Хореография как важная составляющая творческого развития ребенка дошкольного возраста
статья
Среди множества форм творческого развития детей дошкольного возраста можно выделить хореографию, так как она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного развития духовного мира. Занятия танцем не только учат понимать, но и создавать прекрасное. Они развивают образное мышление и фантазию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
horeografiya_kak_vazhnaya_sostavlyayushchaya_tvorcheskogo_razvitiya_rebenka.docx | 37.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Хореография как важная составляющая творческого развития ребенка дошкольного возраста
Музыкальный руководитель
МАДОУ № 21 «Искорка», г. Бердска
Бочкова Е.В.
Движение в жизни ребенка занимает важное место. Во-первых, движение способствует физическому развитию, во-вторых, в движении ребенок познает окружающий мир, и, наконец, прыгать, скакать и бегать любит каждый малыш. А, если к движению добавить игровые элементы и хорошую музыку, творческий процесс станет намного ярче и интереснее. Поэтому каждый музыкальный руководитель старается украсить свои занятия хореографией.
Хореография в ДОУ не ставит задачу дать детям профессиональное хореографическое образование. Задача преподавателя - научить детей правильно координировать свои движения, познакомить с основами танцевальных движений, привить вкус к хорошей музыке, научить понимать смысл танца и передавать его. Но можно считать, что занятия хореографией в ДОУ могут стать первой ступенькой на пути к большому искусству. А, значит, каждый руководитель должен в ходе занятий выявлять талантливых детей и рекомендовать родителям этих детей более серьезные занятия хореографией.
Плюсы от занятий хореографией.
- Дети любят много двигаться, играть. Через движения и игру можно больше узнать об окружающем мире.
- Движения под музыку развивают мелодический и ритмический слух. Правильный подбор музыкального материала помогает познакомить детей с хорошей музыкой. Малыши учатся понимать музыку и передавать ее настроение в танце.
- Развивается память (ребенку необходимо запоминать движения, их последовательность, определенные музыкальные фрагменты).
- Вырабатываются такие качества, как внимательность, настойчивость в достижении цели.
- Танец – это своеобразная зарядка, которая способствует хорошему физическому здоровью и укрепляет иммунитет.
- Танцующие дети имеют красивую осанку, они более общительны, раскованы, свободно двигаются.
- На занятиях дети получают хороший заряд позитивной энергии, что настраивает их на дальнейшую творческую работу.
Основные принципы преподавания хореографии в ДОУ
В процессе занятий в ДОУ я использую удивительную способность хореографического искусства через движение, музыку, театр воздействовать на физическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка.
Я твердо убеждена, что хореграфией должны заниматься все дети – способные и неспособные. Все плюсы от занятий, о которых говорилось выше, помогут развиваться любому ребенку. Разница будет в степени усвоения, в скорости усвоения. Большая роль здесь отводится музыкальному руководителю, который должен правильно подобрать материал, продумать ход занятий, заинтересовать каждого ребенка и помочь ему раскрыть свои способности. Преподаватель, который любит детей и свою работу, сможет открыть талант в каждом ребенке.
Первый год обучения (средняя группа)- подготовительный. Этот период можно назвать психологическим, так как дети и преподаватель учатся понимать друг друга. Очень важно на этом этапе помнить: авторитет руководителя не должен подавить творческое начало у детей. Раскрывая индивидуальные способности ребенка, правильно выстраивая работу с ним, руководитель получит хороший результат.
Первое, чему необходимо научить детей, - ориентироваться в пространстве. Дети должны уметь находить свое место в зале, не сбиваться в кучу, не мешать друг другу выполнять заданные движения. Постепенно детей нужно приучать не просто повторять за руководителем движения, а делать их осознанно. И для этого лучше строить занятия в игровой форме.
Некоторые дети боятся сцены и, если во время выступления попадают на первый план, теряются, забывают движения, могут расплакаться. Руководителю обязательно нужно учитывать особенности ребенка при выстраивании хореографической композиции. А в дальнейшем помочь ребенку преодолеть страх сцены.
Для первого года обучения рекомендуем музыкально-ритмические упражнения. Двигаться в этом возрасте естественно и полезно. А если эти упражнения сделать в форме игры( что так любят дети)- это будет очень увлекательно. Стойкий интерес детей к занятиям хореографией поможет в дальнейшем ставить более сложные задачи и успешно с ними справляться.
