ЧТО ТАКОЕ ЗАИКАНИЕ
консультация на тему
Внешне заикание выражается в том, что речь прерывается вынужденными остановками, запинками, повторениями отдельных звуков, слогов и слов. Это происходит вследствие судорог в речевом аппарате. Как правило, эти судороги распространяются и на мышцы лица. Они могут быть различны по форме, по длительности и по частоте. У одного и того же ребенка запинки могут возникать и в начале фразы и в конце её, в начале, в середине и в конце слова, на гласных звуках и на согласных. Строгой закономерности в этом нет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЧТО ТАКОЕ ЗАИКАНИЕ
Внешне заикание выражается в том, что речь прерывается вынужденными остановками, запинками, повторениями отдельных звуков, слогов и слов. Это происходит вследствие судорог в речевом аппарате. Как правило, эти судороги распространяются и на мышцы лица. Они могут быть различны по форме, по длительности и по частоте. У одного и того же ребенка запинки могут возникать и в начале фразы и в конце её, в начале, в середине и в конце слова, на гласных звуках и на согласных. Строгой закономерности в этом нет. Однако запинками, остановками и повторениями, нарушающими плавное течение речи, не исчерпывается понятие « заикание »
и если бы дело было только в этих затруднениях, было бы полбеды. При заикании расстраивается так же дыхание. Ребенок или говорит на вдохе, втягивая в себя воздух, или вдохнув воздух, закрывает рот и долго не может начать говорить, или перед началом фразы выпускает весь воздух и говорит на остаточном дыхании. Все это сопровождается большим напряжением и вредно отражается на физическом состоянии ребенка. В результате страдает и голос ребенка, теряя свою естественную окраску и звонкость, становясь глухим, тихим и сдавленным. Нередко при заикании бывают судорожные движения отдельных частей тела ( рук, ног, головы ). Но и это не самое главное.
Сложность этого речевого расстройства заключается в том, что заикание, затрудняя свободное речевое общение ребенка с окружающими людьми, невыгодно отличая его от нормально говорящих сверстников, накладывает отпечаток на всё поведение ребенка, на всю его личность. Именно это и составляет главную трудность лечения заикания, т. к. надо исправить не только речь, но и перевоспитать характер ребенка и оздоровить его психику.
Заикание обычно возникает в возрасте от 2 до 5 лет. Это потому, что как раз с 2 лет начинается активное развитие речи у ребенка, а расстройство речи не может проявляться до появления самой речи. К 5 – 6 годам формирование речи в основном заканчивается и тогда речь не так подвержена срывам.
Отчего же появляется заикание? Чаще всего родители отмечают, что ребенок начал заикаться после испуга. Нередко родители впервые замечают запинки в речи у сына или у дочери после болезни.
Помимо испуга и болезни заикание может возникнуть в результате ушиба головы, косноязычия, психического угнетения, речевой перегрузки, длительного общения с заикающимися, в результате задержки речевого развития или в результате чрезмерно торопливого темпа речи у ребенка.
Рассмотрим некоторые из перечисленных причин возникновения заикания.
« ИСПУГ »
Все случаи испуга, называемые родителями, перечислить практически невозможно, настолько они разнообразны. Ребенок может испугаться грома, резкого гудка транспорта, животного, пожара, может испугаться во время семейного скандала. Заикание после испуга проявляется по – разному. Иногда запинки в речи возникают сразу. Бывают случаи когда ребенок после испуга перестает говорить совсем. Это состояние может длиться часами, а иногда и несколько дней. Когда же ребенок после этого начинает говорить, у него появляется заикание. Бывают случаи, когда непосредственно после испуга заикание не проявляется, а через несколько дней родители вдруг замечают, началось заикание.
« БОЛЕЗНЬ »
Заикание может появиться после любой длительной болезни, которая ослабляет организм ребенка. В таких случаях, как и после испуга, заикание может возникнуть сразу или развиваться постепенно.
« СЛОЖНОЕ КОСНОЯЗЫЧИЕ »
Под этим подразумевается неправильное, искажение произношение нескольких или многих звуков. Трудность для ребенка в данном случае заключается в том, что, сознавая свое неумение произносить звуки, он стесняется, начинает бояться этих звуков и « спотыкается » на них. В дальнейшем эти затруднения фиксируются и могут привести к заиканию.
« ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ »
Она проявляется в том, что речь у ребенка развивается со значительным запозданием. Так, отдельные слова могут появляться к 3, а то и к 5 годам.
Обычно же в этом возрасте ребенок должен уже свободно пользоваться развернутыми фразами. Задержка речевого развития выражается не только в позднем появлении речи, но и в бедности словарного запаса, искажении звукопроизношения, нарушении грамматического строя. Несоответствие мыслительных способностей и речевых возможностей может привести к заиканию.
« ДЛИТЕЛЬНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ УГНЕТЕНИЕ »
Психическое угнетение ребенка может быть результатом неправильного воспитания в семье или неблагоприятной обстановки дома, в детском саду. Частые семейные скандалы при ребенке, побои, запугивания, бесконечные одергивания, конфликты в детском коллективе – все это в конце концов может вызвать заикание.
« ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕГРУЗКА РЕБЕНКА »
Очень часто родители перегружают детей впечатлениями : часто водят в кино, на цирковые представления, детские утренники, разрешают ежедневно часами просиживать у телевизора и смотреть все передачи. Стремясь скорее поделиться своими избыточными впечатлениями, ребенок захлебывается, глотает звуки, не договаривает слова, перескакивает с одной мысли на другую и легко сбивается. Появляются запинки. И если вовремя не принять нужных мер, запинки могут закрепиться и перейти в стойкое заикание.
« РЕЧЕВАЯ ПЕРЕГРУЗКА »
Способный, много и хорошо говорящий ребенок вызывает восхищение родителей и всех окружающих. Видя, что ребенок легко и быстро запоминает стихи и рассказы, сказки, родители много читают ребенку и заучивают с ним прочитанное. Часто стихи и рассказы берутся не по возрасту сложные. При каждом удобном случае родители демонстрируют « выдающиеся » способности ребенка. В результате получится несоответствие между еще не окрепшим речевым аппаратом и чрезмерной речевой нагрузкой. Итогом может быть заикание.
« ДЛИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ »
В этом случае заикание возникает как результат подражания. И если ребенок долго находится в контакте с заикающимся, то в силу повышенной подражательной способности может начать говорить так же с запинками.
Однако всё перечисленное чаще или, реже, в большей или в меньшей степени может быть в жизни каждого ребенка, но не у каждого вызывает заикание. Значит, это не причины, а поводы, спровоцировавшие заикание. А причина – ослабленность нервной системы.
Нередко приходится встречать семьи где заикается кто – нибудь из родителей. Обязательно ли будет заикаться ребенок, если заикаются родители? Нет, совсем не обязательно. Иногда по наследству может передаться ослабленность нервной системы. В этом случае общение с заикающимися родителями лишь повод, который может вызвать заикание.
Но предрасположенность к заиканию в виде ослабленной нервной системы может и не передаться по наследству. И тогда заикания не будет.
За логопедической помощью обращаются спустя несколько лет, когда заикание стало уже закореневшим. И на вопрос : « Почему поздно обратились к логопеду? » - слышишь ответ : « Мы думали, что с возрастом пройдет ». Это порочное « но » к сожалению еще бытующие мнение приносит немалый вред. Заикание с возрастом не пройдет, а будет усиливаться. Появляются так называемые сопутствующие движения. Однажды при затруднении, случайно закрыв глаза, топнув ногой, или подняв руку к лицу, или сделав какое – либо еще движение, ребенок заметил, что трудное слово он произнес легко. И ребенок начинает прибегать к этому движению в трудных случаях, считая, что это облегчает ему речь. Это сопутствующие движение закрепляется и становится составной частью заикания.
Ребенок взрослеет, он начинает болезненно реагировать на свой речевой недостаток. Это накладывает отпечаток и на характер : родители замечают, что прежде общительный, веселый, жизнерадостный ребенок становится замкнутым и молчаливым. Ранее спокойный и добродушный, он теперь раздражителен, вспыльчив, нервозен.
В старших классах, когда увеличивается речевая нагрузка, усложняются жизненные ситуации, когда надо принимать активное участие в общественной жизни класса, школы, речевая неполноценность особенно ощутима. Появляется страх речи. Страх речи мучительно переживается подростком и сам по себе является фактором, ухудшающим состояние речи и усугубляющим болезненные черты характера. Так как заикание затрачивает всю личность ребенка, его поведение, характер, волю, то для его устранения придется комплексное воздействие врача и логопеда.
Логопедические занятия принесут желанный результат только в том случае, если кроме регулярного посещения занятий в группе, будет правильно организован быт ребенка. Это, безусловно, будет способствовать оздоровлению его психики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Что такое заикание?».
Консультация для родителей «Что такое заикание?»....
Что такое заикание?
Здесь вы можете узнать что же такое заикание, виды заикания, причины по которым может возникнуть это заболевание у детей, основные методы лечения и общие рекомендации для родителей....
Что такое заикание
Что такое заикание...
Консультация для родителей "Что такое заикание?"
Заикание – нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата.Не пропустите первые признаки заикания....
Что такое заикание?
В статье подробно описывается процесс возникновения виды и причины заикания у детей дошкольного возраста. Статья будет полезна родителям и педагогам ДОУ. Поможет в установлении причин недуга и построе...
Что такое заикание
Как помочь ребенку с заиканием...
Что такое заикание
Заикание — это такой дефект речи, при котором нарушается ритм, темп, плавность и ее коммуникативная сторона в результате функциональных расстройств и органических поражений центрально...