Предупреждение и преодоление задержки умственного развития
Итак, нормативы изложены, причины задержки умственного развития указаны. Основная рекомендация как для ее предупреждения, так и для преодоления - упорная работа с ребенком, побуждение его к разумению, ободрение его и помощь ему. Взрослые члены семьи, распределив время, занимаются с ребенком, задержавшимся в умственном развитии, без устали, превращая нелегкий труд в увлекательную для него игру.
Давая родителям рекомендации по преодолению задержки умственного развития, мы убедились в том, что многие из них принимают за ум эрудицию, раннее освоение чтения и письма, счета, хорошую память, а не умение думать, размышлять. Гордая мать демонстрирует пятилетнюю дочь. Та самозабвенно, наизусть, долго: "Да-да-да! У них ангина, скарлатина, холерина, дифтерит, аппендицит, малярия и бронхит... Мы живем на Занзибаре, в Калахари и Сахаре, на горе Фернандо-По..."
Спрашиваем девочку: "Что такое холерина, дифтерит, малярия?", "Что такое Занзибар, Калахари и Фернандо-По, и где они находятся?" Не знает. Для нее это пустые слова. Спрашиваем: "Почему осенью улетают птицы?", "Чем отличается стекло от фанеры?", "За что добрая волшебница полюбила Золушку?" Молчит, не может ответить ни на один вопрос. Мать развивала механическую память дочери, но она хорошо выражена и у умственно отсталых. Это не ум. Девочку с хорошими задатками оглупили. Еще К. Гельвеций писал: "Человек... не рождается глупым и не без труда даже становится таковым. Нужны особое умение и метод, чтобы сделать человека глупым и уметь заглушить в нем даже природные способности...".
Издревле считали умным умеющего думать. И К. Гельвеций предостерегал: "Не следует начинять голову ребенка фактами, без того, чтобы учить судить о них. В этом случае, полагал он, ребенок обнаруживает большие таланты к болтовне в детстве и полное отсутствие здравого смысла в зрелом возрасте. Сумма знаний не самоцель. Они мертвы без умения их использовать". М. Монтень указывал: "Знать наизусть вовсе не означает знать".
Ребенку не столько преподносят информацию о событиях, сколько учат судить о них. Судить о чем-то - значит мыслить. Трудно не согласиться с известным суждением: "Плутарху важнее, чтобы мы восхваляли его за ум, чем за знания". Русская поговорка гласит: "Не нужен ученый, а нужен смышленый". Правильно воспитывая, ребенка учат рассуждать, размышляя, а не бездумно заучивать и повторять; истину не преподносят в готовом виде, а учат искать; вывод, решение не сообщают, а на них выводят. Ребенка учат пользоваться знаниями на практике. Он знает о дереве, пиле, топоре, рубанке, доске и книжной полке. Пусть свяжет эти предметы воедино, вместе с отцом сделает полочку, но и подумает о таком простом - из досок дерево уже не сложить. Он и задумается, и будет нравственным, ибо нравственность проявляется не только в отношении к людям, но и в отношении к природе.
Следовательно, не только предупредить задержку умственного развития, но и преодолеть ее - значит учить ребенка думать. Но как учить думать? В своих рекомендациях мы руководствуемся соображениями, выверенными многолетней врачебной практикой. Начинать надо с воспитания способности к ориентации. Ориентация как основное звено в умственном развитии (ориентируя, развивают интеллект) - основополагающая идея данной статьи.
Природа наделила человека разумом для адаптации. Разум фантастически увеличил адаптивные возможности человека. И в данном аспекте разум - это во многом способность к ориентации. Кто ориентировался в экстремальных условиях, тот выживал. Кто ориентируется в себе, в людях, в происходящем, тот адаптирован, уверен в себе, в людях, в происходящем, самостоятелен, душевно здоров. Ориентацию развивают как способность сначала видеть, наблюдать, а потом понимать.
Согласно Толковому словарю Даля, понимать - "понять... постигать умом, познавать, разуметь, уразумевать, обнять смыслом, разумом; находить в чем-то смысл, толк, видеть причину и последствия". И там же, как будто специально для нашей статьи: "Понятливый мальчик... смышленый, умный, рассудительный, острый, способный". В этом толковании заключено все. Кстати, тут же народное: "Чего не понимаю, тому не верю". И это тоже как будто специально для данной статьи, и это о воспитании, когда, не научив ребенка думать, не подведя к пониманию, пытаются в чем-то убедить не только малыша, но и подростка. В.И. Даль указывает на результаты таких бесполезных и бесплодных усилий: не верят.