При работе над движениями я предлагаю методику «широких жестов». Дети 4-5 лет в силу своих физических особенностей испытывают трудности при выполнении некоторых упражнений(сложно высоко поднимать ногу с согнутым коленом, трудно держать вытянутыми руки). Все движения и жесты исполняемые педагогом должны быть «широкими», с большой амплитудой. Например: если ставим ногу на пятку, то через согнутое колено, на место также через колено; если «качалочка» руками – то высоко над головой, сильно вытягивая руки. Движение должно быть таким, чтобы исполняя его, ребёнок смог почувствовать энергию и силу, которая из него выходит. Главное не принуждать ребёнка к точному заучиванию движений, а предложить ему такие движения и упражнения, которые он будет выполнять с удовольствием. «Методика широких жестов» применяется на протяжении всего курса обучения хореографии в ДОУ.
Музыкально - ритмические композиции в средней группе исполняются в основном в линейном положении, и обязательно вместе с педагогом. Следует отметить, что в этом возрасте все танцевальные или музыкально – ритмические композиции не требуют полного запоминания. Должно быть только совместное исполнение со взрослым. Если идёт постановка танцевальной композиции с завязкой, действием, кульминацией – то разумнее поручить роль героя в этом танце взрослому . Так детям будет легче «проигрывать» эту композицию. На этом этапе для детей лучше, если они будут играть в «танец», а не исполнять его.
Второй год обучения (старшая группа)
Осваиваем упражнения на развитие координации. В игровой форме закрепляется понятие правой и левой руки, правой и левой стороны, объясняется разница между линейным исполнением движений и исполнением движений лицом друг к другу в парах. В этом возрасте начинается работа над развитием ориентации в пространстве: вперёд, назад, в стороны; основные танцевальные схемы и рисунки с обязательным показом. Вводится осознанное понятие круга как танцевального рисунка (один, два, три круга; внутри, снаружи, зайти в круг, выйти из круга, в кругу, за кругом). Знакомя детей с хореографической терминологий, ориентируя их на определенные схемы, мы упрощаем в будущем работу над более сложными танцевальными композициями.
Также в этом возрасте даётся понятие «точек» зала (4 стены музыкального зала соответствуют 4 танцевальным точкам), в дальнейшем это облегчит изучение различных поворотов.
Постепенно преподаватель отказывается от показа движений, предоставляя детям самостоятельно исполнять танец.
Третий год обучения хореографии в ДОУ (подготовительная группа) направлен на закрепление функции запоминания, на развитие логического мышления, на развитие грациозности, эмоциональности и выразительности исполнения движений, а также на развитие умения импровизировать в танцевальной деятельности. Теперь при создании танцевальной композиции можно использовать не только знакомые заготовки. Необходимо «включать» творческий потенциал детей и подключать их к созданию танца. Таким образом, мы поможем творчески развиваться детям и усилим интерес их к занятиям.
Современные методы и приемы на занятиях по хореографии.
Игроритмика является основой для развития чувства ритма и двигательных материала способностей детей. На занятиях я использую разнообразную музыку. Для большего проникновения и развития эстетического вкуса у детей я подбираю музыку доступную и понятную по содержанию и форме. (Приложение 1)
Игрогимнастика служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при разучивании танцевальных движений: на укрепление осанки; на расслабление мышц; акробатические этюды; мимические упражнения. (Приложение 2)
Игротанцы направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Усвоение детьми навыков движений, овладение правильными способами их выполнения обогащает двигательный опыт, необходимый в разнообразных жизненных ситуациях.
Разнообразие движений в игротанцах даёт мне возможность развивать и совершенствовать быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость воспитанников, что является физической основой красоты тела. (Приложение 3)
Танцевально – ритмическая гимнастика представляет собой образно – танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Все композиции на моих занятиях объединяются в комплексы упражнений для детей различных возрастных групп: «Всадники», «Карусельные лошадки», «Песня короля», «Чебурашка», «Четыре таракана и сверчок», «Хоровод», «Сосулька», «Упражнения с султанчиками», и другие. (Приложение 4)
Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости дошкольника. Детям особенно нравятся упражнения ля развития пластики и гибкости, которые я использую на занятиях: «Маг – волшебник», «Змея», «Ёжик», «Кошечка», «Корзиночка», «Лягушка», «Лодочка», «Буратино», «Мостик», «Палочка». Дети с удовольствием входят в образ, радуясь превращениям. (Приложение 5)
Пальчиковая гимнастика. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов, поэтому я сочетаю упражнения с логоритмикой. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. В своей работе я широко использую упражнения для ладоней и пальцев рук с грецкими орешками, шариками, шишками, коррекционными мячиками. (Приложение 6)
Игровой самомассаж. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения как «Дождик-дождик», «Ладушки - ладошки», «Ручки», «Кисонька», «Капуста», «Паровоз», «Пчела», «Труба» способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. Для того, чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, я создаю соответствующий эмоциональный настрой. Ребенок играет, лепит, мнет, разглаживает свое тело, при этом проговаривает все свои движения чистоговорками. (Приложение 7)
Креативная гимнастика предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, творческих игр. направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря использованию на своих занятиях элементов креативной гимнастики «Магазин игрушек», «Творческая импровизация», «Море волнуется» я создаю благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и закрепощённости. (Приложение 8)
Хореография предусматривает обучение дошкольников элементам классической хореографии в игровой форме.
