«Зимушка – зима, веселая игра»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
"Спорт, здоровье, красота - наши лучшие друзья!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_uchitelskaya_vesna_respubl._konkurs._1.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городской округ «Воркута»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Звездочка» г. Воркуты
«Челядьöс 18 №-а видзанiн» «Звездочка» школаöдз велöдан
муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута
Конспект непосредственно- образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему:
«Зимушка – зима, веселая игра».
Воспитатель МБДОУ « Детский сад» №18
(«Звездочка»)
Матвеева Елена Борисовна, 1 кв. категория
г. Воркута
2013 г.
Цель: Конкретизировать имеющиеся у детей представления о зиме через использование различных приемов игровой коммуникации.
Задачи:
1. Закрепить представления дошкольников о занятиях людей, о погоде и основных природных изменениях, связанных с приходом зимы.
2. Путем использования элементов технологии ТРИЗ активизировать основные мыслительные процессы и творческое воображение.
3. Активизировать диалогическую речь детей и обогатить их лексикон образными выражениями, связанными с описанием зимней природы.
4. Воспитывать эстетическое восприятие окружаюшего мира.
Предварительная работа педагога с детьми:
- Конкурс загадок о зиме.
- Составление рассказа о зиме по схеме « Что зимой бывает?» и описательных рассказов по иллюстрациям « Зимняя природа».
- Д/ и на подбор красочных эпитетов при описании зимней природы «Подскажи словечко».
- ТРИЗ « Придумай зимний сон».
- Чтение сказок «12 месяцев», «Морозко».
- Картинки – пиктограммы для рассказывания о зиме.
Материалы и оборудование:
1. Иллюстрации для выставки (Сюжетная – дети играют на улице, пейзаж – зима в городе, пейзаж – зимний лес – самая выразительная, яркая из всех).
2. Снежки из ваты в красивой коробке.
3. Аудиозапись музыки П.И. Чайковского « Январь» и песни « Кабы не было зимы» из м\ф «Каникулы в Простоквашино».
4. Пиктограммы для рассказывания о зиме.
5. Предложить детям альбомный лист, восковые мелки, краски, цветные карандаши для самостоятельной деятельности на тему: «Что больше всего нравится зимой?»
6. СРИ «Экскурсовод», атрибуты к данной игре (нарисованные детьми картины) на заданную тему.
Интеграция образовательных областей - это взаимопроникновение одной области в другую, взаимосвязанных между собой одной темой: « Зимушка – зима!»
Интегративные области (интеграция), следующих образовательных областей:
- Познание;
- Коммуникация;
- Чтение художественной литературы;
- Художественно творчество;
- Социализация.
- Физическая культура.
- Музыка.
Виды деятельности:
- игровая
- двигательная
- коммуникативная
- музыкально – художественная
- чтение
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Внимание педагогам:
- Воспитатель и дети рассаживаются удобно, полукругом, с тем, чтобы осуществлялось общение» глаза в глаза», чтобы дети чувствовали себя равноправными собеседниками педагога. Диалог вести грамотно, четко, динамично. Вводную часть не затягивать!
Воспитатель:
- Дорогие ребята, вам необходимо вспомнить все, что мы с вами знаем о зиме. А как вы думаете, зачем вам знать что – то о времени года? Может это и не нужно совсем?
Варианты ответов детей:
- Это очень нужно. Во-первых, мы пойдем скоро в школу и наши знания нам очень пригодятся чтобы хорошо учиться и правильно отвечать на вопросы учителя.
- А еще людям надо знать о зиме, чтобы понимать. Какая погода зимой, какую одежду нужно надеть. Чтобы не простудиться.
- О зиме надо много знать, чтобы понимать, как себя ведут, например, животные и птицы. Как человек может им помочь и не навредить природе.
Воспитатель:
- Я думаю, вы совершенно правы. Вот только просто сидеть и разговаривать о зиме, было – бы, наверное, очень скучно. Помогите мне, пожалуйста, придумать, как нам разнообразить нашу беседу так, чтобы она стала: веселой, интересной, нескучной. Но чтобы при этом мы много запомнили?
Варианты ответов детей:
- Интересно, когда рассказывают красивые стихи.
- А еще можно музыку включить.
- А интереснее всего, когда мы играем, можно поиграть.
Воспитатель:
- Спасибо мои друзья. Я учту все ваши пожелания и постараюсь, чтобы были и красивые стихи, и веселая музыка, а помогала нам веселая интересная игра. Ваша задача быть внимательными и активными, помогать друг другу и уметь слушать товарищей.
Воспитатель:
- И так, давайте поиграем с вами, как будто мы пришли на экскурсию в выставочный зал. Можно, я буду, работник выставочного зала – экскурсовод, а вы – дети, которые пришли посмотреть на картины?
