«Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному»
статья (младшая группа) на тему
Материалы для выступления на родительском собрании (проведенном в форме круглого стола)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cherez_krasivoe.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы для выступления Ильиной Т. М. на родительском собрании (проведенном в форме круглого стола)
«Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному»
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые... Педагогов настораживает тот факт, что они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, их интересы однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры... А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самим себе?
Воспитание сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей. Как это делать? С помощью культуры и красоты, пропуская их через свою душу и сердце к душе и сердцу ребенка. Духовное и материальное благосостояние государства и общества зависит от тех основ, которые мы заложим в сознание и сердце детей.
«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», — говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой, прекрасным! Природа, произведения искусства, литература - все это может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! А сколько чудесных подвигов в легендах и былинах о народных героях!
Очень важно понять, что не воспринятая красота не действует, она как бы не существует. Но она есть, ее гораздо больше, чем мы слышим, чем мы видим. Все дело в нашем умении замечать, чувствовать, понимать красоту. Можно сколько угодно стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот природы и при этом не почувствовать красоту, не восхититься ею. В таком случае красота не действует на нас, не делает нас лучше, не спасает. Необходимо научиться ее воспринимать, осознавать, претворять в жизнь.
В деле воспитания красотой на первом месте должно оказаться восприятие красоты. Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность. Внимание есть основа накопления восприятия, первый шаг к развитию восприятия. Направить взгляд ребенка, произнести призывное «Смотри!» - одна из важных задач воспитателя. Без внимания восприятие невозможно. Обратить на себя внимание ребенку помогают красочность, привлекательность, необычность того, что мы ему показываем.
Развивать внимание можно на самых обычных предметах и самыми простыми способами:
- поставить знакомый предмет на новое место и посмотреть, заметил ли это ребенок;
- предложить ребенку, слушая музыкальное произведение, выбрать и проследить звучание одного какого-нибудь инструмента;
- каждый день наблюдать на прогулке, как меняется небо, как ведут себя животные и растения в разное время дня и т. д.
Планомерное развитие в детях внимания, наблюдательности приведет к развитию чуткости восприятия, что само по себе очень важно как первый шаг к нравственности, отзывчивости, эстетической развитости.
Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок, звуков в той или иной форме - выдохом. Мы помогаем ребенку выразиться (выдохнуть) в рисунке, в поделке, игре или слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно – выразить то, что он хочет и как он хочет.
Говоря о воспитании красотой, нельзя не сказать о радости, которая всегда рядом, которая возникает и должна возникать в нас и в наших детях при встрече с красотой, в процессе свободного творческого самовыражения. Эмоциональный подъем, позитивные чувства, возникающие от увиденной или услышанной красоты, от творчества, наверняка благотворно влияют на здоровье.
Задача взрослого — создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств и переживаний. Дети всегда будут любить и долго помнить те места, где они испытали эти прекрасные чувства. Туда их будет тянуть как магнитом — это проверено жизнью.
Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших доступных музеев, выставок, концертов, книг - всего, что несет в себе красоту, тем легче будет воспитывать детей, тем полноценнее будут их развитие и образование.
Условия для воспитания у растущего человека эмоциональной отзывчивости к прекрасному
- Внутреннее убранство помещений детского сада и детской комнаты дома, где живет и воспитывается ребенок, окраска всех поверхностей (стен, потолков, пола) должны быть спокойных тонов, нежелателен диссонанс общего фона с мебелью, игрушками, произведениями искусства, детского творчества.
- Все книги, игрушки, предметы и материалы для разных игр должны соответствовать возрастным, психофизиологическим особенностям детей, быть доступны детям и радовать их не только своей сутью, но и внешним видом.
- Очень продуманно в детские помещения надо подбирать произведения (репродукции) живописи, графики, народного искусства, ведь они важнейший фактор в воспитании эмоциональной отзывчивости к прекрасному.
- В детском саду и дома должны быть красивые комнатные растения, аквариум с рыбками; на участке детского сада должны расти деревья, кусты, трава, цветы.
- Одежда воспитателей, родителей и детей должна быть эстетичной, чистой.
Таким образом, умело созданные условия для воспитания эмоциональной отзывчивости ребенка к прекрасному не только в детском саду, но и дома помогут детям развить художественно-эстетические чувства и способности, а также будут развивать у ребенка интеллект и творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия для воспитания эмоциональной отзывчивости к прекрасному
Условия для воспитания эмоциональной отзывчивости к прекрасному.Создавая условия для воспитания у растущего человека эмоциональной отзывчивости к прекрасному, необходимо знать, что эти условия должны ...
Консультация "Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному"
Советы по воспитанию у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному...
как воспитать у детей эмоциональную отзывчивость к прекрасному?
наше общество сейчас как никогда нуждается в активных и творческих людях. как же разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самим себе?...
УСЛОВИЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ К ПРЕКРАСНОМУ
Умело созданные условия для эмоциональной отзывчивости ребёнка не только в саду, но и дома, помогут детям развивать художественно - эстетичсекие чувства. а также будут развивать у ребёнка интеллект и ...
Педагогический всеобуч «Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному»
Расширение представлений родителей по вопросу нравственно – эстетического воспитания дошкольников....
«ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ К ПРЕКРАСНОМУ»
«Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка. Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а ...
Педагогический всеобуч «Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному»
laquo;Если вы сумеете научить ребенка в младенческие, отроческие годы ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастите человека с высокой культурой чувств...