ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)

Алимова Севиль Рефиковна
цель:теоретическое обоснование и практическая реализация системы психолого-педагогической помощи по организации условий для целенаправленного формирования навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями развития

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Алимова Севиль Рефиковна Научный руководитель: Ляшенко Александр Николаевич, к.п.н., доцент

Слайд 2

Цель исследования теоретическое обоснование и практическая реализация системы психолого-педагогической помощи по организации условий для целенаправленного формирования навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями развития

Слайд 3

Задачи исследования теоретически обосновать возможности создания условий психолого-педагогической помощи по формированию навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями; разработать и внедрить систему психолого-педагогической помощи по формированию навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями; подтвердить эффективность системы психолого-педагогической помощи по формированию навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями развития.

Слайд 4

Объект исследования система психолого-педагогической помощи детям с множественными нарушениями развития

Слайд 5

Предмет исследования психолого-педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями дошкольного возраста

Слайд 6

Гипотеза исследования Успешное развитие детей дошкольного возраста с множественными нарушениями будет возможным при соблюдении ряда психолого-педагогических условий. Среди которых наиболее существенными являются: пошаговое овладение теми или иными навыками, наличие квартального плана развития, привлечение семьи ребенка к коррекционно-развивающему процессу

Слайд 7

Научная новизна исследования систематизированы принципы формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с множественными нарушениями в развитии; впервые экспериментально апробирована девятимесячная программа для детей с множественными нарушениями в развитии и прослежена динамика их развития.

Слайд 8

Практическое значение результатов разработана программа и методические рекомендации по созданию условий для целенаправленного формирования навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями развития дошкольного возраста; могут использоваться в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Слайд 9

Методы исследования анализ литературных источников; анализ законодательных актов; обобщение изученных данных; наблюдение; карта клинико-психолого-педагогической диагностики; констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент

Слайд 10

Базы исследования муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» комбинированного типа муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым; общественная организация молодых людей с ограниченными возможностями «Вместе» (г. Ялта); Ялтинский центр социальной реабилитации для детей-инвалидов и молодых инвалидов «Алые паруса»

Слайд 11

Множественные нарушения сочетания двух и более первичных нарушений психофизического развития; приводят к недостаточности психических, сенсорных, двигательных функции в разнообразном проявлении и в различной степени

Слайд 12

Причины увеличения числа детей с МНР ухудшение общего здоровья населения из-за экологических, социальных и экономических причин. улучшение качества медицинского обслуживания и значительного снижения смертности среди детей. ужесточение критериев диагностики отклонений в развитии.

Слайд 13

Общие закономерности характерно разнообразие структуры дефекта, которое определяется наличием нескольких первичных нарушений; проходит в особых условиях внешнего мира и взаимодействия с ним; разноуровневый характер психического развития детей с множественными нарушениями, каждому уровню соответствует своя картина когнитивного развития; чем тяжелее нарушение интеллекта, тем сильнее страдает психическое развитие в целом

Слайд 14

13 детей дошкольного возраста синдромом Дауна, детский церебральный паралич, сенсорные недостатки, нарушения интеллектуальной сферы, нарушения эмоционально-волевой сферы

Слайд 15

Диагностируемые навыки самообслуживания прием пищи; использование гардероба; обувание; гигиенические навыки

Слайд 16

Оценивание навыков 5 баллов – высокий уровень сформированности навыка; 4 балла – достаточный уровень сформированности навыка; 3 балла – средний уровень сформированности навыка; 2 балла – низкий уровень сформированности навыка; 1 балл – крайне низкий уровень сформированности навыка, т. е. ребенку задание недоступно.

Слайд 17

Сводные данные в начале исследования (в %) Диагностируемые навыки Крайне низкий уровень Низкий уровень Средний уровень Достаточный уровень Высокий уровень Прием пищи 0 15,4 30,75 30,75 23,1 Использование гардероба 7,7 30,75 30,75 15,4 15,4 Обувание 23,1 30,7 23,1 15,4 7,7 Гигиенические навыки 0 23,1 30,7 23,1 23,1

Слайд 18

Формирующий этап исследования 6 детей дошкольного возраста, страдающих двумя и более первичными нарушениями в психофизическом развитии. Программа рассчитана на 9 месяцев с двумя занятиями еженедельно по 20 минут. Форма проведенная – коррекционно-развивающее занятие.

Слайд 19

Условия формирования навыков самообслуживания пошаговость формирования навыков; поквартальное календарное планирование; привлечение семьи ребенка к коррекционно-развивающему процессу; включение в коррекционно-развивающий процесс педагога-психолога и музыкального руководителя

Слайд 20

Коррекционно-развивающая работа здоровье, обучение игре, рисование, воспитание культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд

Слайд 21

Особенность определения содержания уровень сформированности навыков самообслуживания, а не возраст ребенка. контингент детей, принимавших участие в исследовании был разного возраста, но с практически одинаковым уровнем развития и недостаточной социальной адаптацией.

Слайд 22

Особенность планирования обязательность повторения материала малейшее усложнение, изменение условий задания, изменение материалов изготовления

Слайд 23

Динамика изменений в экспериментальной группе

Слайд 24

Динамика изменений в экспериментальной группе

Слайд 25

Динамика изменений в экспериментальной группе

Слайд 26

Динамика изменений в экспериментальной группе

Слайд 27

Выводы Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования показало, что дети с множественными нарушениями имеют значительные трудности при овладении навыками самообслуживания

Слайд 28

Выводы Разработанная система оценки позволила выявить и охарактеризовать уровни сформированности навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями

Слайд 29

Выводы К условиям формирования навыков самообслуживания можно отнести: пошаговость формирования навыков; поквартальное календарное планирование; привлечение семьи ребенка к коррекционно-развивающему процессу; включение в коррекционно-развивающий процесс педагога-психолога и музыкального руководителя.

Слайд 30

Выводы Анализ результатов исследования доказывает, что разработанная программа по формированию навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями является эффективной, что позволяет рекомендовать ее к использованию в обучении детей с множественными нарушениями

Слайд 31

Выводы Исследование подтверждает необходимость и целесообразность создания и внедрения специальных условий для формирования навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями

Слайд 32

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения...

Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения

Родители должны понимать, что в отличие от нормально видящих сверстников, ребенок с нарушением зрения не может овладеть многими навыками спонтанно, т.е. самостоятельно, без участия взрослых. Самообслу...

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения...

Игры и упражнения для формирования культурно-гигиенических навыков самообслуживания у детей дошкольного с нарушениями интеллекта.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность- игровая. Именно через игру и упражнения дети могут усваивать те или инные умения и навыки. С помощью игр, детям дошкольного возраста с нарушениями интеллект...

Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта

Подборка игр и упражнений для развития самообслуживания у детей ( по материалам интернет ресурсов ( Дадеркиной Н.М. и др.)...