сборник консультаций логопеда для родителей
консультация по теме

Удалова Ольга Алексеевна

набор кратких консультаций для родителей. материал можно разместить на стенде для родителей или в буклете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и игровые упражнения на развитие воздушной струи.

Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляционную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам.». Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи».

  Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию  воздушной струи  направлена выработку сильной, направленной, длительной, плавной и ротовой воздушной струи.

Игра « Снежинки»

Воспитатель дает ребенку кусочек ваты. « Это снежинка. Посмотрите, как она летает». Кладет ватку на ладонь и сдувает ее с руки. Инструкция: « Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Попробуй так же подуть на снежинку» Ребенок сдувает ватку-«снежинку» с руки. Игровое упражнение повторяется несколько раз.

Игра «Чей одуванчик раньше улетит?»

Проводится на воздухе, во время прогулки (май-июнь). Когда  дети гуляют на полянке, педагог предлагает им сорвать по отцветшему одуванчику и по очереди подуть на цветок. Инструкция: Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни  губы трубочкой. Подуй на одуванчик так, чтобы слетели все пушинки.

Игра « Ветерок»

Небольшой тонкий листок бумаги зеленого цвета(5*10 см)  разрезают на  12-15 узких полосок. Полоски привязывают ниткой к карандашу. « Пусть это будет дерево с листочками. Когда ветер дует, то листочки колышутся вот так…» Дуют на листочки. Инструкция: Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на листочки»

Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Инструкция: Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Сдуй ватку со стола». Нижняя губа не должна натягиваться на зубы.

Игра    «Забей мяч в ворота»

Для игры используем поролоновый или ватный мячик диаметром 2-3 см. Футбольные ворота можно сделать из проволоки или обозначить 2 кубиками. Мячик кладут перед футбольными воротами и дуют на него. Инструкция:  Улыбнись, Покажи зубы.

Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на мяч. Забей гол в ворота».

Игра « Пузырь»

Дети стоят тесным кругом, наклонив головы вниз, имитируя не надутый пузырь. Затем медленно поднимая головы и отходя назад, они  растягивают круг, приговаривая»» Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой да не лопайся» Образуется большой круг, По сигналу педагога  «воздух выходит» или «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук Ф и подражая выходящему воздуху. Во время игры нужно следить, чтобы дети растягивали круг постепенно. После сигнала « лопнул» следить, чтобы дети не бежали, а шли («воздух медленно выходит в маленькую дырочку»).

Регулярное и систематическое применение упражнений по воспитанию сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи способствует формированию речевого дыхания, укреплению мышц артикуляционного аппарата, закреплению правильных дикционных навыков в процессе преодоления дислалии.

Консультация для родителей

ИГРЫ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

В этих играх вашими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки (если игра происходит на улице), Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии.

 В давнюю русскую игровую традицию уходит корнями игра в бирюльки. Бирюльками  называли мелкие предметы, которые высыпались горкой на стол. Задача игроков по очереди вытаскивать по одной  бирюльке, стараясь не потревожить соседние. Выигрывает тот, кто к концу игры вытащит больше предметов. В  этом соревновании ребенок приобретает необходимую ловкость пальцев, а также развивает терпение и выдержку. Эти же качества помогут  проявить ребенку и интерес к строительству самого высокого и ровного колодца из палочек.

  Далее  я предлагаю варианты рисунков,  которые малыш может выложить из тех же палочек на ровной поверхности. Начинать советую с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребенку как называется та или иная фигура, как сложить  домик из квадрата и  треугольника, солнце- из многоугольника и.п. Пусть ребенок проявит фантазию и сделает свою картинку. Затем предложите ему «нарисовать» палочками понравившуюся фигурку из книжки

ЕЖИК

Пыхтя, тащил домой грибок

Проворный маленький зверек.

Ни головы, ни ножек –

Конечно, это ежик

ГРИБОК

Шапочка на ножке

Около дорожки.

В мой просторный кузовок

Полезай скорей, грибок.

КОРАБЛИК

Кораблик к дальним берегам

Отправился однажды.

На  нем был смелый капитан

И юнга был отважный.

