Родительское собрание:« О слове, о речи, о культуре общения».
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_sentyabr.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ДС »Колкольчик»
Родительское собрание
«О слове, о речи, о культуре общения»
Подготовила:
Николаева С.А.
г.Волгодонск
Родительское собрание
«О слове, о речи, о культуре общения»
Сегодня наш разговор - о слове, о речи, о культуре общения.
Давайте дадим определения, что такое слово, речь, язык, общение и культурные нормы.
Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией.
Речь – средство передачи мыслей и чувств.
Общение – это способ жизни человека.
Культурные нормы – это привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, табу.
Задумывались ли вы над тем, что означает слово «язык»?
Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газеты, журнал и понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли, передает другим. И это происходит благодаря языку.
Язык – это инструмент, им необходимо хорошо владеть.
По манере говорить – интонации, тембру голоса, набору слов и построению фраз мы судим о человеке и таким образом общаемся.
Своеобразие речи каждого человека составляют и его индивидуальный словарный запас, и набор грамматических структур, которыми он чаще всего пользуется, и, конечно, же интонации. Чем больше слов в багаже, тем четче, яснее человек может выразить свою мысль, тем убедительнее будут его доводы, тем легче ему общаться с людьми.
Ученые установили, что словарный запас А. Пушкина составлял 22933 слова. У большинства людей словарный запас значительно скромнее – около 4 тысяч слов, по
другим данным не превышает 7-9 тысяч слов. Словом можно укрепить человека в надежде, поддержать в трудную минуту, направить к серьезным жизненным достижениям, но можно внести в его душу сумятицу и неуверенность, привести к беде.
При разговоре важны не только слова, но интонация, с которой они произносятся. Порой обижают и даже оскорбляют не столько слова, сколько тон человека. Одно и тоже слово – в зависимости от того, с какой интонацией оно было произнесено, - может выражать самые разнообразные чувства.
Игра «ДА»
Вот давайте попробуем одно и тоже коротенькое слово « да» произнести по-разному.
громко, тихо, неуверенно, решительно, восторженно, задумчиво, нежно, иронично, торжествующе, разочарованно, с энтузиазмом, скучающе, вопросительно.
Поговорив о словах и интонациях, вернемся к культурным нормам
Культурные нормы – это привычки, обычаи, традиции, нравы, законы.
Всем ясно, что культуру общения одними словами не привьёшь. Если ребёнок слышит, как родители грубо разговаривают друг с другом, видят как накричали на брата, сестру, бабушку,на незнакомого человека, на воспитателя, учителя, то и он позже будет грубить, срывать зло на других людях.
Как правильно обратиться к незнакомому человеку?( ответы родителей)
Обращения вроде «парень», «девушка» хороши далеко не всегда, молодым человеком тоже не всякого назовешь, а обращения «мужчина» и «женщина» просто чудовищны, часто можно слышать: «Эй, дед…» или «Бабуля…». Появляются какие-то «тетки…», «дядьки…» и т.д. Широко распространившееся «дама» не намного лучше. Такая форма обращения не только невежлива, она крайне неуважительна.
«Гражданин» и «гражданка» сейчас звучат «по-милицейски». Что же делать?
Имеет смысл вспомнить, зачем вообще нужны обращения. В большинстве случаев – чтобы привлечь внимание потенциального собеседника, установить с ним контакт. Если это действительно так, и если мы к тому же обращаемся к незнакомому человеку, то практически во всех случаях стоит извиниться. У нашего незнакомца, безусловно, есть какие-то свои дела, свои заботы, свои мысли, а мы к нему обращаемся, значит так или иначе беспокоим. Наши «простите», «будьте любезны», «извините, пожалуйста» окажутся не только формулой извинения, но и способом привлечь внимание, то есть заменяют собой обращение.
Пришла пора поговорить о чистоте речи.
Что же означает чистота речи? Это прежде всего отсутствие в ней лишних слов, «слов-сорняков», «слов-паразитов».
Конечно, в самом языке нет ни одного слова, которое можно было бы так назвать. Такими слова становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие постоянно вставляют в свою речь «любимые словечки»: назовите их («так сказать», «значит», «вот», «понятно», «собственно говоря», «видите ли», «понимаете», «как бы», «типа того», «в смысле», «ну-у», «э-э»).
Вот один пример. Сатирик на поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» наполнил словами – паразитами. Что же получилось? Послушайте: «как говорится, у Лукоморья, типа того, дуб, значит зеленый. Такая история.
Златая, как бы, цепь э-э… на дубе том. Ну-у-у и днем, как бы, и ночью кот, понимаешь, ученый вроде как ходит, в смысле, по цепи, типа там, кругом».
Да, все это вызывает улыбку. Но!
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.
К словам-паразитам относится и нецензурная брань. Неужели нецензурные слова неразделимы с русским народом, его своеобразным характером, речью? (Высказывания родителей).
Ничего подобного! Сравнительно недавно русские считали матерную брань богохульством, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь. А в19 веке на матерщинников смотрели, как на безбожников, антихристов.
В рекламе программы «Прожекторперисхилтон» было такое высказывание:
Почему все-таки слова-паразиты появляются в нашей речи? Это происходит от волнения, неумения мыслить публично, и, наконец, от бедности индивидуального словаря говорящего.
Немаловажное значение имеет правильность речи.
Например:спрашивают «Кто последний?» Выражение относится к числу наиболее спорных, и многих оно обижает. Отсюда и стремление заменить его: «Кто крайний?» В ответ сердито поправляют: не крайний – последний. Многие полагают, будто «последний» имеет значение «плохой, никудышный», и лучше сказать «крайний». Однако можно рассуждать так: в выражении «Кто последний» сохраняется исконное значение слова «последний» - тот, кто идет по следу.
Спрашивая «Кто последний?», человек хочет узнать, по следу кого ему предстоит пройти. Напротив, спрашивая «Кто крайний?»- вы как бы отстраняете его от очереди, уверяя его, что он «на краю», в стороне от ряда и потому вообще нарушает порядок. Тот, кто полагает, что слово «крайний» вежливее, чем «последний», ошибается.
«Одеть» или «надеть» - как правильно?
Здесь все просто: одевают кого-то, надевают что-то (если можно что-то надеть, то можно и снять, если кого-то можно одеть, то можно и раздеть)
Почему люди произносят неправильно слова?
Как только мы слышим из уст «у тебя телефон звОнит», «ложи на место», «то платье красивЕе», то задаемся вопросом: почему люди неправильно говорят? Ведь все когда-то учились в школе, расставляли ударения в словах и протяжно выговаривали их с правильным ударением.
Все дело в том, что в русском языке нет единого правила ударения слов, в отличие от, например, испанского, где выделяют лишь два правила произношения.
Из разных регионов к нам приходят новые слова с неправильным ударением. Так, например, в южном наречии русского языка есть следующие произношения: средствА , понЯл, поднЯл.
Также огромное влияние на язык оказывают наши соседи из Белоруси и Украины. Языки достаточно близки, поэтому часто смешиваются. Особенно это заметно в областях, которые между собой граничат. Вследствие этого в нашей речи рождаются новые варианты произношения слов.
Как только мы слышим исковерканное звучание слова, начинаем сомневаться в себе: «А правильно ли я произношу слова?» Чтобы не вводить себя в заблуждение, мы подобрали для вас самые каверзные слова с неправильным произношением. Именно в этих словах мы чаще всего допускам ошибки.
Как правильно сказать: телефон «звонит» или «звонит»?
Колокол звонит, а телефон звонит.
Кто-то любит апельсиновый сок, а кто-то сливовый. Куда поставить ударение в слове: слИвовый или сливОвый?
Норма ударения в прилагательных, которые произошли от существительных, называющих фрукты и ягоды, - черЕшня/черЕшневый, апельсИн/апельсИновый. Груше и сливе повезло меньше: - то и дело можно услышать «грушОвый», «сливОвый». Такое ударение сегодня считается ошибочным, по норме - грУша/грУшевый, слИва/слИвовый.
А варенье из вишни как правильно назвать? Оказывается, до начала XX века ударение различало значение. «ВишнЕвый» обозначало только цвет, например вишнЕвая шаль (цвета вишни). А то, что приготовлено из плодов вишни, называлось вИшневым: вИшневое варенье, вИшневый сок.
Даже пьеса Чехова сначала называлась «ВИшневый сад», и только потом сам автор перенес ударение на второй слог. Сегодня в литературном языке живет только один, победивший, вариант слова «вишнЕвый».
(Предлагаем родителям памятки «Говорим правильно»)
Таким образом, чтобы в нашей речи не возникало подобных ситуаций, каждому из нас необходимо внимательно следить за собственными словами, учиться правильно говорить. Хорошая речь невозможна без соответствующих знаний. Нельзя знать все, но можно и нужно знать, где найти недостающие знания.
Подводя итог сказанному, хочется отметить, что человек, говорящий правильно и красиво, приятен окружающим. Пусть будет побольше добрых слов в нашем общении. Стократно прав Корней Иванович Чуковский, написавший: «Не для того наш народ вместе с гениями русского слова – от Пушкина до Чехова и Горького – создал для нас и наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощренными, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того нам оставлено
в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы с презрением, забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз».
Итог собрания:
Дорогие родители! В завершении нашей встречи хочу предложить вам игру «Хлопок».
Игра «Хлопок»
Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Получилось? Либо неудобно, либо тяжело и рука устает. Ваши предложения? Нужна вторая ладошка. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – я, другая – вы. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки). При этом вы улыбались. Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок» в жизни. Хлопок – это результат двух ладоней. Взаимодействие воспитателя и родителя, родителя и ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «О слове, о речи, о культуре общения»
Сегодня наш разговор - о слове, о речи, о культуре общения. Давайте дадим определения, что такое слово, речь, язык, общение и культурные нормы. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена...
Родительское собрание на тему: "Формируем коммуникативные навыки – навыки общения» (для детей старшего дошкольного возраста)
Родительское собрание на тему: "Формируем коммуникативные навыки – навыки общения»...
Тема "О слове, о речи, о культуре общения"
О слове, о речи, о культуре общенияТема: «О слове, о речи, о культуре общения»Воспитание человека предполагает не только развитие навыка говорения, но не в меньшей степени и навыка внимательного слуша...
Родительское собрание в средней группе по теме: «Культура общения».
Родительское собрание в средней группе по теме: «Культура общения».Форма проведения - "круглый стол"....
Родительское собрание в средней группе «Вежливость и культура общения»
Родительское собрание в средней группе «Вежливость и культура общения» Цель:Привлечение родителей к совместной работе по овладениюнавыками вежливого общения и культурой речи дет...
Методическая разработка родительского собрания в средней группе на тему: «Культура общения».
Способствовать созданию более тесного контакта между педагогами и родителями....
Родительское собрание на тему "О слове, о речи, о культуре общения"
Задачи собрания:1. Дать возможность родителям задуматься над проблемами воспитания культуры речи у детей2. Привлечь к совместной работе по овладению культурой речи детьми.3. Обогащение социального опы...