«Экскурсовод»: - Уважаемые посетители нашего зала. Я прошу вас подойти к выставке картин. (Все подходят к выставке картин, встают полукругом). Вашему вниманию предлагаются картины: на этой веселые ребятишки весело играют на прогулке. Они не боятся зимы им весело. На другой картине - зима в городе. Здесь очень много снега, ведь его убирают. Иначе машинам будет не проехать, а людям не пройти. А на этой картине вы можете увидеть волшебную красоту зимнего леса. (Начинает звучать музыка П.И. Чайковского «Январь» тихо в качестве фона, воспитатель переходит на таинственную, задушевную манеру изложения). Всмотритесь в эту картину. В лесу тишина, ничего не шелохнется. Птицы улетели, а зимующие птицы попрятались от мороза где - то в глубине ветвей. Кругом много мягкого, чистого, пушистого снега. Деревья замерли. Как будто крепко уснули, накрывшись теплым, пуховым снежным покрывалом. (Музыка останавливается). Ребята, похож этот зимний пейзаж на какую – ни будь сказку? И если похож, то на какую?
Варианты ответов детей:
- Я думаю. Что это похоже на лес из сказки «12 месяцев»- по такому лесу брела девочка, которую злая мачеха послала за подснежниками.
- А еще это похоже на сказку «Морозко», в таком месте девочка встретила Мороза.
Воспитатель:
- Действительно, есть в этой картине что – то сказочное. Скажите мне, пожалуйста, на кого похожа эта ель покрытая снегом?
Варианты ответов детей:
- На Снегурочку. На спящую снежную королеву в белой шубе и т. д.
Воспитатель:
- Я думаю, вы были внимательны, и фантазируете очень хорошо. Когда мы с вами пойдем в настоящий выставочный зал. То вы будете также внимательно слушать экскурсовода и рассматривать картины. А теперь мы выйдем из нашего выставочного зала и поиграем, как будто мы с вами попали в зимнюю лесную сказку.
ТРИЗ. Дети переходят на ковер.
Задание: дети «превращаются» в заснеженную елочку. Воспитатель задает вопросы поочередно каждому ребенку:
- Ты маленькая елочка в зимнем лесу, о чем мечтаешь?
Ответы:- Я мечтаю о том, чтобы меня украсили красивыми игрушками, гирляндами, чтобы дети водили вокруг меня хороводы и пели веселые песни.
- А я хочу, чтобы быстрее наступило лето. Тогда бы зашумела листва на соседках – березках. Вокруг пели птички. Белочки бы скакали, собирали мои шишки.
Затем все «превращаются» в зимние сугробы, занимая позу согласно собственной фантазии.
Примерные вопросы детям:
- Ты снежный сугроб, о чем ты задумался?
Варианты ответов:
- Я задумался о том, что скучно одному тут лежать. Хоть бы кто мимо прошел, снежком похрустел.
- А я задумался о том, что зима такая длинная. Можно спокойно спать как будто я медведь. И пусть никто по мне не ходит, я этого не люблю.
Вопросы:
- А о чем тебе поет зимний ветер?
- Ветер мне поет о том, что он летал в город, видел там много огней, машин и людей в зимних шапках и шубах. Они боятся его холодного ветра, прячут свои носы.
- А мне ветер поет: « Спи, сугробик мой хороший, баюшки-баю!».
Воспитатель:
- Молодцы, вы настоящие артисты и волшебники и хорошо представляете себе каково в лесу зимой. А как вы думаете, если вы окажитесь в лесу зимой на самом деле, как себя нужно вести в зимней природе? Можно ли шуметь?
- Нет, шуметь нельзя. Ведь природа спит. Многие животные спят: ежи, медведи. Заяц не спит. Но мы его можем напугать.
- А нужно ли отряхивать снег с кустов деревьев?
- Нет, снег- это одеяло, он согревает ветви, как одеяло от мороза защищает.
- А что можно и нужно сделать в зимнем лесу, или например в городском парке, сквере?
- Нужно принести корм для зимующих птиц. Насыпать его на снег или в кормушку.
- Чем можно угостить обитателей леса или парка?
- Семечками, орешками, хлебом, крупой.
- Правильно, молодцы ребята. Подкормить птичек и животных зимой никогда не помешает, ведь зимой им труднее находить еду.
Воспитатель:
А теперь мы с вами вернулись в детский сад. Зимой хоть и холодно, но на прогулке мы с вами всё равно находим себе интересные занятия. Например, все дети любят играть в снежки. Давайте и мы поиграем. Если снежки игрушечные, то ими можно играть и в группе.
Динамическая пауза «Игра в снежки» проводится под музыку из м/ф «Зима в Простоквашино». Снежки изготовлены из ваты. Пауза длится около 2 минут, затем полминуты - на сбор снежков в коробку.
После этого воспитатель предлагает детям изобразить без слов, чем ещё можно заниматься зимой. Дети изображают ходьбу на лыжах, фигурное катание, лепку снеговика, катание на санках. Чью пантомиму воспитатель угадал правильно - те усаживаются на стульчики.
Игра «Картинки-подсказки»
Дети удобно рассаживаются полукругом на ковре. У воспитателя на столе разложены картинки-пиктограммы «лицевой» стороной вниз. Поочерёдно один из детей подходит, выбирает любую картинку и показывает детям. Воспитатель уточняет, что символизирует этот знак. После этого, согласно «подсказке» ребёнок наминает рассказ из 3-5 распространённых предложений. При необходимости воспитатель задаёт наводящие вопросы, подбадривает, привлекает к помощи детей. После каждого выступления необходимо выразить одобрение ребёнку и всем вместе дружно поаплодировать рассказчику.