Итак, понимание - это постижение жизни во всей ее широте. Но разве такое постижение не есть высшая форма ориентации? Ориентация и понимание, познание, таким образом, оказываются тесно связанными. Чтобы воспитать ребенка понятливым, смышленым или ликвидировать уже имеющуюся задержку, следует ориентировать его во всем, начиная с самого простого.
Говоря о развитии ребенка с момента его рождения, мы отмечали, как, пытаясь сосредоточить внимание на ярком предмете уже в десятидневном возрасте, поднимаясь на локотки в полтора месяца, чтобы больше увидеть и услышать, выделяя в трехмесячном возрасте из всех окружающих мать и зрительно сосредотачиваясь в пять месяцев, захватывая игрушку в пять с половиной, чтобы рассмотреть, ощупать, т.е. изучить ее, младенец уже ориентируется в близлежащих предметах, в близком пространстве, в близком ему человеческом окружении.
Воспитание сосредоточенности внимания, любовное пестование удивления перед окружающим, а потом, по мере взросления ребенка, углубление его интереса к окружающему - это воспитание способности к ориентации. Это воспитание основ любознательности и наблюдательности, без которых невозможно познание, обучение, т.е. более сложная ориентация. Чтобы быть готовым в семь лет работать 45 минут на уроке, шестилетний должен уметь заниматься одним делом час-полтора. И тогда он готов к школе. Что ему тогда 45 минут урока. Он не будет уставать, отвлекаясь, нервировать учительницу, не станет нервным и трудным, что всегда грозит отвлекаемым.
У ребенка, поврежденного в родах, как раз более всего нарушено внимание, способность к сосредоточенности как основе любознательности. Внимание как неотъемлемая составная часть ориентации обеспечивается функцией лобно-теменной коры мозга, его высших, а потому и самых хрупких, наиболее уязвимых структур. Однако родители знают, как должно идти развитие в норме, и, настойчиво побуждая, тренируя, в лучшие сроки (до трех лет) восстанавливают нарушенное, приводя к тому, что должно быть природным - к сосредоточенному вниманию.
Они способствуют тому, чтобы психическое развитие шло по предназначенному пути, к высоким рубежам ориентации и понимания. И отец неустанно ориентирует сына, мать - дочь, объясняя им все происходящее вокруг, объясняя, кто есть кто, что есть что, почему это так, а не иначе.
Малыш, естественно, отвлекается, на то он и малыш. Все ему хочется увидеть, до всего ему есть дело. Отмечено, что трехлетний за 10 минут игры отвлекается в среднем четыре раза, но четырехлетний - уже два, а шестилетний - не более одного раза. К этому ведут здорового ребенка, но еще более упорно - задерживающегося и отвлекаемого. Чем бы ни занимались с ребенком, обучение, научение - второе. Первое - развитие интереса, любознательности, сосредоточенности внимания, ориентация в людях и в жизни. Тогда придет и наблюдательность, ориентированность, понимание и понятливость.
Если ребенок умен, любознателен, то удивление, интерес захватывают его настолько, что у него задерживается дыхание. Французы именуют человека, несостоятельного в деле, требующем внимания и сосредоточенности, "неспособным к удлинению дыхания". У ребенка с задержкой следует выработать такое дыхание. Для этого его надо удивить чем-то очень интересным и удивлять непрестанно. Конечно, все это трудно, требует терпения, усилий, выдумки и времени. Как гласит русская пословица: "Глупого учить, что по лесу с бороной ездить". Но преодоление задержки умственного развития - самое важное в воспитании, за этим будущее и судьба человека.
К пяти с половиной годам - серьезнейшему этапу, с которого начинается систематическое и планомерное обучение, у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание. Не интересно, но надо. И он должен усердно выполнять то, что надо. Без этого ему нечего делать в школе. Если к пяти с половиной годам не сформировано произвольное внимание к неинтересному, но необходимому, когда "надо, сынок, надо!", то задержка умственного развития становится труднопреодолимой. Устойчивое произвольное внимание к тому, что "надо", - основа обучаемости, усидчивости, трудолюбия. Воспитывается все это вместе, комплексно.
