Статья «Воспитание патриотических чувств у дошкольников».
статья (старшая группа) по теме

  Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. В статье представлены рассуждения о важности воспитания чувства патриотизма у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья 

 «Воспитание патриотических чувств у  дошкольников».

 

 

  Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, совсем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. 
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. 
Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- Как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумаюсь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы. 
           С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа». 
           Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране. 
              Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь. 
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина. 
               Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни которое постепенно воспитывает чувства ребенка. 
            При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством. 
            Мы учим ребенка с первых лет, жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело. 
           Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств. 
       Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно. 
       При ознакомлении детей с трудом взрослых очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. 
       Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение «Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей можно прочесть произведение еще раз. 
        Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма. 
         Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно. Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами. 
      Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе». Участие в общих делах воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у дошкольников.

 



Предварительный просмотр:

Условия развития правильной речи ребенка

Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.

  • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка.
  •  Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
  • В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.
  • Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит речевое развитие ребенка.
  • Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее —тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.
  • Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
  • Раз в месяц записывайте речь ребенка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем — беседы с ребенком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи —от 1 до 5-10 минут (в более старшем возрасте), при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Отметьте основные моменты в развитии речи ребёнка первого года жизни:

  • Когда ребёнок начал гулить, лепетать?
  • С какого возраста он начал понимать речь взрослых? ( На вопрос: «Где мама, папа, мишка?» — отыскивает взглядом взрослого или предмет; выполняет простейшие задания: даёт игрушку, хлопает в ладоши.)
  • Когда произнёс первые слова и какие?
  • Сколько слов ( и какие) говорит ребёнок к концу первого года жизни?
  • Какие звуки произносит достаточно отчетливо, а какие произносит, но не всегда верно?

У ребёнка второго года жизни проверьте:

  • Может ли он ответить на простые вопросы, выполнить несложное поручение( например, взять со стола ложку, отнести её на кухню и т.д.)
  • Легко ли он повторяет за взрослым слова, небольшие фразы?
  • Какие звуки ребёнок произносит отчетливо, достаточно ясно, какие не всегда четко?
  • Из какого количества слов ребёнок строит предложения?
  • Как часто ребёнок вступает в общение со взрослыми ( с другими детьми0 по собственной инициативе?

Эти наблюдения помогут вам установить, на какие стороны речи ребёнка надо обратить внимание.

У ребёнка третьего года жизни проверьте:

  • Какими частями речи он пользуется (употребляет ли в своей речи прилагательные, числительные, местоимения, наречия), как часто применяет обобщающие слова ( например, кровать, стол, стул называет одним словом мебель)?
  • Какие виды предложений использует ребёнок: простые, распространенные, сложноподчиненные; из какого количества слов составляет их?
  • Как часто задаёт вопросы, как, передаёт содержание небольших рассказов, сказок (по вопросам), использует ли при этом интонационные средства выразительности?
  • Какие звуки произносит правильно, какие неправильно, какие совсем не произносит?

У ребёнка пятого года жизни проверьте:

  • Всегда ли он точно по смыслу употребляет слова в своей речи, как часто пользуется другими частями речи (наречиями, местоимениями), достаточно ли полно даёт описание картинки, предмета?
  • Какие звуки произносит недостаточно отчетливо или неправильно?
  • Достаточно ли внятно и правильно произносит слова и фразы?
  • Различает ли на слух близкие по звучанию или произношению звуки, например, «ш» и «ж», «л» и «р»? как ребёнок оценивает на слух громкость и скорость речевых высказываний в чужой речи? Как узнаёт определенные звуки в словах, как, например, выделяет из группы слов те, которые включают звуки «с» или «ш»?
  • Умеет ли пользоваться своим голосовым аппаратом: говорить достаточно громко в повседневном общении, говорить тихо или шепотом в необходимых ситуациях? Нет отклонений в темпе речи?
  • Умеет ли при пересказе сказок пользоваться интонационными средствами?

У ребёнка шестого-седьмого года жизни проверьте:

  • Насколько полно и точно он дает описание предметов, умеет ли по характерным признакам определить его, подобрать близкие по значению слова. Умеет ли ребёнок пользоваться голосовым аппаратом (повышать и понижать силу голоса), ускорять и замедлять скорость своей речи в зависимости от содержания высказывания?
  • Умеет ли внятно и четко отвечать на вопросы взрослых, какими ответами чаще всего пользуется: краткими или развернутыми?
  • Может ли по картинке самостоятельно составить рассказ, сказку, достаточно ли ясно, последовательно передает их содержание?
  • Какие допускает грамматические ошибки в речи- правильно ли согласовывает существительные с другими частями речи (в роде, числе, падеже), правильно ли употребляет предлоги, верно ли ставит ударение в словах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родной природой"

Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родной природой...

Статья: "Воспитание патриотических чувств у дошкольников через привитие любви и уважения к родному городу" (город Мценск)

Формирование основ патриотизма человека начинается еще в дошкольном детстве.В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстни...

Статья "Воспитание патриотических чувств через народное творчество (бисероплетение)"

Уважаемые коллеги. Я сама увлекаюсь бисероплетением и попыталась привить этот вид искусства своим детям. Им очень понравилось получать видимый результат, даже путём некоторых усилий. Я в начале работы...

Статья "Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием "семья"

В статье отражена работа по воспитанию духовно-нравственных чувств посредством знакомства с понятием "семья"...

Статья "Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей 4-5 лет".

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще...

Статья «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ НАРОДОВ ЧУКОТКИ»

До сих пор жизнь, обычaи и культура чукчей, представителей коренных северных нaродов населяющих Чукотку, остаётся загaдкой, потому что прошлое и нaстоящее этого малочисленного народа овеяно таким коли...

Статья "Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников" (опыт работы)

Опыт работы , сстема работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников"...