ПАРУСА

Помоги мне, ветерок,

Паруса надуй, дружок,

Пусть плывет кораблик мой

К папе с мамочкой домой.

ЗОНТИК

 

Погода начала сердится-

Весь день льет дождик за окном.

И чтобы мне не простудиться,

Гулять я буду под  зонтом.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: ИГРЫ С БУМАГОЙ

Этот комплекс игр поможет ребенку узнать, как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы  белой бумаги, а затем обмотает их цветными их нитками. Вот и готовы мячик для игры: попробуйте вместе кидать их в коробку или нарисованную мишень, Сшив, склеив или просто  связав мячики между собой, можно получить причудливые объемные игрушки.

   Следующая забава, которую  мы Вам предлагаем, - КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР. Ребенок наверняка не только заинтересуется выбором сюжета для будущего спектакля, но и с удовольствием смастерит всех персонажей.

 Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других  фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша ,показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш начнет и сам мастерить игрушки.

  Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных и полезных игр. Например, вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами и познакомит с понятием о симметрии.

ТЕАТР

Кукол рисую,

Потом вырезаю.

С ними в театр

Интересно играю.

Нравится маме

Театр бумажный.

Ловкие руки-

Как это важно!

СНЕЖИНКА

 Я в руках листок держу.

Вчетверо его сложу

Отогну еще разок,

Получился уголок.

Режу ровно, не спеша,

Как снежинка хороша!

КОНСУЛЬТАЦИЯ: ИГРЫ С КАРАНДАШОМ, КРУПОЙ. БУСАМИ, ОРЕХАМИ.

Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами  обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

  Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки или двух ладоней - шестигранный карандаш.

Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

ОРЕХ

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

ПОМОЩНИК

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу.

КАРАНДАШ

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

ПОДЕЛКИ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

   Гуля с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека.

  Помогите малышу заметить в старой коряге притаившегося «дракона», в еловой  шишке – сказочного старичка, Тогда ребенок сможет и сам увидеть множество интересных деталей для будущих поделок из желудей, опавших листьев, старых веток, древесной коры.

Пробудить творчество ребенка, подсказать интересное решение помогут вот эти рисунки.

КАТЯ-МАСТЕРИЦА

Если Катя в лес пойдет,

Разных шишек наберет.

А потом полдня сидит,

Терпеливо мастерит:

Зайчиков и мишек,

Все из разных шишек.

РОБОТ

Робот маму удивил:

Робот по столу ходил,

А потом пустился в пляс,

Спрыгнув прямо на палас.

УДАЧНЫЙ КОРАБЛИК

Скорлупа ореха,

Из палочки - мачта.

Плыви, мой кораблик,

Ты сделан удачно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда для родителей "О роли родителей в развитии речи детей".

Данная информация предназначена для молодых родителей. Некоторые нарушения детской речи, возможно, корригировать только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков, возможно, испра...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Речь родителей – образец для ребёнка

В настоящее время у большего числа детей возникают проблемы нарушения речи, звукопроизношения. И всё чаще приходится обращаться за помощью к специалистам- логопедам для постановки звуков, и коррекции ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Речь родителей – образец для ребёнка

В настоящее время у большего числа детей возникают проблемы нарушения речи, звукопроизношения. И всё чаще приходится обращаться за помощью к специалистам- логопедам для постановки звуков, и коррекции ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Речь родителей – образец для ребёнка

В настоящее время у большего числа детей возникают проблемы  нарушения речи, звукопроизношения. В данной статье есть рекомендации родителям по устранению ошибок в развитии речи детей....

Консультация логопеда для родителей старшей группы «Для чего нужны занятия с логопедом».

      Логопед – это квалифицированный специалист, занимающийся выявлением нарушений звукопроизношения в речи и их исправлением. Родители не всегда могут услы...

Консультация логопеда для родителей "Родители-главные помощники логопеда"

УГОЛОК ЛОГОПЕДА Родители — главные помощники логопеда Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правиль­ной речи. Речь ребенка формируется на примере речи...


 

Комментарии

Дроган Ирина Викторовна

Хороший материал! Спасибо.