В игровой форме дети знакомятся с позициями рук и ноги с элементами классической хореографии. Только посредством игры можно заинтересовать дошкольника к изучению таких элементов как деми-плие (маленькое приседание) – это подражание лягушке, релеве – нужно подняться на носочки, чтобы кого-то увидеть. Для запоминания позиций ног и рук на занятиях я включаю хореографические игры «Ручки-ручки», «Ножки-ножки», а для подъема стопы – игра «Лети, лети, пушинка». (Приложение 9)
Дыхательная гимнастика. Во всех возрастных группах неотъемлемой частью занятия является дыхательная гимнастика, которая помогает детям восстановить дыхание, расслабиться. Это такие упражнения, как: «Волны шипят», «Насосы», «Шарики», «Вороны». (Приложение 10)
Музыкально – подвижные игры. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации.
В конце каждого занятия я провожу музыкально – подвижные игры интенсивной и малой подвижности, это зависит от насыщенности занятия. Дети их очень любят, предлагая новые правила. Игры подбираю согласно сюжету занятия – «У медведя во бору», «Рыбачок», «Караси и щука», «Лягушки и цапля», «Трансформеры», «Автомобили», «Пугало».
Несомненно, что занятия хореографией в ДОУ являются положительным моментом в воспитании и развитии ребенка. Ценным представляется то, что такие занятия одновременно воспитывают, учат, помогают развиваться физически , эмоционально и являются интересными и любимыми детьми.
Приложение 1
Ритмическая игра «Ёжик и барабан!
На слова «бум» дети ударяют ладонями по коленям.
С барабаном ходит Ёжик – бум – бум – бум!
Целый день играет Ёжик – бум – бум – бум!
С барабаном за плечами – бум – бум – бум!
Ёжик в сад забрел случайно – бум – бум – бум!Очень яблоки любил он – бум – бум – бум!
Барабан в саду забыл он – бум – бум – бум!
Ночью яблоки срывались – бум – бум – бум!И удары раздавались – бум – бум – бум!
Ой, как зайчики струхнули – бум – бум – бум!Глаз до зорьки не сомкнули – бум – бум – бум!
«Часы»
Бьют часы на башне: Бим! Бом! Бим! Бом!
(ударяют обеими кулачками по коленям половинными длительностями)
А стенные поскорее! Тик – так! Тик – так!
(качают руками – стрелками» вправо – влево четвертными)
А карманные спешат Тики – таки! Тики - таки! Тики – таки – так!
(поочередно шлепают ладонями по коленям в ритме 8 длительн.)
Приложение 2
Игровая гимнастика
«Сидит старый дед»
Сидит старый дед, ему 100 лет. (Дети сидя опускают вниз плечи)
А мы ребята - дошколята и мы сидим вот так (выпрямляются, спина ровная, руки на поясе)
«Стойкий оловянный солдатик»
На одной ноге постой-ка, будто ты
солдатик стойкий! Ногу правую к груди,
Да, смотри, не упади!
А теперь постой на правой,
Если ты солдатик бравый!
«Я веселый пятачок»
(перекаты на спине вперед - назад, вправо - влево)
Я – веселый Пятачок, акробат отличный!
Хвостик – маленький крючок, голосок приличный!
Поросенок я лесной,
бара – бара – банчики!
Кувыркайтесь все со мной, кабаны – кабанчики!
«Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо (повороты головы)
А потом наклон вперед, там немного отдохнет.
Шея не напряжена, а расслаблена!
«Крапива»
В огороде сиротливо пригорюнилась крапива.
