте этому правилу до конца, к примеру «Целый день я не буду тебя обнимать» или «Сегодня мне придется называть тебя только Таня, а не Танюша»,
5. Организуйте дома «Уголок необдуманных поступков», где ребенок будет наказанным не стоять, а сидеть / но без ничего /.
6. Развивайте в ребенке способность к самооценке. С этой целью сделайте шкатулку и жетоны 2-х цветов / красный и синий /Был примерным во всем - вечером помещает в шкатулку красный жетон, не очень - синий. А в воскресенье желательно подсчитать и поощрить ребенка за примерное поведение.
7. Лишайте на время любимой игрушки или другого предмета, поставив их на видное место. Периодически при этом напоминать ребенку: «Скучает сегодня твоя кукла или «Денди» и т. п.
8. Помните, наказывая, вы не перестали любить своего ребенка.
Категорически нельзя:
1. Наказывать едой
2. Физически наказывать
3. Обзывать бранными словами
4. Кричать
5. Ставить надолго в угол
Заповеди для взрослых
Детей учит то, что их окружает.
Если ребёнка часто критикуют - он учится осуждать.
Если ребёнку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.
Если ребёнка часто высмеивают - он учится быть робким.
Если ребёнка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
Если к ребёнку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
Если ребёнка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.
Если ребёнка часто хвалят - он учится оценивать.
Если с ребёнком обычно честны ~ он учится справедливости.
Ест ребёнок живёт с чувством безопасности - он учится верить.
Если ребёнка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится
находить в этом мире любовь.
Упражнения на релаксацию и дыхание
“Драка”
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
“Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!”
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.
“Воздушный шарик”
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Упражнение можно повторить 3 раза.
“Корабль и ветер”
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.
“Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!” Упражнение можно повторить 3 раза.
“Подарок под елкой”
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.
“Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь”.
После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.
“Дудочка”
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
“Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!”
Этюды на расслабление мышц.
“Штанга”
Вариант 1.
Цель: расслабить мышцы спины.
“Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз”.
Вариант 2.
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.
“А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы”. Упражнение можно выполнить несколько раз.
“Сосулька”
Цель: расслабить мышцы рук.
“Ребята, я хочу загадать вам загадку:
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)
Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!”
“Шалтай-Болтай”
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
“Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”.
Шалтай-Болтай - Сидел на стене.
Шалтай-Болтай - Свалился во сне. (С. Маршак)
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” — резко наклоняем корпус тела вниз”.
“Винт”
Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
“Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде “Начали” будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!” Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова “Пляска скоморохов” из оперы “Снегурочка”.
“Насос и мяч”
Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
“Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком “с”. С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук “с”, он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго “с” выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком “ш”. Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. ” Затем играющие меняются ролями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста
В данном материале представлен план-конспект занятия по коррекции тревожности с детьми старшего дошкольного возраста....
Авторская программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"
Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"- победитель Областного конкурса авторских программ по психологии 2007-2008 учебного года в номинации "Детский мир". Основная ...
Консультация "Основные социальные и педагогические причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста "
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональностью. Задачей педагога - психолога является своевременно распознать ...
Тревожность у детей дошкольного возроста и пути их преодоления
Работа с детьми по преодоления тревожности....
Детские тревоги. Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста
Среди дошкольников, поступающих в школу, много тревожных детей. При поступлении в школу у них могут возникнуть проблемы: неуверенность, страхи, так называемые школьные неврозы. Детский сад посещают де...
Взаимодействие воспитателя и родителей в системе предшкольного образования , ориентированное на преодоление тревожности у детей
Проект предназначен для родителей и педагогов, работающих с детьми, имеющими повышенную тревожность .Предложен ряд игр, рекомендаций и памятки для успешной работы с детьми данной категории....
Тревожность у детей дошкольного возраста. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления.
Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в повышенной склонности к опасениям, беспокойству.Дошкольный возраст является периодом...