Памятки для родителей "Как и что читать детям", "Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок"
материал на тему
Как читать детям сказки? Казалось бы это совсем просто - бери книжку и читай! Но все же в каждом деле есть свои секреты мастерства. Поэтому воспринимать рассказ надо учить - и тогда способность ребенка понимать книги и сказки развивается. Огромную помощь в этом оказывают картинки, кукла-перчатка, правильная интонация голоса и др. По мере того как ребенок растет, постепенно расширяется круг историй, доступных его пониманию, - но только при условии, что надо читать литературу регулярно и в соответствии с его созрастом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как и что читать детям | 28.01 КБ |
Сказка и нравственное воспитание ребенка | 99.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказки дети должны слушать в обстановке, которая помогает более глубокому восприятию сказочных образов, например в тихий вечер в уютной обстановке, на природе. Ребенку, особенно маленькому, необходимо читать вслух, чтобы он мог эмоционально реагировать на прочитанное. Отечественные и зарубежные психологи, проведя многолетние наблюдения, пришли к выводу, что чтение вслух — это основа эмоционально-эстетического восприятия ребенком художественного произведения. Это явление объясняется тем, что у детей младшего возраста чувство преобладает над разумом, размышление и оценка наступают тогда, когда ребенок эмоционально переживет прочитанное.
Сказки должны быть яркими, образными, небольшими. Нельзя давать детям множество впечатлений, так как может притупиться чуткость к рассказанному. Не следует много говорить. Ребенок должен уметь не только слушать, но и молчать, потому что в эти мгновения он думает, осмысливает новое.
Если ребенок еще маленький и не может спокойно сидеть и слушать вас, это не страшно. Во время игры вы, родители, можете рассказывать сказки или истории, ранее прочитанные или же сочиненные. Если малыш полюбил одну из сказок и просит повторять ее снова и снова, нельзя ему отказывать. Придет время, и другая сказка станет любимой.
Неоценимую помощь окажет кукла-перчатка. Дети лучше воспринимают воспитательные моменты сказки, исходящие от этого персонажа, чем от вас, родителей. Кукла-перчатка может жить в особом «сказочном сундучке» вместе с книгой, в которую она «записывает» сказки, и каждый вечер приходить к малышу их рассказывать. После сказки кукла-перчатка может подарить ему что-нибудь на память.
Дети постарше охотно вместе взрослыми разыграют сказочный сюжет по ролям. Если использовать реквизит, например, изготовить костюмы и «декорации», спектакль можно будет показывать гостям на любом семейном торжестве.
Памятка для родителей
«Читаем детям сказки»
Предварительный просмотр:
«Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок» – о нравственном воспитании ребёнка с помощью сказки.
В дошкольном возрасте сказки читаются всем детям. Сказки есть в каждом доме, их любят все. Множество познаний дети черпают из сказок: первые предста-вления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с окружающим миром. Через сказку малыш усваивает добро и зло, дружбу и предательство, отвагу и трусость. Сказки учат сопереживать героям, видеть их мужество, храбрость и стойкость.
С помощью сказки можно научить детей не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные сюжеты, развивать фантазию.
Не зря существует поговорка:
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».
Любая сказка имеет свой «нравственный урок». Мы рекомендуем не просто читать сказки, а обязательно обсуждать сказочную историю, пересказывать, находить параллели с современным миром, с реальными жизненными ситуациями.
Главный смысл сказки – это, какие моральные установки закладываются в душе маленького слушателя.
Нравственные нормы, как добро и зло, хорошо и плохо у детей в возрасте 3-4-5 лет, целесообразно формировать с помощью народных сказок, в том числе о животных. Самые известные сказки о животных помогут родителю показать: как дружба помогает победить зло («Зимовье зверей»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Обсуждайте сказку,
проговаривая ребёнку чувства,
которые испытывают герои сказочных персонажей.
Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дому без разрешения»), но в её содержании всегда заложен глубокий нравственный урок, который они постепенно воспринимают, когда вместе с родителями погружаются в сказочный мир.
В возрасте 5-6 лет подходят волшебные сказки, где главными героями становятся взрослые или дети. Моральные ценности в таких сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены добротой и отзывчивостью, мужеством, смелостью и упорством в достижении цели, красотой и честолюбием, высокими моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.
Сказка учит дружбе, трудолюбию, послушанию, взаимовыручке.
Например, сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить.
Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Снегурочка».
Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк».
Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхва-ляется («Как мужик гусей делил», «Мужик и медведь», забота о близких поощряется («Петушок и бобовое зёрнышко»).
Сказка вводит родителей и детей в сложный мир добра и зла, мир человеческих отношений, учит видеть и понимать себя и других. Наши дети должны вырасти смелыми, стойкими, отважными, иначе они просто не смогут отстаивать принципы добра и справедливости.
Сказка даёт возможность уяснить, что в сюжете или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, а зло было наказано.
Из всего этого следует: морально-нравственное воспитание возможно через все виды народных сказок, потому что нравственность изначально заложена в их сюжетах.
В помощь родителям
памятка
«Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок» –
о нравственном воспитании ребёнка с помощью сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию морально - нравственных качеств у детей младшего возраста: "Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!"
Тематический план мероприятий проводимых в рамках проекта "Сказка - ложь. да в ней намёк - добрым моладцам урок!"...
Викторина для детей 6-7 лет «Сказка – ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок»
Цели: 1. Раскрыть роль сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии ребёнка.2. Обобщить знания детей о сказках, воспитывать доброжелательность, умение работать в команде, соверш...
Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок. По мотивам сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»
Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок.По мотивам сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»Литературное мероприятие для детей 5-7 лет: Сказка П.П. Ершова «Конек-Горбунок»....
сказкотерапия - правила детской безопасности в сказках - "Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок"
материал поможет педагогам и родителям познакомить и закрепить правила безопасности через сказкиматериал разбит на три части: -правила безопасности в сказ- дидактическая игра...
сказкотерапия - правила детской безопасности в сказках - "Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок" (консультация для родителей)
материал поможет педагогам и родителям познакомить и закрепить правила безопасности через сказкиматериал разбит на три части: -правила безопасности в сказ- дидактическая игра...
Что читать детям «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»
В наше время книги отошли на второй план, их заменили, компьютеры, планшеты, телефоны, гаджеты. Родители тоже предпочитают дать ребёнку св...
Проект: «Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» для детей младшей группы
В данном проекте дети учатся в сотрудничестве с воспитателем и родителями творчески подходить к развитию своих речевых способностей. Этот проект рассчитан на детей младшей группы.В этом возрасте у реб...