Отчетливо запомните, как важнейшую в данной статье рекомендацию: ребенка, когда он сосредоточенно занят игрой, делом, когда ему читают или рассказывают, не отвлекают! Здесь нет исключений. Все остальное (еда, сон, гости, разговоры) второстепенно. Играя, занимаясь с ребенком, ни на миг не отвлекается тот, чья очередь по расписанию заниматься с ним. Следует помнить, что, отвлекаясь сами, вы учите отвлекаемости и ребенка. С задержавшимися в умственном развитии все это особенно, чрезвычайно важно. И если мать занимается с таким ребенком, а бабушка отвлекает ее вопросами, а ребенка - компотом, она наносит ребенку тяжкий урон.
За воспитанием внимания не только проблема полноценного умственного развития. Внимательный, как правило, обязателен, организован, сдержан, способен к самоконтролю, аккуратен. У невнимательного часто отсутствуют все эти качества. Но они составляют характер, и за способностью к сосредоточенному вниманию - тоже характер. Черты характера - во многом привычки, то, что вошло в плоть и кровь. Поэтому внимание формируют и закрепляют, как привычку, как важнейшую черту характера. Такое вырабатывается с колыбели. Уже с игрушкой, в манежике ребенок внимателен или нет, уже в первых контактах со взрослыми он отвлекаем или сосредоточен.
Сосредоточенность внимания берегут, как зеницу ока, пестуют, как росток на камне, а невнимательность и отвлекаемость пресекают как наихудшую из привычек. Вы изучаете с ребенком игрушку и помните: внимание к ней столь же важно, как познание ее. Вы учите его, играете с ним, трудитесь, показываете и рассматриваете, заботясь о внимании так же, как и о понимании. К примеру, он рисует, и это важно. Не менее важно, отвлекается он, рисуя или нет. Он даже ест, отвлекаясь или глядя в тарелку, и вы следите за этим. Вы указываете, неназойливо выговариваете, мягко принуждаете, настойчиво прививая внимание как привычку.
Генетически запрограммированный на познание, ребенок, начав лепетать в семь месяцев, с полуторагодовалого возраста стремительно овладевает речью. Речь - итог всего предыдущего развития, но и база для последующего. Чем больше запас слов у ребенка, тем богаче его речь, тем больше возможностей выразить мысль. В повседневном обиходе семьи используется от 3 000 до 5 000 слов из многотысячного словарного состава русского языка. Гете, Пушкин, Шекспир использовали в своих произведениях от 17 000 до 20 000 слов.
Родители помогают ребенку, знающему к концу шестого года жизни примерно 4 000 слов, в накоплении словарного запаса, черпая его из книг, непременно объясняя значение каждого нового слова и рассказывая все о понятии, которое им выражено. Вот ребенку впервые встретилось, например, слово "бизон". И ему рассказывают как можно более полно, увлекательно и эмоционально все известное родителям о бизоне. Благодаря такому рассказу, слово оживает, лучше запоминается. Начиная с четвертого года жизни родители играют с ребенком в неоконченные предложения: "Пошла девочка в лес, повстречался ей...". Малыш продолжает предложение, и рождается сказка или рассказик. Такая игра помогает быстро ориентироваться в мире слов, правильно их использовать, развивает речь, воображение, т.е. развивает ум и помогает преодолевать задержку.
Большую часть речи ребенка независимо от того, с детьми или со взрослыми он общается, составляют вопросы. Все они свидетельствуют о стремлении сориентироваться, понять, познать окружающее. Отвечая на вопросы и, в свою очередь, задавая их, требуя толкового ответа, добиваясь понимания обсуждаемого, родители вытаскивают всю цепь умственного развития.
Характер вопросов ребенка указывает, в какой именно ориентации он нуждается. Отвечая на вопросы "кто это?" и "что это?", заданные в полтора года, родители, в соответствии с достигнутым ребенком уровнем развития, ориентируют его в пространстве, раздвигая границы познания и ориентации. Отвечая на коренной вопрос "почему?", заданный трехлетним, удовлетворяют возникшую потребность постижения сути явлений, причинно-следственных связей, углубляют ориентацию, учат думать. И только ребенок, которого учат думать, на пятом году жизни задаст завершающий первичную ориентацию вопрос предвидения "что будет?", от которого остается один шаг до вопроса о цели и смысле жизни. Таков естественный путь ориентации и познания, и по нему ведут ребенка.
