Формирование гуманно-нравственных качеств дошкольников через воспитание сказкой
консультация (старшая группа) по теме
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_gumanno-nravstvennykh_kachestv_doshkolnikov_cherez_vos.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование гуманно-нравственных качеств дошкольников через воспитание сказкой
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Роль детских сказок в развитии детей многогранны – от развития фантазии до развития правильной речи.
Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому, если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребенку, поддержать его, придется вспомнить язык детства - сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок – развивать фантазию и воображение ребенка, а также его творческий потенциал.
Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребенок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребенка.
Задача воспитания детей сказками довольно сложная. Надо учитывать ряд моментов, связанных с особенностями вашего ребенка. В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребенок воспринимает образно. Если ребенок неоднократно видел сцены насилия по телевизору, то он не может это образно воспринимать в сказках. Нужно объяснить ребенку, что плохое должно погибнуть. В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Жизнь внесет свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадет. Тогда ему будет легче справляться с жизненными трудностями.
Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребенка. Через сказку ребенку легче понять, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок представляет себя положительным сказочным героем. Сказка является одним из самых доступных средств для полноценного развития ребенка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребенка.
Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.
«Сказка будит и пленяет мечту. Она дает первое чувство героического… она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды от кривды» писал И.А. Ильин.
При чтении и разыгрывании сказок особым успехом пользуются сюжеты, в которых идет речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости (как, например, в сказках «Заюшкина избушка», «Кот петух и лиса», торжестве правды над обманом «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят» и др., об опасности зазнайства и стремления к «легкому хлебу»( «Заяц-хваста», «Легкий хлеб», «Круть и Верть»)…
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут показать:
как дружба помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», « Заюшкина избушка»).
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье» учат дружить. Наказ «слушаться родителей» звучит в сказках «Гуси - лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеивается в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается «Крошечка – хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна – лягушка», мудрость восхваляется «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел». Забота о близком поощряется «Бобовое зернышко».
Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба-Яга, Див, Кощей Бессмертный). И поведение, и поступки характеризуют их с плохой стороны. Развивая перед детьми картину действенной упорной борьбы со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться намеченной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности.
Герои волшебных сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей. Отождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа. В отличие от «героев» массовой культуры, месть, скажем, не является тем импульсом, что ведет на подвиги героев русских сказок. Например, для того, чтобы уговорить, наконец, Никиту Кожемяку сразиться со Змеем, царю приходится прибегнуть к особой «хитрости»: он приводит под окно Кожемяки двести детей, которых Змей осиротил. Глядя на их слезы, Никита «и сам прослезился». Сказка учит тому, что не жажда мести, но способность к состраданию может дать человеку такую силу, которая способна сделать его настоящим героем и привести к победе в неравном бою. Ну, а победив Змея, «сделавши святое дело», Никита за то никакой награды не взял, снова кожи мять отправился.
Волшебные сказки и героический эпос (былина) могут ответить на естественную, зарождающуюся в душе ребенка, жажду подвига. А если в вашей группе найдется место для «богатырского облачения» и кукольных персонажей к былинам, то с их помощью ребенок сможет самостоятельно придумывать сюжеты к своим играм. Подобные сюжетно-ролевые игры - прекрасная и увлекательная альтернатива натиску монстров-трансформеров.
Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет-нарушение-кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки, или «страшилки». Они включаются в фольклорный репертуар детей 5-6 лет (не раньше). Взрослые иногда отрицательно относятся к «страшилкам», но они также традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных. В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей, (они умерли, уехали или уснули), т.е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи; внучка живет с дедушкой и бабушкой, отец с тремя сыновьями, дочка с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дает только полная семья, только присутствие матери. В страшилках нет добрых помощников и пощады не бывает, если дети не одумаются, т.е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребенка.
В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детей строить жизнь по законам добра и красоты.
Сказки позволяют вернуть и вписать в естественную канву жизни ребенка и семьи христианские принципы православия. Темы веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок.
Многие сказки давно использовались в православном воспитании для освоения ценностей христианского гуманизма, для понимания христианской веры, принятия Бога как определяющего начала жизни. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Воспитание христианских добродетелей создают реальные психологические условия для формирования социальной адаптации: развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребенка, которые в полной мере определяют внутренний мир ребенка.
Выбирая детскую сказку для своего малыша, обязательно учтите особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна. Необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенность в себе, в своем будущем, а не пугать его. Даже если ребенок уже научился читать, то не стоит прерывать традиции читать и рассказывать сказки вслух. В любое время совместное чтение сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизится душой. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, именно рассказанная малышу. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.
И в заключении хочу добавить, что в нравственном воспитании не нужно забывать и той атмосферы, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, так как нравственность изначально заложена в их сюжетах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников через экологическое воспитание
Воспитание духовно-нравственных качеств старших дошкольников через организацию работы экологического кружка...
Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников через культуру и традиции русского народа
Вопросы нравственного воспитания были актуальны всегда. Но особенно остро они встают сегодня, когда меняются ценности общества. Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. ...
Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через художественную литературу.Педчтения.
Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с...
Формирование нравственно- патриотических качеств дошкольников через культуру и традиции русского народа
laquo; РУССКИЙ народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой…Национальные отличия сохранят...
Программа по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность "В хороводе народных традиций".
Данная программа построена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и направлена решать следующие задачи:- Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развити...
Формирование гуманно-нравственных качеств дошкольников через воспитание сказкой
В статье рассказывается , как сказки могут нравственно воспитывать детей, даются советы по подбору сказок для детей разного возраста. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо ...
Консультация для воспитателей: "Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через драмматизацию сказки".
Актуальность данной работы заключается в том, что драматизация сказки – одно из демократичных и доступных для детей видов искусства, она позволяет решать многие актуальные проблемы педагог...