Картинка 1. Изображена тучка, несколько снежинок, порыв ветра.
Рассказ ребёнка: - Эта картинка - означает погоду. Зимой погода часто холодная. Может трещать сильный мороз, падает снег. Может подуть сильный ветер и даже начнётся пурга. У нас в Воркуте зима гораздо холоднее, чем на юге. У нас очень много снега, а на юге его нет.
АПЛОДИСМЕНТЫ.
Картинка 2. Изображена шапка, шубка. Летнее платье перечёркнуто.
Рассказ ребёнка;- Это про одежду зимнюю. Люди зимой надевают зимнюю одежду - шубы, пуховики, тёплые куртки, дублёнки. В такой одежде можно долго гулять на улице, или на работу идти и не замёрзнешь.
АПЛОДИСМЕНТЫ.
Картинка 3. Символическая фигурка ребёнка и атрибуты - лопатка, лыжи, снеговик.
Рассказ ребёнка: - Это подсказка о том, как зимой можно играть. Зимой весело. Можно играть в разные игры: в «Снежки», кататься на санках, с горки на ледянке. Можно лепить снеговика, если снег липкий. Можно копать снег, домики делать. Можно сходить в «Олимп» на коньках покататься. Если не будешь на прогулке просто гак стоять, то и не замёрзнешь.
АПЛОДИСМЕНТЫ.
Картинка 4. Изображён календарь и цифры 1, 2,3.
(Этот рассказ можно разделить па троих детей, расширив информацию о месяцах).
Рассказ ребёнка - Эта подсказка - про зимние месяцы. Я знаю 3 зимних месяца: декабрь, январь и февраль. Декабрь в старину люди называли СТУДЕНЕЦ, значит, СТУДЁНЫЙ, очень холодный. Про декабрь говорят - он год кончает, а зиму начинает. В декабре почти всегда темно, самые длинные ночи. Январь называют КРЫША ЗИМЫ. Он году начало, а зиме середина. В январе уже дни становятся длиннее. Третий месяц зимы - это февраль. В феврале то теплее, то холоднее становится. Поэтому его зовут в народе БОКОГРЕЙ. Он один бок пригреет, а другой заморозят. Ещё про февраль люди говорят: «Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый». А ещё часто метел и-н пурги бывают в феврале, поэтому есть поговорка «В феврале два друга - метель да вьюга».
АПЛОДИСМЕНТЫ.
Картинка 5. Кормушка с птицей. В берлоге — спящий медведь. Дерево в снежной шапке.
Рассказ ребёнка. - Это о том, что происходит в живой природе. Зимой природе нелегко. Деревья давно сбросили листву и замерли, как будто спят. Они не растут, не пьют влагу из земли. Снег укрывает их ветки и стволы от мороза. Медведь спит в берлоге. А лиса, волк и заяц не спят. Лиса и волк ищут добычу, а зайчик от них прячется. Птицы улетели на юг. А остались только вороны, воробьи, голуби. Их надо подкармливать, им голодно зимой.
АПЛОДИСМЕНТЫ.
Воспитатель: - По-моему, вы многое вспомнили о зиме и хорошо поработали, потому что вам было интересно. А что было интереснее всего? (Ответы детей). А что показалось вам наиболее трудным? Чему бы вы научили ваших родителей, или брата, сестру из того, что мы делали с вами на занятии? (Ответы детей).
А у меня к вам предложение: давайте сегодня вечером нарисуем то, что вам больше всего нравится зимой. А затем устроим выставку картин и ещё раз поиграем в «выставочный зал», но экскурсоводом будет уже кто-то другой.
Благодарю вас за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимушка – Зима - веселая пора » с детьми старшей группы №7
Конспект подгруппового занятияпо ознакомлению с окружающим миром и развитию речи«Зимушка – Зима - веселая пора » с детьми старшей группы №7...
"Зимой весело играем и здоровье укрепляем!"
Спортивное развлечение на прогулке для старших дошкольников....
«Зимой весело играем и здоровье сохраняем»
Зимнее развлечение...
Сценарий развлечения "Зимушка зима, с играми пришла!"
Зимнее развлечение для детей младшего дошкольного возраста...
Зимушка,зима - веселая пора
Методическая разработка развлечение детей на прогулке конспект «Зимушка зима веселая пора»...
Зимний спортивно – развлекательный праздник «Четыре ключа для Зимушки-зимы» (квест-игра) для детей среднего и старшего возраста
Описание: Зимняя история спасения Зимушки, спрятанной злодеями за пятью дверями, за пятью замками. Письмо с пометкой «SOS!» вовлечет детей в действие сказочного сюжета. А добрый Снего...
Сценарий спортивного развлечения "Зимушка-зима-спортивная игра" для детей среднего возраста
Данный материалл будет полезен воспитателям, при проведении веселого развлечения с детьми среднего возраста...