Родители должны знать сроки и последовательность появления вопросов (см. Оценка уровня умственного развития ребенка), чтобы своевременно выявить задержку и, побуждая интерес к вопросам, преодолеть ее. Чем глубже, ярче, образнее ответы, особенно на вопросы "кто, что?", "кто это, что это?", "где, куда, откуда?", "когда?", "зачем?", "почему?", "что будет?",- тем яснее они отражают ступени развития ребенка и программу такого развития. У одного они возникают раньше, у другого - позже, отражая индивидуальность темпа умственного развития. Таким образом, ребенок сам определяет, в чем и в какие именно сроки он нуждается на пути умственного развития.
Навязывание темпа умственного развития ребенку пагубно и бесперспективно. Родители влияют на умственное развитие глубиной ответов на вопросы ребенка. В зависимости от уровня интеллекта ребенок удовлетворяется соответствующим уровнем ответа. Высокий уровень таких ответов способствует формированию высокого уровня интеллекта. В свою очередь, задавая вопросы ребенку, родители пестуют в нем любознательность, учат его наблюдательности.
Генетически заложенная в человеке, как потенция, наблюдательность нуждается в постоянном развитии. Гете писал: "Что труднее всего? То, что тебе кажется самым легким: видеть глазами то, что лежит перед глазами". И ребенка, особенно задерживающегося, учат не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Уши, глаза отца и матери должны стать его ушами и глазами. Задерживающийся только тогда научится слышать и видеть нужное, когда будет делать это вместе с родителями. Поверхностно глядящий увидит лягушку только тогда, когда она прыгает; родители же должны показать ему затаившуюся и, спугнув, обратить внимание на то, как она прыгает.
Жизнь непрестанно предоставляет возможность для стимуляции наблюдательности малыша. Прежде всего это жизнь природы. Это цветок, листик, стрекоза, птица, ежик, малек в ручье. Это и деталь здания, решетки, фонаря. Это люди - усталые, веселые, молодые, пожилые, ведущие себя странно или неправильно. Это поучительные случаи и события. Вот и обратите внимание ребенка на все это, побудите его к пониманию причин того или иного явления, события, состояния человека. Прицельные вопросы во время прогулки, после просмотра телефильма: "Ты видишь, что и куда тащат муравьи?", "А ты обратила внимание на выражение лица героини фильма в таком эпизоде?". Прививается вкус к наблюдению и наблюдательности. За тонко подмеченное хвалят. Он или она вскоре станут более наблюдательны, чем сами родители. Опытный экскурсовод, указывая, на что именно следует обратить внимание и почему, выступает и в роли мудрого учителя, воспитывающего наблюдательность. Он учит видению. Родители для своего ребенка - бессменные экскурсоводы, только шире площадка - вся жизнь, и выше ответственность.
Наибольшее значение имеет ориентация в людях. Она необходима каждому. Белее всего совершается ошибок, особенно в подростковом и юношеском возрасте, из-за того, что не за тем пошли, не того выбрали, не то послушали, не тому поверили. Ориентируя в людях, одновременно ориентируют в том, что достойно и недостойно, справедливо и несправедливо, истинно и ложно. Эти понятия обретают плоть и кровь, из отвлеченных становятся живыми, ибо они оказываются связанными с конкретными людьми. Уже с трех лет непременно ориентируют о состоянии другого человека, помогают увидеть его недомогание, усталость, плохое настроение. Человек пишет книгу и увлеченно рассказывает об этом другому, только что похоронившему мать или потерпевшему крах в попытке написать книгу. Другой не слышит или слушает неприязненно. Умен ли этот увлеченный? Нет. Он разбирается в том, что пишет, но не понимает состояния другого. Его ум однобок. Он ориентирован только в одном - в профессии.