Может, кем обижена? Подошел поближе я, а она – то, злюка, обожгла мне руку!
Приложение 3
Игровые танцевальные движения
«Мы пойдем сначала вправо» (движения согласно тексту)
Мы пойдем сначала вправо -1, 2, 3.
А потом пойдем налево – 1, 2, 3.
А потом мы все сойдемся – 1, 2, 3.
А потом все разойдемся – 1, 2, 3.
А потом мы все присядем - 1, 2, 3.
А потом все дружно встанем - 1, 2, 3.
А потом все улыбнемся - 1, 2, 3.
А потом мы все станцуем, посмотри!
«Стирка» (движения согласно тексту)
Мы платочки постираем,
Хорошенько их потрем!
А теперь их пополощем!
Хорошенечко встряхнем!
Наши чистые платочки на веревку отнесем!
А теперь мы их погладим,
вот как весело живем.
«Ковырялочка»
Ставлю ногу на носок, а затем на пятку.
И три разу постучу, глядя на ребяток!
«Топотушки»
В гости к нам пришли зверюшки, им покажем «топотушки»,
Постучим мы ножками, протопчем к ним дорожку.
Приложение 4
Танцевально – ритмическая гимнастика
«Паровозики» (музыка диско)
Паровозик едет – едет (8 шагов с высоким подниманием бедра)
А потом как загудит (переминаясь с ноги на ногу, правая рука согнута в локте и поднята наверх, поднимаем вверх-вниз – «гудим»)
Что-то тесно стало нам (переминаясь с ноги на ногу, «толкаемся» правым локтем в сторону, затем левым)
Расходитесь по домам!
В окно мы маму увидали, и вот так ей помахали (ноги на ширине плеч, «качалочка», поднимая поочередно руку наверх – «машем»)
Воздушный поцелуй пошлем! (Посылают воздушный поцелуй вправо, влево)
Спать мы ляжем, отдохнем! (наклонили голову вправо, слегка присели, положили соединенные ладони под голову)
«Всадники» (Музыка грузинская народная)
И.п. – узкая стойка, ноги врозь.
1-8 – сед на стуле, держась руками за края стула.
1-2 – поднять ноги прямые вверх, опустить (7 раз)
1-8 – 8 хлопков перед собой на каждый счет
1-6 – руки вверх, потянуться.
7-8 – руки на пояс.
1-4 – наклон вперед, прогнувшись.
5-8 – сидя прямо, сгибая и разгибая руки, кисти в кулак, имитировать скачку.
1-8 – 8 шагов поднимая колени
1-16 – встать, подскоки вокруг стула – «вожжи»
1-8 – прыжком сесть верхом на стул, руками взяться за спинку.
1-8 – изобразить скачку на лошади.
Приложение 5
Игропластика
«Маг- волшебник»
Я – маг-волшебник (сидя по - турецки)
Вперед наклонюсь – меня не видно станет (наклон вперед).
А захочу – в льва превращусь (сед на пятках, упор на кисти, высунуть язык – «А»)
Или в акробата (стоя наклон вниз, колени прямые) Змеей прогнусь (лежа на животе, упор на кисти рук), головой поверчу (повертеть головой вправо-влево)
А если надо будет – котенком свернусь (лежа на боку, свернуться клубком). Как здорово это, однако!»
«Котенок»
-Мы котенка увидали, мяу – мяу –мур – мур – мур!(стоя на четвереньках)
Котенок спинку выгибает (выгнули спину, позвоночник тянуть к потолку)
И красиво прогибает (прогнулись, голова вверх). Котенок умывается (сидя на пятках, имитировать «умывание»). И хвостиком играется (на четвереньках, «виляют» хвостиком»). Наш котеночек устал (стоя на коленях, потянуться верх). Лег на бок и задремал (лечь на бок «уснуть»). Вот котята и проснулись, (потянулись)
На спинку все перевернулись, (на спине), лапки вверх подняли дружно, (машут руками и ногами) Помурлыкать, значит, нужно! (мяукают).
Приложение 6
Пальчиковая гимнастика
«Осень»
Ветер по лесу летал
(дети плавно машут кистями рук)
Ветер листики считал:
(поочередно загибают пальцы)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой,
Вот последний лист с осинки,
Ветер бросил на тропинку (машут кистями
рук, как бы сбрасывают листву)
«Мышка»
Мышка в норку пробралась (шагать пальчиками по коленям)
На замочек заперлась (зацепить указательные пальцы обеих рук как цепочку)
В дырочку глядит (сделать колечко из большого и указательного пальцев и посмотреть в колечко)
Кошка не бежит? (ладонь руки поднести ко лбу – козырек, вглядываясь вдаль)
Приложение 7
Игровой самомассаж
«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем!
