Консультация для родителей "Пальчиковые игры - важный момент в развитии ребенка дошкольного возраста"
консультация на тему

Иванова Ольга Викторовна

Консультация была организована с целью ознакомления родителей о развивающем воздействии пальчиковой гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx15.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД № 15 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

консультация для родителей

"Пальчиковые игры - важный момент в развитии ребенка дошкольного возраста"

Воспитатель: Иванова Ольга Викторовна

первая квалификационная категория

                                       г. Озёры Московской области

                                                          2013 год

О развивающем воздействии пальчиковой гимнастики.

«Ум ребёнка находится

                                                                                       на кончиках его пальцев».

В.А. Сухомлинский

  На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

  Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышенияработоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокийуровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у негодостаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями знач имости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

  Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии,

то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям?

  Пальчиковая гимнастика, игры, ручной труд способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

  Самый благоприятный период для развития речи -до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

  Занятия пальчиковой гимнастикой, игры и упражнения для развития мелкой моторики помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

- перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

- выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;

- при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

- выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;

- не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;

- вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;

- никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;

- стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что- то неправильно, поощряйте успехи.

Что  происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой, ручным трудом, изготовлением поделок и работ из различных материалов?

1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.

3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.

4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты психические функции, речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Здоровый образ жизни - важное условие физического развития ребенка дошкольного возраста".

В статье представлен материал, способствующий формированию здорвого образа жизни у детей дошкольного возраста....

Статья. Здоровый образ жизни - важное условие физического развития ребенка дошкольного возраста.

Принципы,на которых основан здоровый образ жизни ребёнка дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Пальчиковые игры - важный момент в развитии ребенка дошкольного возраста"

Пальчиковые игры - важный момент в развитии ребенка дошкольного возраста...

Хореография как важная составляющая творческого развития ребенка дошкольного возраста

Среди множества форм творческого развития детей дошкольного возраста можно выделить хореографию, так как она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетическ...

Консультация для родителей «Игра — важная роль в развитии ребенка»

Консультация для родителей «Игра — важная роль в развитии ребенка»...

Здоровый образ жизни - важное условие физического развития ребенка дошкольного возраста.

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий ...