«Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика»
консультация (младшая группа) на тему

Митрофанова Наталья Владимировна

Семья, разумеется, наиболее благоприятная среда для ухода за ребёнком и его воспитания. Её уникальный характер как воспитательной среды выражается  в том, что здесь происходит интенсивный контакт ребёнка с родителями и другими взрослыми членами семейной группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkie_neudachniki.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика»

Маленькие  неудачники.   Почему они такие?

«Скоро наш малыш пойдёт в школу, но ни читать, ни считать, ни писать он не хочет. Книги его не интересуют, он не может ничем заниматься долго, он несамостоятельный…» - сетуют многие мамы с тревогой и недоумением. Отсутствие у ребёнка явных успехов, достигнутых его ровесниками, в преддверии школы начинает беспокоить даже самых уравновешенных родителей, заставляя их искать выход.

И тут начинается! На ребёнка обрушиваются, бесконечны наставления, упрёки, угрозы: «Надо», «Ты должен», «В школе будешь двоечником», «Тебя вообще в школу не возьмут». Одни мамы обвиняют воспитателей детских сад в том, что с его ребёнком плохо занимались, спешат наверстать упущенное: например вводят жёсткий режим обязательного ежедневного чтения и счета. Другие более состоятельные берут репетитора для подготовки их чада к школе. Только самая маленькая часть родителей задумывается над вопросами: в чём причина отсутствия у ребёнка  желания познавать новое; откуда вялость, пассивность и даже леность ума у сына или у дочки; почему нет стремления, исследовать, искать; почему ребёнок так беспомощен, пассивен там, где его сверстник безудержно активен изобретателен?

То, что родители считают нежеланием познавать, нехотением открывать и исследовать, в психологии называется отсутствием у ребёнка мотивации к данному виду деятельности.

Термин  «мотивация» в научной литературе совокупность побуждений к жизненно значимым целями (явлениями, событиями, поступкам).

Мотивация не только то, что побуждает, но и то, что поддерживает стабильную направленность деятельности, если у ребёнка отсутствует  вовсе  познавательная мотивация, значить, надо ответить на вопросы; почему у детей, от природы наделённых потребностью  во всё вникать, ибо всем спрашивать, это потребность угасла что нужно сделать, чтобы она возродилась вновь?

Наличие познавательной мотивации (направленности, устремления, интереса) у ребёнка означает активную установку  на всё то, что несёт новизну и необычность: любопытство ко всему новому, активность в поиске взаимосвязей  между предметами  и ситуациями, не насыщенность в познании.

При отсутствии познавательной  мотивации картина  прямо противоположная: пассивное поведение, безучастность, равнодушие, уход от самой возможности умственного напряжения.

Что бы понять, на сколько эта проблема серьёзна, понаблюдайте за своими детьми, когда они сталкиваются с решением задач на сообразительность. Главное в этом процессе не количество решённых задач (решил, не решил, сколько решил), а само отношение ребёнка к такому виду деятельности; к процессу умственного напряжения, к творческому поиску, к получению результата. Эти наблюдения и лягут в основу характеристики уровня познавательной мотивации ребёнка.

Есть несколько типичных тактик поведения детей, соответствующих разному уровню познавательной мотивации ребёнка. Родители, зная своего ребёнка, могут отнести его к одному из описываемых здесь уровней.

Тактика активного преодоления необычных, задания и новизны ситуаций: дети активно включаются в работу, большинство задания выполняются с интересом и самостоятельно. Дети радуются успеху. Мобилизуют фантазию, воображение.  

Тактика зависимого и защитного поведения: поначалу дети проявляют интерес к заданиям. Но если возникают трудности с их выполнением, интерес пропадает. Поддержка,  оказываемая взрослым (подбадривание, советы, прямой показ) побуждает детей продолжить активный поиск.

Тактика активного ухода и избегания новизны, неуспеха, умственного напряжения: низкий уровень познавательной мотивации. Дети отказываются от работы, у них всегда готов ответ «Не могу!» и т.д.

К этому можно лишь добавить, что поведение таких детей, а именно: тактику избегания  и защиты, можно рассматривать как своеобразный психологический «барьер», который позволяет ребёнку «уходить» из ситуации не допуская ещё более травм и переживаний.

Итак, почему же многие дети так пассивны, робки и не уверены когда речь идёт об их особенности  к познавательной деятельности? Откуда эта тактика защиты, «ухода» избегания вместо ожидаемых попыток преодоления трудностей и активного поиска? Конечно, проще всего переложить вину на самого ребёнка («Ну что поделаешь, раз он такой?), на его недостатки, слабые стороны развития. Однако не будем торопиться  с обвинениями в адрес ребёнка, а обратимся снова к мотивации точнее – к самим истокам её становления.

Семья, разумеется, наиболее благоприятная среда для ухода за ребёнком и его воспитания. Её уникальный характер как воспитательной среды выражается  в том, что здесь происходит интенсивный контакт ребёнка с родителями и другими взрослыми членами семейной группы.

При доброжелательности, принимающие и поддерживающие отношения матери к ребёнку у него формируется активное отношение к миру. Отрицательной обстановки в семье в целом (конфликты, ссоры, проявление  взаимной неприязни). Когда у родителей недостаёт сил на ласковое терпеливое отношение угрозы недостаточной защищённости и неблагополучия переживания страха. В итоге эти переживания оставляют  аффективный след и составляют суть ранних психических травм ребёнка в виде готовности к пассивно-оборонительному поведению  в место  активно-поискового.

Рядом с мамой ребёнок, при её поддержке и под её защитой, ребенок  сталкивая с новыми трудностями, благополучно преодолевает их, испытывая удовольствие, что и закрепляет в дальнейшем побуждения к исследованию, познанию, изучению.

При искаженных же отношениях с близкими взрослыми подобные ситуации мгновенно вызывают страх, оборонительное поведение, что в дальнейшем закрепляется как пассивное отношение  к окружающем.

Именно из этих двух противоположных стереотипов и формируются  разные стили познавательной активности, причем опыт зависимого беспомощного и пассивно-оборонительного поведения закрепляется настолько, прочно, что в дальнейшем требуется специальная работа по его преодолению.

Если низки уровень познавательной мотивации, значит, нарушены семейные взаимоотношения?

Нет, не всегда! У незначительной части детей, не отличающихся высокой познавательной мотивацией, внутрисемейные отношения благополучные.

И тогда причина сниженной познавательной мотивации здесь в другом – в своеобразии развития ребенка, наличии  у него слабых мест в развитии отдельных функции и сторон психики.

Так что неудачниками наши дети не рождаются; взрослые помогают им стать такими!
Поэтому сформировать у ребёнка интерес к познанию исследованию научить стать активным ищущим и жаждущим, познания могут и должны сами родители, прежде всего!  И начинать здесь надо с восстановления положительного эмоционального контакта матери с ребенком. Важно чтобы мать поняла никакие занятия с репетиторами или школьными педагогами не могут заменить ребёнку общения с ней.  

Внимательно анализируя свою стратегию воспитания, ищущие и стремящиеся помочь своему ребёнку, родители могут и сами найти уязвимые места в контактах с ребёнком и добиться их преодоления. Игровые моменты позволяют ненавязчиво вводить задачи познавательного характера и добиваться их решения ребенком, то есть контакт матери и ребёнка продолжается, поддержании матерью исследовательской (познавательной) активности одобрении попыток преодолеть трудности и т.д.

И ещё не забывайте что есть, познавательные, развивающие, воспитательные процессы, а мы воспитатели в этом поможем, когда ваши дети придут к нам в детский сад.

Надо особо подчеркнуть что, участвуя в такой работе мамы, получат огромное удовольствие от изменения своих взаимоотношений с ребёнком: радоваться  его  успехам, возникшим тёплым доверительным отношениям с малышом.

Семья - уникальная воспитательная среда, детский сад - специфический воспитательный феномен – это равнозначные, взаимно-дополняемые  «объединения», необходимые для правильного личностного и социального развития ребёнка.

 С  уважением к вам воспитатель 1 категории  Митрофанова Наталья Владимировна.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ"

Презентация к статье "ПРИМЕНЕНИЕ   СОВРЕМЕННЫХ   ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  ТЕХНОЛОГИЙ  В  УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ  ДОУ"...

Статья "СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ДОО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА"

Статья посвящена изучению современных тенденций развития воспитательно-образовательного процесса в дошкольных организациях и рассматривает инновационные технологии, как требования ФГОС ДО и как возмож...

Публикация в сборник научно-практической конференции «Развитие теории и практики современной науки и образования: реалии и перспективы»на тему «Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО): пути решения»

Публикация  в сборник  научно-практической конференции «Развитие теории и практики современной науки и образования: реалии и перспективы»на тему «Вовлечение родителей в обр...

Статья в сбонике "Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты, теории и практики 2019 год ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.Конфуций  Ребенок познает мир в процессе любой св...

Доклад(опыт работы): «Вовлечение родителей в участие в учебно-воспитательном образовательном процессе через совместное творчество педагогов, детей и родителей»

Наше образовательное учреждение работает с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). У большинства воспитанников отмечаются проблемы в развитии коммуникативной, познавательной, ...

Выступление на тему: « Песочная терапия, как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ» В рамках педагогических чтений: «Теория и практика использования инновационных и развивающих технологий в учебно – воспитательном процессе ДОУ»

По результатам диагностики, в последнее время, увеличилось количество детей с психоэмоциональными нарушениями.  В коррекции которых используются различные методы, одним из которых является п...