«Игры с детьми по развитию речи»
консультация (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
«Игры с детьми по развитию речи»
Развитие речи – одно из важнейших направлений педагогической работы детского сада, обеспечивающее своевременное психическое и личностное развитие ребенка. И многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей более старшего возраста кроются в условиях их жизни в первые три года. На третьем году потребность в общении и развитие разнообразных форм речевого общения становится необходимым условием психического развития ребенка. Вообще, третий год жизни ребенка является переходным от раннего детства к дошкольному. Характеризуется этот возрастной этап стремлением малыша к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, образованием новых форм взаимоотношений между детьми. Функция речи в связи с этими изменениями расширяется, речь становится средством общения со всеми окружающими ребенка людьми. Именно поэтому при работе с детьми 2 – 3-х летнего возраста мы способствуем развитию сознания детей в процессе развития их речи.Пытаясь воспроизвести звук, дети пытаются искажать уже усвоенные: «Неня» - Лена, «Дед Амоз» - Дед Мороз. Такие недостатки в произношении не требуют, по мнению специалистов, поправок, тем более специальных занятий, так являются результатом не отсталости в развитии, а слабости речевого аппарата, его недостаточной тренированности. Поэтому задачу по развитию звуковой культуры речи на начало года мы перед собой не ставили.Ежедневное индивидуальное общение с детьми – эффективнейший прием развития речи. Мы говорим с детьми буквально обо всем, что попало в поле зрения малыша, вызвало их интерес, а также о том, что намеренно включаем в совместные наблюдения. Стараемся следить за тем, чтобы наша речь была содержательна, эмоциональна, соответствовала возрастным возможностям восприятия детей по темпу, лексике и четкости артикуляции звуков.Очень важно на начальном этапе незаметно для малыша вовлечь его в речевое каждодневное общение, показать и назвать предметы, явления, рассказать о чем-либо ненавязчиво для малыша. Например: «Сейчас мы будем кушать кашу. Катя любит кашу? Скажи: «Да». Каша вкусная! Где наша ложка? Покажи ложку, возьми ее. Это ложка. Скажи: «Ложка большая, чистая, красивая. Каша вкусная». Обязательно правильно называем предметы и объекты необлегченным словом: машина, собака и т.д. В любой момент жизнедеятельности ребенка можно предусмотреть такие ситуации. При этом стараемся вовлечь ребенка в разговор, вызвать у него ответные речевые действия. Терпеливо, обстоятельно мы комментируем и свои действия: что делаем, зачем, какой результат надеемся получить. Своими вопросами и ответами стараемся показать ребенку, что нуждаемся в его разъяснениях. Такое ежедневное общение строим как с несколькими детьми, так и со всей группой. Таким образом, активизируя инициативную речь, одновременно влияем на пополнение словаря детей.При ежедневном общении с детьми в повседневной жизни часто используем мы и прием рассказывания историй из жизни детей, взрослых, животных, игрушек. Рассказывать можно об одном и том же событии 2-3 раза с усложнением, используя авторские тексты (например, рассказы Славиной Л., К. Ушинского). Психологически важно рассказывать детям о них самих, ведь, кроме речевого развития, параллельно решаются задачи воспитания уверенности в себе, в хорошем отношении к нему; задается положительный образец поведения. Это способствует созданию в группе атмосферы взаимного уважения, что благоприятно сказывается на речевом развитии детей. Часто у детей 2-3-х лет возникает желание обратиться не только ко взрослому, но и к сверстнику. И в этом мы обязательно помогаем малышу, давая указания: «Пригласи Машу поиграть вместе», «Помоги найти Саше совочек», «Попроси у Тани мячик», и т.п. Используем и такие приемы: «Давай скажем вместе», «Я начну, а ты продолжи». Ситуаций множество. Любые попытки малыша вступить в общение поощряем, не оставляем без внимания, хвалим, вместе радуемся успехам. Активизируется словарь, ребенок овладевает словами просьбы, благодарности, учится строить фразовую речь.Особое место занимают специальные занятия по развитию речи детей. Проводятся они фронтально, подгруппами или индивидуально в зависимости от задач занятия. Средняя продолжительность занятия 8-10 минут, при сохранении интереса, работоспособности и активности детей - до 15 минут. Мы заметили, что особенно эффективны те занятия, которые или целиком проходят в форме игры, или у которых значительная часть отведена игре. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой.При этом дети размещаются на занятии с использованием разных вариантов: свободно передвигаясь по комнате, сидя или стоя кружком, сидят на ковре или на стульях вокруг воспитателя. А в адаптационный период, когда все хотят сесть поближе, придвигаются к воспитателю, забираются на колени, водим за собой по группе всех желающих, обеспечивая непринужденность общения.На занятиях мы используем игровые задания и упражнения, которые дети готовы выполнять охотно и многократно, что обеспечивает необходимую эффективность обучения и оптимальную речевую плотность занятия. Задания, предполагающие ответ действием: найди, покажи, выбери, принеси, сделай. Такие задания оживляют занятие, дают возможность детям сменить позу и подвигаться, а воспитатель выясняет, имеется ли данное слово или речевой оборот в пассивном словаре ребенка.Специальные задания, побуждающие принять воображаемую ситуацию, побуждающие ребенка к самостоятельным инициативным высказываниям. Они вызывают эмоциональный отклик, способствуют формированию речевых и игровых умений.Игры на звукоподражания и слова с определенным звуком: «Наши уточки с утра» (русская народная песенка), «Разговоры» (чувашская народная песенка), «Путаница» (К.И. Чуковский), «Мчится поезд» Э. Мошковской и др.Имитационные и речевые упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, потешек, коротких рассказов. Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важны в становлении речевой и умственной деятельности. Кроме того, зарождается интерес к художественному слову. Сначала стишок или потешка прослушивается детьми. Впервые малыш может на нее не отреагировать. Но после двух-трех прочтений радуется, узнает и пытается делать то, о чем говорится в тексте. В последующем, ребенок берет на себя роль соисполнителя, договаривая отдельные слова или оканчивая стихотворную фразу. И только после этого, пытается прочесть педагогу, сверстнику, игрушке, маме известные ему песенки, потешки, стихотворения.Народные, дидактические, хороводные игры с действиями. В процессе таких игр один ребенок показывает движение, а остальные его повторяют. Особой популярностью пользуется у малышей игра «Зеркало», «Зайка серенький сидит».Игры- инсценировки. Для этих игр используем дидактические игрушки. С помощью игрушки создаются модели положительного и негативного поведения, познаются действия с этой игрушкой, приобретаются практические навыки. Все это сопровождается речью. Благодаря особому эмоциональному состоянию, ребенок становится разговорчивее, с ним легче вступить в беседу.Драматизации активизируют словарный запас детей, совершенствуют грамматический строй речи. Часто драматизации мы включаем в занятия по ознакомлению с художественной литературой, при этом учим детей не только проговаривать текст, но и изображать персонаж движением, мимикой, жестами.Рассматривание сюжетных картин и беседы по картинам. Дети учатся не только понимать сюжет, но и выслушивать пояснения педагога, высказывать свои впечатления или суждения. Мы используем картины: «Дети играют в кубики», «Спасаем мяч», «Зимой на прогулке» и др.Упражнения на развитие речевого дыхания: «Подуй на чай, султанчик, бабочку», «Произнеси протяжно, длительно». Внимание обращаем и на слитное произнесение звуков в звукоподражаниях «ау», «уа».
Настольно-печатные игры.
Пальчиковые игры.
Беседы с детьми, во время которых необязательно добиваемся четкого и ясного произношения слов. Стараемся в беседе не поправлять детей, а учить их слушать, повторять, имитируя речь воспитателя, усвоить смысл слов.Несмотря на работу педагогов группы по развитию речи необходимым условием полноценного речевого развития является взаимодействие детского сада с семьей. Участие родителей в речевом развитии ребенка начинается с момента прихода малыша в детский сад. Уже на этом этапе в индивидуальных беседах с родителями мы стараемся убедить их в том, что роль семьи в развитии речи малыша огромна. Это свидетельствует о том, что наша работа по развитию речи правильно и эффективно влияет на развитие речи детей группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игры с детьми по развитию речи дома"
Трехминутные игры с детьми по развитию речи...
Игры с детьми по развитию речи
Картотека...
Консультация для родителей «Игры с детьми по развитию речи (дети 3–4 лет)»
Основные задачи - научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в окружающей жизни. Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, - главная задача многих словес...
Информация для родителей. Игры с детьми по развитию речи
Игры с детьми на закрепление различных речевых навыков...
Консультация для родителей "Игры с детьми по развитию речи 3-4 лет"
Игры с детьми по развитию речи (дети 3-4 лет)Наиболее важными видами деятельности для успешного развития речи детей являются:Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.Общение ребен...
"Бесплатные игры с детьми на развитие речи"
В этой статье приведены примеры наиболее интересных словесных игр, подходящих для детей дошкольного возраста...
Игры с детьми на развитие речи
Игры с детьми на развитие речи...