Ребенок сам определяет, что его интересует. Однако родители направляют его, формируют его интересы. Один вырастает в четырех стенах скучной комнаты, другой - среди природы, среди людей, в среде, где ограниченно приобщаются к музыке, искусству, миру знаний. У одного игрушки - только набор кукол и машин (по полу), у другого они разнообразны. Один окружен только книжками, второй с утра до вечера не отрывается от экрана телевизора. Что окружает ребенка, к тому он и проявляет интерес, о том и спрашивает, в том и ориентируется. И родители показывают мир и жизнь во всем их многообразии, ориентируя широко и разнообразно. А уже от многообразного ребенок придет к чему-то особенно интересующему его, сделает выбор, но сделает его, опираясь на полноценное общее развитие. Ребенок обычно рано проявляет повышенный интерес к чему-то. Это склонность. Если она положительна, ее формированию уделяют особое внимание, но только в общем потоке развития. Ребенка ориентируют также и в том будничном, что необходимо каждому, в требованиях, предъявляемых детским садиком и школой.
Особое внимание уделяется ориентации в информации. Она отбирается, ее селекция до поры до времени производится за ребенка. Получая истинно ценное, интересное, существенное, ребенок в итоге и сам научится отбирать лучшее. И это важнейшее в ориентации.
Итак, ориентируя, родители учат думать, понимать, приводят к познанию. Они передают детям свой жизненный опыт и опыт предшествующих поколений. Родители предостерегают детей от своих ошибок и заблуждений, передают как наследство свои познания. Ориентируя, они направляют ребенка.
От направленности ориентации зависит, какой личностью станет человек, зависит, в частности, и уровень его ума. В конце концов, по-своему ориентируется делец и интриган, мошенник и приспособленец. Об истинной ориентации, а, стало быть, об истинном уме можно говорить только в том случае, если воспитали гармонически развитого, широко осведомленного и умеющего использовать знания, способного к верным и глубоким умозаключениям и к самостоятельному разрешению жизненных задач, творческого, психически здорового, социально полноценного полезного члена общества.
Итак, основной путь ориентации от ее начальных до более сложных форм, основной путь познания, как вы убедились, - ответы на вопросы ребенка и постановка их перед ним. Ища ответы на вопросы, вы размышляете вместе со своим малышом. Сократ, Платон, Аристотель развивали ум своих учеников в беседах с ними. И это была школа. В беседе со взрослым ребенок научится думать. Беседуя с ребенком, вы ориентируете его в себе самом, в человеке, в природе, в жизни, в главном и второстепенном, в причинах и следствиях, в прошлом, настоящем и будущем, давая пищу его уму для самостоятельных размышлений. И с четырех-пяти лет с ребенком беседуют. Беседуют серьезно, глубоко. Как беседуют, так и будет развиваться ум.
Особенно благоприятны условия для развития ума ребенка и для преодоления задержки в возрасте от трех до пяти лет, в период "открытого" мышления, когда малыш мыслит вслух, сам задает себе вопросы и сам же отвечает на них. Слушая, как он размышляет, разговаривая сам с собой, родители получают уникальную возможность следить за развитием его ума, знать, о чем он мыслит, и, вступая в "разговор", могут формировать и углублять мышление ребенка. С пяти лет "открытое" мышление исчезает, ребенок думает "про себя". Однако и после того, как ему исполнится пять - пять с половиной лет, родители в беседах с ребенком побуждают его мыслить вслух, оговаривая в игре с ним, к примеру в шахматной, свои действия, мотивы, цели, планы.
Больше всего вопросов возникает в игре. Игра для ребенка - сама жизнь. В игре он познает себя, других. Игра учит, лечит, готовит к детскому садику и школе. В игре все постигается охотно, эмоционально, прочно, естественно. Молодые отцы, играя с детьми, нередко так увлекаются, что вызывают улыбку жены. Но лишь собственная увлеченность воспитателя - единственный путь к тому, чтобы увлечь ребенка, особенно отвлекаемого и тем более с задержкой умственного развития. Следует поощрять игры со сверстниками, ибо психофизические потенции ребенка проявляются и развиваются более всего в игре с равными. В дошкольном возрасте игра, если речь идет не о бесплодном бегании, не о бестолковой, бесцельной толчее, а об игре истинной, важнее обучения. Дети, умственным воспитанием которых никто специально не занимался, но игравшие со сверстниками во дворах больших домов или за деревней, не уступали в учебе и достижениях тем, кого с раннего возраста воспитывали педагоги и гувернантки.
