Взаимодействие ДОУ с семьей по теме «Сенсорное воспитание детей»
материал (младшая группа) по теме

Терентьева Анна Анатольевна

Взаимодействие ДОУ с семьей по теме «Сенсорное воспитание детей»  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ с семьей по теме «Сенсорное воспитание детей»

Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание.    Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:    

  •  является основой для интеллектуального развития;
  • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  • развивает наблюдательность;
  • готовит к реальной жизни;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание;
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

    Период от 1,5 до 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Соответственно, именно в этом возрасте возникает необходимость начала воспитания сенсорного развития детей.  

Важное значение в воспитании детей имеет не только ДОУ, но и сами родители.  

Первое, что должны знать родители – это как организовать предметно-развивающую среду в семье по сенсорному воспитанию детей. Мной были разработаны методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье. Этот материал был размещен в рубрике устного журнала.  

Следующим этапом по развитию сенсорного воспитания детей является  - уголок для родителей по теме «Сенсорное развитие в семье».

И, наконец, в заключительном этапе я планирую проведение собрания на тему «Сенсорное воспитание», на котором пытаюсь донести до родителей мысль о значении сенсорного воспитания в целом и показываю презентацию о том, как я занимаюсь сенсорным воспитанием детей в разных видах деятельности.  

А теперь я предлагаю вашему вниманию несколько игр для сенсорного развития в младшем возрасте, которые можно предложить для совместных игр с родителями в домашних условиях.

1. Игра «Воздушные шары»
Цель: способствовать формированию у детей цветовых представлений, обучать соотносить цвета разнородных предметов.
Показать детям картонную полосу, к которой прикреплены разноцветные нитки. Дети должны для нитки определенного цвета подобрать соответствующий шарик.   

2.Игры с прищепками 1

Цель: развивать  мелкую моторику, творческие способности.

Прищепки-обучалки, сказки с прищепками, прищепки-игрушки, щипчики-прищепки, делаем солнышко, елка.

3.Игры с пробками

Цель: развивать  мелкую моторику, творческие способности

Желтая сказка.  Перед ребёнком кладётся картинка и читается сказка:

"Однажды утром из яйца вылупился маленький цыплёнок. У него была жёлтая голова, жёлтый животик, жёлтые лапки, и даже хвостик у цыплёнка был жёлтый. Жёлтое солнышко улыбнулось цыплёнку и сказало:

- Здравствуй, цыплёнок! Давай я тебя согрею моими жёлтыми лучами.

- Спасибо, жёлтое солнышко! - ответил вежливый цыплёнок, и солнышко согрело его.

Тут цыплёнок увидел жёлтые одуванчики, которые кивали ему жёлтыми головками:

- Здравствуй, цыплёнок! - сказали одуванчики, - какой ты пушистенький и жёлтенький! Ты так на нас похож, мы хотим с тобой дружить!

- Здравствуйте, одуванчики, я тоже хочу с вами дружить, - ответил цыплёнок - но я очень хочу кушать.

Тут жёлтый колосок уронил на землю жёлтые зёрнышки и сказал:

- Кушай, цыплёнок!

- Спасибо, колосок! - сказал цыплёнок.

Цыплёнок очень обрадовался, что у него так много друзей: жёлтое солнышко, жёлтые одуванчики и жёлтый колосок".

Эта сказка, как вы видите, обучает ребёнка вежливости, учит, что окружающий мир может быть к нему добрым, а также закрепляет знание жёлтого цвета.

Прочитав сказку, вы показываете ребёнку кучку уже заранее отобранных жёлтых пробок и говорите: "Давай теперь украсим нашу картинку. Вот жёлтый цыплёнок, у него жёлтый животик и жёлтая голова. Смотри, я беру жёлтую крышечку и ставлю её вот сюда. Смотри, какой животик получился! Жёлтенький животик, как красиво! Вот тебе ещё крышечки, куда их надо поставить?" Задача ребёнка - самому поставить оставшиеся две-три крышечки. Можно тут же повторить сказку ещё раз. На первый день этого достаточно. На следующий день вы опять обращаетесь к этой же сказке, но теперь малыш должен заполнить картинку самостоятельно, выбрав жёлтые крышечки из кучки разноцветных крышек. Только уберите временно оранжевые и лимонные крышки - они могут запутать. На каждую сказку уходит два-три занятия, после чего на тот же цвет вводится новая, но где нужно закрыть крышками уже больше кружков. Потом можно переходить к новому цвету. Для закрепления знаний полезно периодически возвращаться к старым сказкам.

Итак, сенсорное воспитание действительно является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного  процесса не только в ДОУ, но и дома, поэтому есть необходимость внедрять его в практику.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в процессе сенсорного развития детей "

Актуальность и формы взаимодействия воспитателя детского сада с родителями...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ...