Деловая игра «Современные педагогические технологии развития связной речи дошкольников»
материал

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов  в вопросе развития навыков связной речи у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ровеньский детский сад №3 комбинированного вида Белгородской области»

Деловая игра

«Современные педагогические технологии развития связной речи дошкольников»

                                                                                           Подготовила и провела:

                Демирбекова С.К.,

                воспитатель

                                                    2023г.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов  в вопросе развития навыков связной речи у детей дошкольного возраста.

Ход деловой игры:

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».О.С.Ушакова

        -Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я  рада  приветствовать вас на нашем педагогическом совете. И сегодня, я хотела бы с вами провести небольшую деловую  игру по развитию речи «Современные педагогические технологии развития связной речи дошкольников». Но в начале, раскрою актуальность темы.

        Проблема развития речи является одной из актуальных.

        Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

        С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений  и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.         

        На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

        Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений.

        Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.  

         Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.  

        Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.  

        Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

        Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться  с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

В странах Африки  до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные  к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию.

        - Итак, коллеги, предлагаю вам перейти к игре. Предлагаю вашему вниманию первое задание.

Задание 1. «Разминка»

        - Коллеги, какие технологии по  развитию связной речи вы знаете? (по очереди)

МНЕМОТЕХНИКА, МОДЕЛИРОВАНИЕ, СИНКВЕЙН, ЛОГОТИМИКА, СКАЗКОТЕРАПИЯ, СТОРИТЕЙЛИНГ, СТРАЙЛИТИНГ, ТРИЗ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ВОСКОБОВИЧ, КОЛЛАЖ…

Задание 2. «Блиц - опрос»

Ответьте на поставленный вопрос:

1.

  • Назовите формы связной речи (диалогическая и монологическая)
  • Основная функция развития связной речи(коммуникативная)

2.

  • Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы,

создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, составление рассказов по картине).

  • Назовите структуру повествования (завязка, развитие действия, кульминации, развязка)

3.

  • Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией(диалог)
  • Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)

4.

  • Новая технология в развитии речи дошкольников, представляющая собой нерифмованное стихотворение из 5 строк, составленное по  определенным правилам (синквейн)
  • Технология, суть которой состоит в  воспроизведении существенных свойств изучаемого средства, создании его заместителя и работу с ним (моделирование)

5.

  • Технология, представляющая собой совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций (мнемотехника)
  • Технология творчества, цель которой – стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно (ТРИЗ)

Задание 3. «Изобрази пословицу»

        - А сейчас, коллеги, вам необходимо будет изобразить пословицу с помощью схемы.

(Один педагог выбирает пословицу, изображает ее с помощью схемы, остальные  должны отгадать пословицу по схеме)

"Любишь кататься - люби и саночки возить"

"Семь раз отмерь, один раз отрежь"

" Не имей сто рублей, а имей сто друзей"

"Без труда не вынешь и рыбку из пруда"

"Дерево богато плодами, а человек друзьями! "

«Яблочко от яблоньки недалеко падает»

«Под лежачий камень вода не течет»

"Что написано пером, не вырубишь топором"

Задание 4. «Составь мнемотаблицу»

- Предлагаю вам составить мнемотаблицу к стихотворению:

  1. Жил – был грибочек,

Дом его кусточек.

Была у него ножка,

Ножка без сапожка.

Была у него шляпка.

Нашли его ребятки.

Грибочек сорвали,

Бабушке отдали.

Бабушка суп сварила,

Ребяток угостила.

  1. У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Под кустами еж колючий

Нагребает листьев кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло уютно в нем.

Задание 5. Мнемотехника

        - А сейчас, уважаемыеколлеги, предлагаю вам по мнемотаблице вспомнить известные стихотворения и рассказать их. 

«Зайка»

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

«Кораблик»

Матросская шапка,

Веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке,

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:

- Прокати, капитан!

Задание 6.Сторителинг

        - Итак, следующее задание сторителинг - это рассказывание историй от своего имени.

Игра “Длинная история”.

        - Итак, правила игры: каждой команде раздаются поровну предметные карточки. Дается время на рассмотрение карточек, команда придумывает название рассказа и начинает его рассказывать. Первый игрок выкладывает на стол карточку и придумывает предложение, в котором упоминается изображённый на карточке предмет, второй игрок выкладывает свою карточку и тоже составляет предложение, чтобы оно с предыдущим образовывало связный рассказ и т. д.

1 команда - море, дети, туча с дождем, черепаха, корабль, матросы, капитан, морское дно, компас, дельфины.

2 команда – лес, солнце, гном, домик, дерево, волк, девочка, мальчик, собака, сундук.

Задание 7. «Переведите пословицы на русский язык»

Сын леопарда - тоже леопард (Африка).

/яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)

/шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)

/В тихом омуте черти водятся/

Молчаливый рот  - золотой рот (Германия)

/Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)

/Язык до Киева доведет/

Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)

/Обжегшись на молоке, дует на воду.

Подведение итога.

- Уважаемые коллеги! В заключение нашей встречи, хочется пожелать вам полёта фантазии, душевного равновесия, творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников"

"Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выр...

Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников

1. Актуальность проблемы. "Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, ...

Педагогические технологии развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников

Педагогические технологии развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольниковДошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления ...

Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников»

Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речикак условие развития речевых способностей дошкольников»...

"Педагогические технологии развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников"

Данный материал предназначен для работы по развитию речи  с дошкольниками....