Игра требует от ребенка всего, что впоследствии ему понадобится во взрослой жизни, - от сосредоточенного внимания до ориентации в сложном, понимания, предвидения. В игре он ставит цель, планирует, как идти к ней, и достигает ее. Без игры, в частности сюжетно-ролевой, ему не войти в жизнь естественно. Не игравший в детстве со сверстниками может защитить докторскую диссертацию, но обычные жизненные проблемы будет решать мучительно сложно. Все окажется осложненным и в его отношениях с людьми, поскольку способность к этому не сформировалась органически, сама собой в детских играх. Дети видят только то, что перед ними, и за деревьями не замечают леса. Увидеть целое, мысленно представить себе тайгу на тысячи километров, им помогают взрослые. В игре они вначале видят игрока, который отнимает мяч, а потом приходит видение всей команды, своей и чужой, в игровом взаимодействии.
Когда мы говорим о правильном умственном воспитании, возникает важная медико-педагогическая проблема. Нередко полагают, что развитие детей 21 века необходимо ускорить. Такова, мол, тенденция века. Восторженно пишут о вундеркиндах, находке для журналиста, смущая родителей "обыкновенных" детей. Как правило, в итоге из "необыкновенных" детей ничего выдающегося не получается. В лучшем случае они становятся обычными людьми, в худшем - их приводят на прием к психиатру. Однако вундеркинды - крайний случай.
Мы говорим о другом: об опасной тенденции чрезмерно раннего (до пяти с половиной лет) обучению чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, программированию, обучению на компьютере, игре со сложными электронными устройствами. При этом происходит ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб образному, творческому, правому полушарию. А с четырех до шести лет должно доминировать именно образное мышление. Буквы, цифры, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление, не оставляют места для живой и спонтанной детской игры. Детскую непосредственность, интерес к живой природе глушат абстрактным, отвлеченным, что ведет к "шизоидной интоксикации", к заумности. Заодно гасится и искажается эмоциональность.
До пяти с половиной лет ребенок должен накопить эмоциональный опыт отношений, ориентироваться не в алфавите, числах или схемах, а в себе, в людях, в реальной жизни и в природе. Он должен адаптироваться и ориентироваться в естественном, а не в искусственном мире, рисовать лес, а не корабли инопланетян. Если еще в совсем недавнем прошлом ребенок превращал палку в лошадь, ружье, копье, возводил дома и крепости из песка, то сегодня он получает все это готовым в игрушке-копии. В итоге страдает развитие воображения, из жизни ребенка вытесняется его собственное творчество.
Научившись читать раньше, чем думать, получая готовую информацию из книг вместо того, чтобы видеть и наблюдать в природе и в жизни, не будучи готовым к истинному сопереживанию, ребенок начинает интересоваться сюжетом, действием, прагматизируется и в итоге воспринимает жизнь как потребитель. Так начинается роботизация, формализованность. Так получают профессию, не став в свое время человеком. Что стоит врач, педагог, организатор, инженер, если в нем своевременно не получили должного развития человечность и творческое начало? И если ребенок спрашивает: "Мама, весна это утро года?" - это хороший вопрос. Он мыслит образами, свежо и нестандартно.
Другой спрашивает: "Папа, каков принцип реактивной тяги в самолете?". Для ребенка такой вопрос - патология. Перед нами "маленький доцент", не умный, а заумный, не ребенок и не взрослый.
Нет умственного воспитания, а тем более преодоления задержки умственного развития без воспитания трудолюбия. Тяжки усилия родителей по преодолению задержки. Это годы кропотливого, изматывающего труда, притом после работы. Трудиться в таком случае должен и ребенок. Трудиться много. Если задержку все же не удается преодолеть, то от затраченных усилий останется единственное, но как раз наиболее необходимое такому ребенку, - трудолюбие.
Родители никогда не делают за ребенка то, что он может сделать сам. Они никогда не позволяют ему бросить незавершенное. Завершение начатого - необходимое условие воспитания любого ребенка, а задержавшегося в умственном развитии, отвлекаемого тем более. Говорили же древние: "Не пытайся или заканчивай". Для малыша такое затруднительно. Не всегда способен он и реализовать задуманное. Родители помогают ему, ободряют. Устал - пусть отдохнет, но затем вновь вернется к начатому. Как только он оказывается способным сделать нечто полезное и у него возникает потребность в этом, пусть делает. Не гасите в нем желание трудиться, но сразу, решительно отделите баловство и труд. И если он хочет подмести пол, пусть подметает, но подметает чисто, не превращая труд в баловство. Весной на даче он посеял морковку, летом ухаживал за грядкой - пропалывал, поливал, а осенью собрал урожай, съел выращенное им самим. Теперь он прочно усвоил: чтобы съесть морковку, надо немало потрудиться. Так закладывается уважение к труду, сначала собственному, а потом и к труду любого человека.
Истинно умный трудолюбив. Умный лентяй - нонсенс. Это кажущийся ум, это медь под золото. Для ленивого неизбежны верхоглядство, резонерство, истерическая претензия на ум. Точно так же мы не встречали трудолюбивых и в то же время отвлекаемых. Мы не встречали любознательных лентяев, как и наблюдательных лентяев. Это несовместимо. Любознательность и наблюдательность вытекают из трудолюбия и терпения. Без воспитания трудолюбия не выработать и сосредоточенность внимания. Без воспитания трудолюбия не преодолеть задержку умственного развития и не предупредить ее.
Ум сына в первую очередь должен развивать отец, потому что мужчина и женщина умны по-разному. Женщина-мать, ценя в мужчине дерзость, нестандартность мышления, суждений, из страха перед суровой мужской судьбой склонна воспитывать в сыне как раз стандартность ума, интеллектуальную конформность, чтобы думал "правильно", как все, чтобы не заносило и, главное, чтобы "отлично учился". Однако и умственное развитие дочери - забота отца. Мать, бабушка в силу женской любви к ребенку, в силу большей эмоциональности склонны восхищаться его словами и действиями как незаурядными, хотя они обычны, не замечают задержку умственного развития, хотя она очевидна. Для них нередко хорошая память - ум, болтливость - общительность и любознательность, боязливость - скромность, демонстративность поведения - артистичность, эгоизм - детскость, бесцеремонность - непосредственность. Матери свойственна тенденция, объясняя даже школьнику, подростку, думать за него.
Отец более объективен. Если он внимателен, то раньше матери заметит, что ребенок не умеет думать, что у него нет своего мнения, что он не сообразителен в игре, в конструировании, плохо ориентируется в деле. Отец учит смотреть в корень, не горячиться, а обдумывать и планировать, идти к цели без излишних слов. Отец не потакает баловству, не портит жалостью. Отец воспитывает мужским веским словом и самим делом. Он учит мыслить более широко.
Отец более логичен, более склонен к теоретическому мышлению и потому успешнее подводит ребенка к выводам и умозаключениям, вскрывая по-мужски, без излишних эмоций, причины неудач. Он учит самостоятельности, в том числе и в мышлении. Именно отец говорит: "Людей слушай, да сам думай!". Отец зря не похвалит, а надо - скажет правду: "Плохо, неумно!" - и объяснит почему.
Женщина с ее гениальной интуицией, способностью сопереживать, с женской талантливостью сердца и особенностями женского ума в первую очередь воспитывает в ребенке нравственно-этические и эстетические начала.
Уходя из семьи, от детей, отец рушит многое и среди этого многого умственное воспитание. Для ребенка с задержкой умственного развития уход отца - двойная беда. Если отец не занимается умственным воспитанием ребенка, возникает ситуация, отраженная в поговорке: "Не учил отец, а дядя не выучит".
Подвигая задерживающегося по пути умственного развития, не следует торопиться. Руссо писал: "Чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро". У каждого свой срок и свой час постижения. Что к одному приходит в четыре года, у другого наступает в пять лет. Главное - подготовить ребенка к школе. Вот и надо терпеливо, неустанно, одолевая ступеньку за ступенькой, идти к этому урочному часу. В семье тугодум Петя и бойкая Катя. Ему пять, а ей четыре. Она уже читать начинает, а Петя еще "совсем дурачок". Ничего. Если каждого вести своим путем, Петя, возможно, будет много глубже Кати. Они ведь разные. И жизнь у них будет разная. Вот и надо вести их к уму, но к уму живому, истинному, к жизни по-разному.
Если ребенок отстает в умственном развитии, не стоит торопиться с переводом его в следующую группу яслей или детского сада. Не стоит и задерживать его в младшей по возрасту группе, коль скоро он созрел для такого перехода. Если он не посещает дошкольное учреждение игра на равных пока получается у него только с младшими детьми, пусть играет с ними, ибо среди сверстников он быстро ощутит свою несостоятельность, его станут обижать и отвергать. Его упорно готовят к игре с равными по возрасту, ибо время не ждет, и он встретится со сверстниками, когда ощутит себя уже более или менее своим среди своих.