«Кисонька» (с элементами логоритмики)
Са – са - са – кисонька – краса! (поглаживание шеи ладонями)
Сы – сы - сы – у кисоньки усы! (указательными пальцами поглаживать
переносицу)
Иса - иса – иса – бантиком играет киса (погладить себя по голове)
«Паровоз» (с элементами логоритмики)
Дети встают друг за другом «паровозиком».
Паровоз кричит «Ду-ду! Я иду, иду, иду» (поколачивание кулачками)
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так – так – так! (похлопывание ладошками)
«Так – так – так! (поглаживание ладошками)
Приложение 8
Креативная гимнастика
«Магазин игрушек»
Дети идут по кругу со словами:
Динь, динь, динь! Динь, динь, динь!
Открываем магазин!
Заходите, заходите, выбирайте, что хотите!
Продавец (преподаватель) спрашивает покупателя (ребенка), что он хочет купить. Покупатель отвечает: «Куклу». Все дети изображают кукол. Покупатель выбирает ту куклу, которая ему больше всего понравилась.
«Лиса и лисята»
Раз, два, три – повернись, все в лисяток превратись!
Ну, вот, теперь вы все лисята, мои хитрые ребята,
Покажите все хвосты - очень дивной красоты.
Лапки так как я сложите, на охоту выходите!
Будем курочек искать и цыпляток мы пугать!
(Дети входят в образ лис, ходят походкой лисы, высматривают цыплят)
Педагог: А теперь повернись, все в ребят превратись!
Приложение 9
Обучение элементам классической хореографии
«Ножки, ножки»
Ножки, ножки, начинаем движенье!
Выучите, ножки, наши упражненья!1 позиция ног! Ножки спрашивают: Первая?
Отвечают: Первая! (дети ставят ноги в 1 позицию)3 позиция ног!
Ножки спрашивают: Третья? Отвечают: Третья! (дети ставят ноги в 3 позицию)
6 позиция! Ножки спрашивают: Шестая? Отвечают: Шестая!
А шестая позиция очень простая! (дети ставят ноги в 6 позицию)
«Ручки, ручки»
Ручки, ручки, начинаем движенье,
Выучите, ручки, наши упражненья! Подготовительная позиция!
Ручки спрашивают: Подготовительная?
Отвечают: Подготовительная! (руки в подготовительную позицию)
Первая позиция! Ручки спрашивают: Первая? Отвечают: Первая! (руки в первую позицию)
Вторая позиция! Спрашивают: вторая? Отвечают: Вторая! (перевести руки во вторую позицию)
Третья позиция! Спрашивают: Третья?
Отвечают: Третья! (перевести руки в третью позицию). А третья позиция очень простая!!!
Приложение 10
Дыхательная гимнастика
«Шарик»
Воздух мягко набираем, красный шарик надуваем!
Пусть летит он к облакам, помогу ему я сам!
«Отдыхаем».
Будем все мы отдыхать, будем глазки закрывать. Глазки закрываются, тело расслабляется.
Дышим мы легко… Дышим глубоко… Отдыхают наши ножки, расслабляются…
Отдыхают наши ручки, силы набираются… Дышим все легко… Дышим глубоко…
Все мы расслабляемся… Силы набираемся…
Мы приехали, друзья! В группу нам идти пора!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК ОСНОВА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Статья "Здоровый образ жизни - важное условие физического развития ребенка дошкольного возраста".
В статье представлен материал, способствующий формированию здорвого образа жизни у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей "Пальчиковые игры - важный момент в развитии ребенка дошкольного возраста"
Консультация была организована с целью ознакомления родителей о развивающем воздействии пальчиковой гимнастики...
Статья. Здоровый образ жизни - важное условие физического развития ребенка дошкольного возраста.
Принципы,на которых основан здоровый образ жизни ребёнка дошкольного возраста....
Консультация для родителей "Пальчиковые игры - важный момент в развитии ребенка дошкольного возраста"
Пальчиковые игры - важный момент в развитии ребенка дошкольного возраста...
Сон - важная составляющая режима дня ребенка дошкольного возраста.
Консультация для родителей....
Здоровый образ жизни - важное условие физического развития ребенка дошкольного возраста.
Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий ...