Развитие творческих способностей детей средствами музыки
статья на тему
В статье описаны методы и приемы развития творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv_tv_spos_ch_integr_muz_i_khud_tv-va.docx | 18.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ МУЗЫКИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Власова Л.П.
музыкальный руководитель
Дети должны жить в мире
красоты,игры,сказки,музыки,
рисунка,фантазии,творчества.
В.А.Сухомлинский
Наше дошкольное учреждение работает по Основной общеобразовательной программе «Детство» Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г., которая обеспечивает разностороннее развитие детей от 2 до 7 лет с Девиз программы: «Чувствовать, познавать, творить».
Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, пение, рисование, лепка, игра, художественная деятельность – все это является благоприятными условиями для развития творческих способностей.
В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие творческих способностей реализуется средствами разных видов искусства. Понятия “творчество” и “интеграция” являются здесь основополагающими.
До введения ФГОС в ДОУ проводились несвязанные между собой занятия, представляющие, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано.
Это привело к вопросу об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности – интеграция разных видов детской деятельности.
Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин.
1 . Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве.
2. Развитие потенциала самих воспитанников побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Использование различных видов деятельности поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности образовательного процесса. НОД с использованием интегрированного подхода раскрывает значительные педагогические возможности, повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Педагогический процесс в ДОУ- это интеграция образовкательных областей.
Методы и приемы, используемые при интеграции разных видов детской деятельности:
- Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.
- Проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.
- Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии окружающего мира и предметов, их свойств, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Требования к структуре НОД:
Независимо от того, какую программу реализует ДОУ, содержание образования должно быть направлено на решение трех важных задач:
1.Сохранение здоровья ребенка.
2.Развитие базовых качеств личности.
3.Предоставление равных стартовых возможностей
Нам, музыкальным руководителям, позиции принципа интеграции понятны и знакомы, так как музыка может использоваться во всех образовательных областях. Мы делаем акцент на художественно-эстетическое направление и сейчас хотим поделиться опытом и рассказать, как проходит интеграция в нашем ДОУ.
В этом году мы реализовали цикл непосредственно образовательной деятельности «Времена года».
Осенью мы провели музыкально- художественную деятельность по теме: «Такая разная осень».
Дошкольники слушали музыку П.И.Чайковского и А.Вивальди, отображали образ осени в своих рисунках акварелью и гуашью.
Осень в рисунках детей предстала не только хмурой, грустной, дождливой, но и золотой, радостной, торжественной.
Дети определяли настроение музыки и двигались в танце – импровизации «Капли дождя».
Продуктивная деятельность детей нашла отражение в музыкальных книжках- шкатулках, где дети выражали свои впечатления.
В феврале, провожая зиму, ребята обобщили знания об этом времени года. Дети читали стихи, слушали классическую музыку, превращались в снежинок, изображали вьюгу, метель, используя свои голосовые возможности, сравнивали разные образы зимы, подбирая к ним соответствующие эпитеты, играли в речевые, пальчиковые и подвижные игры, делали массаж биологически активных зон, становились музыкантами и играли в оркестре, участвовали в танцевальной импровизации на музыку П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик».
В заключение дети вновь отразили свои впечатления в рисунках, используя для рисования восковые мелки с акварелью, ватные палочки и другие принадлежности. И всё это стало возможным благодаря интеграции, которая включает в себя постоянную смену детской деятельности, что не приводит к перенапряжению детей.
Тема весны отразилась в музыкальном досуге «Пришла весна – прилетели птицы».
Дети слушали и узнавали голоса птиц, пели песни, загадывали загадки, изображали птиц в танце, играли в игры, а в завершение лепили птиц из пластилина и делали их из бумаги в технике «Оригами», которыми и украсили зал.
Такое живое погружение в творческую, продуктивную деятельность воспитывает устойчивый интерес к искусству, расширяет и углубляет знания об окружающем мире, развивает эмоционально- волевую сферу, создаёт условия проявления индивидуальности каждого ребёнка.
Наш цикл «Времена года» завершится в летний период, где детям предстоит прожить один день из жизни леса, став насекомым, цветком, птицей или деревом.
Таким образом, в результате проведенной работы, уровень творческих способностей дошкольников значительно повысился. В начале 2012-2013 года высокий уровень имели 35% детей, в конце учебного года их количество возросло до 52%.
Следовательно, интеграция музыки и художественного творчества- это действенное средство духовного развития ребёнка, его творческих способностей, где успешно решаются задачи и воспитания и образования; определяются духовные ценности, отношение к самому себе, обществу, природе, формируются особенности поведения и сознания ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности»
Экспериментальная работа...
"Развитие творческих способностей детей средствами фольклора через театрализованную деятельность"
Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения ...
Презентация по проектной деятельности "Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства"
Презентационный отчёт совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда по проекту за 2010-11 уч.год на итоговом педсовете дошкольной Гимназии....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «Развитие творческих способностей детей средствами ручного труда» «Волшебные ручки» (срок реализации 1 год, возраст детей 4-5-6 лет)
На кружке “Волшебные ручки” являются разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, работа с подручными материалами, а также работа с разными видами круп и шерсти. Основное значе...
Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей посредством музыки через коррекционно-развивающую работу"
Эта программа способствует всестороннему развитию ребенка: через детское творчество во всех видах музыкальной деятельности происходит развитие эмоциональных и нравственных чувств - с...
Рабочая программа по развитию творческих способностей детей посредством музыки через коррекционно - развивающую работу.
Эта программа способствует всестороннему развитию ребенка: через детское творчество во всех видах музыкальной деятельности происходит развитие эмоциональных и нравственных чувств - сопереживание, отзы...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА «Творческая мастерская» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА "СОЛНЫШКО"...