По этим же причинам не следует торопиться и со школой. Задержка умственного развития - прямое показание для того, чтобы отложить на год поступление в школу. В противном случае такому ребенку закономерно грозят унижение, нервность, закомплексованность или трудность. Но и терять этот невольно пропущенный год нельзя. Дети с задержкой умственного развития до тех пор, пока она не будет преодолена, не знают летней беззаботности. Месяц отдыха в июне, а в июле и августе - по пять уроков в день, с утра или вечером. Когда они учатся в школе, каникулы в течение учебного года используются только для того, чтобы догнать класс и усвоить учебную программу. Поучился, повторил, понял - можно и поиграть с детьми.
В итоге ребенок из режима учебы не выйдет (ему нельзя терять одну-две недели после каникул, вживаясь в школьный ритм), и не забудет пройденного, и наверстает упущенное. Большей радостью для него будет, когда он сможет, прибежав из школы, сообщить: "Мама, никто не знал, а я поднял руку!" Дело здесь не в отметке, даже не в знаниях, а в том, что он скажет это с гордостью. Одноклассница Маша попросит его помочь ей решить задачу, пойдет рядом с ним после уроков, учительница впервые улыбнется ему, и он, наконец, улыбнется. И родители - тоже...
При задержке умственного развития применяют стимулирующие, укрепляющие нервную систему, улучшающие кровоснабжение головного мозга препараты. Мы предлагаем ряд средств, которые, посоветовавшись с участковым врачом, чтобы исключить индивидуальные противопоказания к их применению, можно использовать как стимулирующие умственное развитие ребенка.
Крапива двудомная (аптечная) - одну десертную ложку молодого высушенного крошеного листа заливают одним стаканом крутого кипятка и кипятят на медленном огне 5 минут в эмалированной посуде, плотно прикрытой крышкой. Отвар процеживают и принимают по 1/3 стакана три раза в день после еды в течение полутора месяцев. Курс можно повторить через шесть месяцев. Назначается детям с трех лет.
Экстракт элеутерококка - применяют внутрь из расчета по одной капле на год жизни ребенка (можно по две капли на год жизни), после ночного и дневного сна (после школы) в течение одного месяца. Курс лечения можно повторить через шесть месяцев. Назначается детям с полутора лет.
Апилак (маточкино молочко пчел) - по таблетке под язык (или в виде свечи в задний проход), утром и днем в течение 12-24 дней. Курс лечения можно повторить через год. Назначается с полутора лет.
Слегка поджаренный желток одного куриного яйца через день. Курс - три месяца. Лимон (по две дольки) в день, можно в сахарной пудре. Курс - два месяца. Смесь из тертой моркови (одна столовая ложка) - принять после посещения детского сада или школы. Курс - месяц. Повторить курс лечения через четыре-шесть месяцев.
Массаж спины (участок между лопатками) - мягко, подушечками пальцев кисти, по часовой стрелке, в течение 10-15 минут. Курс - две недели. Повторить курс через шесть месяцев.
Ножные горячие (42° С) ванночки с чайной ложкой сухой горчицы (при переносимости) длительностью до 15 минут через день, всего 14 процедур. В конце процедуры массируют кончики пальцев (подушечки) в течение трех минут (сразу на обеих ступнях, двумя руками), после чего в течение минуты делают ладонями массаж нижней трети голени по внутренней поверхности обеих ног снизу вверх, энергично, до ощущения расслабления икроножных мышц. Затем ополаскивают ноги чистой водой, вытирают их и надевают на 30 минут носки из хлопка или шерсти (без синтетики).
И, наконец, прием витаминов группы В (особенно В6) в детских возрастных дозах. Обычная продолжительность курса - две недели. Курс повторить три раза в год. При приеме с целью стимуляции нервной системы время года не имеет значения.
Лесная земляника и черника в период их созревания по одному стакану (250,0) в день и по одной чайной ложке ядер грецкого ореха раз в день, курс - месяц (проводить дважды в год). В зимний сезон используется лист лесной земляники. В диете необходимо использовать бобовые, цветную капусту и печень как источники фолиевой кислоты.
|