Что такое заикание?
консультация по логопедии

В статье подробно описывается процесс возникновения виды и причины заикания у детей дошкольного возраста. Статья будет полезна родителям и педагогам ДОУ. Поможет в установлении причин недуга и построении регламента борьбы с ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_13.03.22.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое заикание?

      Заикание – это нарушение коммуникативной функции речи, которое сопровождается нарушением темпа, ритма и плавности речи, вызванное судорогами артикуляционного аппарата. Заикание относится к самым распространённым детским неврозам.

Задержка произношения звуков и слогов связана с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они подразделяются на тонические и клонические судороги.

Тонические судороги – это затруднение произношения согласных звуков.

Клонические судороги — это когда ребёнок повторяет звуки или слоги в начале слова, произносит лишние гласные (и, а) перед словом или фразой. Встречается и тонико-клоническое заикание.

Первые проявления заикания возможны разного характера:

1) Это могут быть повторения первых звуков, слогов и невозможность дальнейшего проговаривания слов. Ребёнок как бы начинает пропевать первый слог. Например – «Та-та-та тапки».

2)  Либо невозможность начала фразы — тонические судороги.

Появляются голосовые судороги — протягивание гласного звука в начале или середине слова. Первые симптомы заикания возникают в период развития фразовой речи. Это возраст от 2 до 5 лет. Если вы замечаете, что у ребёнка отмечаются сбой в дыхании во время речи, голосовые трудности, он не может начать фразу, если начинаются повторы первых слогов слов или протягивания гласных звуков, то это тревожные симптомы и нужно обратить на них внимание.

Если вовремя не обратить внимание, то такое речевое поведение может перерасти в настоящее заикание, с проблемами в речи и трудностями в социальной сфере.

Когда ребёнок начинает говорить фразами, он постигает затруднения при подборе слов, согласуя их в числе, роде и падеже. Иногда мы видим, что на этой фазе ребёнок разговаривает взахлёб, с небрежностью, он испытывает затруднения при подборе слов, он торопится, несколько раз повторяет одно и то же слово. И тогда мы слышим у ребёнка такие специфические запинки, которые квалифицируются как склонность к заиканию.

У ребёнка 2 — 3-летнего возраста стоит отличать заикание от запинок несудорожного характера. При запинках нет судорог артикуляционного аппарата — ни голосовых, ни дыхательных. Запинки всегда имеют эмоциональную природу. Они случаются, так как в возрасте 2 — 5 лет речевые возможности малыша не успевают за его мыслями, и ребёнок как бы захлёбывается. Это называется физиологическими итерациями или запинками. Ребёнок с заиканием при просьбе сказать лучше ухудшит свою речь, а ребёнок с запинками, наоборот, улучшит.

Причины возникновения заикания

Внутренние причины:

  • Патология во время беременности и родов. Это факторы, которые могут неблагоприятно отразиться на мозговых структурах ребёнка, отвечающие за речь и двигательную функции. В частности, любая хроническая патология у родителей, болезни мамы во время беременности.
  • Неблагоприятная наследственность. Если у родителей есть заикание или даже быстрый темп речи, подвижная возбудимая психика, то передаётся именно такой тип нервной системы ослабленного характера, который потом способствует возникновению заикания.
  • Органические поражения нервной системы при черепно-мозговых травмах, нейроинфекции.
  • Болезни органов речи (гортань, нос, глотка).

Внешние причины:

Функциональные причины могут послужить толчком по запуску заикания, при этом должна быть предрасположенность органического характера, определённый тип нервной системы, который не выдержит определённых нагрузок, стрессов.

1) Испуг, тяжёлые болезни в период с 2 до 5 лет, которые вызывают ослабление организма и снижают устойчивость нервной системы организма. Также это неблагоприятная обстановка в семье.

 2) Заикание у детей может быть как результат излишне строгого воспитания, повышенных запросов к ребёнку. Иногда родители желают сделать из своих детей гениев, заставляя учить длинные стихи, говорить и запоминать трудные слова и тексты. Всё это может привести к нарушению развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Заикание становиться более сильным, если ребёнок переутомляется, простывает, нарушает режим дня, его часто наказывают.

3) Заикание может возникнуть из-за диссонанса между полушариями мозга, например, когда ребёнка-левшу переучивают в правшу. По данным организации всемирного здравоохранения около 60 — 70% переученных левшей заикаются.

4) Заикание может возникнуть по подражанию заикающемуся члену семьи или другому ребёнку.

5) Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Иногда носит сезонный характер, то есть проявляется только весной и осенью.

6) Заикание становиться более сильным, если ребёнок переутомляется, простывает, нарушает режим дня, его часто наказывают.

    Виталий Боград, действительный член АМТН, член-корреспондент РАНМ так объясняет механизм возникновения заикания: «Страх или испуг вызывает скачок в напряжении, возникает «короткое замыкание», в результате которого разрывается цепочка логического мышления. А процесс речи связан непосредственно с мышлением. В момент речи бессознательно вспоминается ситуация сбоя и происходит прерывание во время произношения».

     Если ваш ребенок нормально разговаривал и вдруг начал заикаться, с большой долей вероятности речь идет об эмоциональной перегрузке или неврозах. Однако только диагностика может дать точный ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...