ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследования теоретическое обоснование и практическая реализация системы психолого-педагогической помощи по организации условий для целенаправленного формирования навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями развития
Задачи исследования теоретически обосновать возможности создания условий психолого-педагогической помощи по формированию навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями; разработать и внедрить систему психолого-педагогической помощи по формированию навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями; подтвердить эффективность системы психолого-педагогической помощи по формированию навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями развития.
Объект исследования система психолого-педагогической помощи детям с множественными нарушениями развития
Предмет исследования психолого-педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями дошкольного возраста
Гипотеза исследования Успешное развитие детей дошкольного возраста с множественными нарушениями будет возможным при соблюдении ряда психолого-педагогических условий. Среди которых наиболее существенными являются: пошаговое овладение теми или иными навыками, наличие квартального плана развития, привлечение семьи ребенка к коррекционно-развивающему процессу
Научная новизна исследования систематизированы принципы формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с множественными нарушениями в развитии; впервые экспериментально апробирована девятимесячная программа для детей с множественными нарушениями в развитии и прослежена динамика их развития.
Практическое значение результатов разработана программа и методические рекомендации по созданию условий для целенаправленного формирования навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями развития дошкольного возраста; могут использоваться в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Методы исследования анализ литературных источников; анализ законодательных актов; обобщение изученных данных; наблюдение; карта клинико-психолого-педагогической диагностики; констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент
Базы исследования муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» комбинированного типа муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым; общественная организация молодых людей с ограниченными возможностями «Вместе» (г. Ялта); Ялтинский центр социальной реабилитации для детей-инвалидов и молодых инвалидов «Алые паруса»
Множественные нарушения сочетания двух и более первичных нарушений психофизического развития; приводят к недостаточности психических, сенсорных, двигательных функции в разнообразном проявлении и в различной степени
Причины увеличения числа детей с МНР ухудшение общего здоровья населения из-за экологических, социальных и экономических причин. улучшение качества медицинского обслуживания и значительного снижения смертности среди детей. ужесточение критериев диагностики отклонений в развитии.
Общие закономерности характерно разнообразие структуры дефекта, которое определяется наличием нескольких первичных нарушений; проходит в особых условиях внешнего мира и взаимодействия с ним; разноуровневый характер психического развития детей с множественными нарушениями, каждому уровню соответствует своя картина когнитивного развития; чем тяжелее нарушение интеллекта, тем сильнее страдает психическое развитие в целом
13 детей дошкольного возраста синдромом Дауна, детский церебральный паралич, сенсорные недостатки, нарушения интеллектуальной сферы, нарушения эмоционально-волевой сферы
Диагностируемые навыки самообслуживания прием пищи; использование гардероба; обувание; гигиенические навыки
Оценивание навыков 5 баллов – высокий уровень сформированности навыка; 4 балла – достаточный уровень сформированности навыка; 3 балла – средний уровень сформированности навыка; 2 балла – низкий уровень сформированности навыка; 1 балл – крайне низкий уровень сформированности навыка, т. е. ребенку задание недоступно.
Сводные данные в начале исследования (в %) Диагностируемые навыки Крайне низкий уровень Низкий уровень Средний уровень Достаточный уровень Высокий уровень Прием пищи 0 15,4 30,75 30,75 23,1 Использование гардероба 7,7 30,75 30,75 15,4 15,4 Обувание 23,1 30,7 23,1 15,4 7,7 Гигиенические навыки 0 23,1 30,7 23,1 23,1
Формирующий этап исследования 6 детей дошкольного возраста, страдающих двумя и более первичными нарушениями в психофизическом развитии. Программа рассчитана на 9 месяцев с двумя занятиями еженедельно по 20 минут. Форма проведенная – коррекционно-развивающее занятие.
Условия формирования навыков самообслуживания пошаговость формирования навыков; поквартальное календарное планирование; привлечение семьи ребенка к коррекционно-развивающему процессу; включение в коррекционно-развивающий процесс педагога-психолога и музыкального руководителя
Коррекционно-развивающая работа здоровье, обучение игре, рисование, воспитание культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд
Особенность определения содержания уровень сформированности навыков самообслуживания, а не возраст ребенка. контингент детей, принимавших участие в исследовании был разного возраста, но с практически одинаковым уровнем развития и недостаточной социальной адаптацией.
Особенность планирования обязательность повторения материала малейшее усложнение, изменение условий задания, изменение материалов изготовления
Динамика изменений в экспериментальной группе
Динамика изменений в экспериментальной группе
Динамика изменений в экспериментальной группе
Динамика изменений в экспериментальной группе
Выводы Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования показало, что дети с множественными нарушениями имеют значительные трудности при овладении навыками самообслуживания
Выводы Разработанная система оценки позволила выявить и охарактеризовать уровни сформированности навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями
Выводы К условиям формирования навыков самообслуживания можно отнести: пошаговость формирования навыков; поквартальное календарное планирование; привлечение семьи ребенка к коррекционно-развивающему процессу; включение в коррекционно-развивающий процесс педагога-психолога и музыкального руководителя.
Выводы Анализ результатов исследования доказывает, что разработанная программа по формированию навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями является эффективной, что позволяет рекомендовать ее к использованию в обучении детей с множественными нарушениями
Выводы Исследование подтверждает необходимость и целесообразность создания и внедрения специальных условий для формирования навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения
Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения...
Работа с родителями по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Формирование навыков самообслуживания младших дошкольников...
Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения
Родители должны понимать, что в отличие от нормально видящих сверстников, ребенок с нарушением зрения не может овладеть многими навыками спонтанно, т.е. самостоятельно, без участия взрослых. Самообслу...
Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения
Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения...
Игры и упражнения для формирования культурно-гигиенических навыков самообслуживания у детей дошкольного с нарушениями интеллекта.
В дошкольном возрасте ведущая деятельность- игровая. Именно через игру и упражнения дети могут усваивать те или инные умения и навыки. С помощью игр, детям дошкольного возраста с нарушениями интеллект...
Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта
Подборка игр и упражнений для развития самообслуживания у детей ( по материалам интернет ресурсов ( Дадеркиной Н.М. и др.)...