Семинар-практикум для родителей подготовительной группы "Как правильно обучать грамоте дошкольника?"
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Алексеева Ольга Васильевна

Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

для родителей

«Как правильно обучать грамоте дошкольника?»

(подготовительная группа)

Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.                 

Задачи:                                                                                                                                                                          1. Расширить  знания родителей о звуках, буквах, слогах, словах.                                                                                     2. Уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова).                                                                                                                                                           3. Тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости.                                                     4. Закреплять навык звукового анализа слова.                                                                                                          5. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.                                                                   

Предварительная работа:                                                                                                                                     1.Родительское собрание «Ребенок идет в школу».                                                                         2.Анкетирование среди родителей на тему «Готов ли ваш ребенок школе?».                                                               3.Анализ проведённого анкетирования.                                                                                                  4.Консультация «Задачи работы с детьми 5-7 лет по области «Коммуникация».                                      5.Консультация «Формирование готовности к овладению чтением и письмом».                                                                                                                                                               6.Выпуск памятки «Портрет будущего первоклассника».                                                                                                                             7.Подготовка к семинару практикуму: подбор литературы, заданий для практической работы.     

Оборудование:                                                                                                                                      Демонстрационный материал: проектор, экран, компьютер,  выставка методической литературы.                                                                                                                                              Раздаточный материал: сигнальные карточки (для определения твёрдости-мягкости согласных и  гласных звуков), схема звукового анализа слова (липа), карточки для самооценки.                                                                                                                   

Участники семинара - практикума: воспитатели, родители. 

План семинара:

I. Теоретическая часть.                                                                                                                                            1.1.  Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте.                                                                                                                                                                 1.2.  Рекомендации по формированию готовности детей к обучению грамоте в домашних  условиях.

II. Практическая часть.                                                                                                                                     2.1. Освоение приемов звукового анализа слов.                                                                                                     2.2. Работа над слоговой структурой слова (деление слов на слоги).                                                                               2.3. Заключительный этап. Рефлексия.

1. Теоретическая часть.                                                                                                                          

   Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей очередной встрече. Сегодня мы  с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей и себя к школе, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений, как у детей так и у родителей.

   Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

1.1.  Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте.                                                                                                                                                                        

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.                                                                                            

   От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

   Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

-учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на,бе-ре-за) на части;

-учить составлять слова из слогов (устно);

-знакомство с терминами: "звук", «буква», "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие.

-умение работать со схемой слова, предложения.

   Все, что мы говорим, читаем, пишем - речь. Речь бывает: устная и письменная. Состоит наша речь из предложений. Что такое предложение? Предложение – это слова связанные между собой по смыслу. Предложение состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из звуков.

Звуки бывают - гласные, согласные. В каждом слове слышим звуки. Звуки эти разные.

   Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.

   Гласных звуков 6: [а], [о], [у], [ы], [и] ,[э].

   Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть [ССС], [МММ]. Согласные звуки обозначают  синим цветом.

МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

   Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р].

Например [ c‘]  [р‘]  [н‘]

                   [с]    [р]  [н]

Также согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы                                 (е, ё, и, ю, я) или (ь).

Мягкий знак и твёрдый знак - буква, а не звук!!!                                                                                                          И твёрдыми, если за ними следуют  гласные (а, о, у, ы, э).

ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ [Й’Э], [Й’О], [Й’У], [Й’А]

Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они стоят:                                                                           1. В начале слова (Емеля, ёлка, юг, яма);                                                                                                                  2. После гласных (заявка, приют, Пелагея);                                                                                                                 3. После букв Ь, Ъ (вьюга, въезд).                                                                                                                               А могут обозначать один звук, после согласного (семена, Пётр, утюг, пять).                                                                                                                                                                                                                                                  

Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’].                                                                                                                                                     Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц].                                                                                                                      

Звуки на письме обозначаем буквами. Программой, реализуемой в ДОУ, не определены задачи по подготовке детей к обучению чтению. Родители в домашних условиях могут обучать чтения своего ребенка, но при этом должны знать, что:                                                                                                  - звуки отличаются от букв? Звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем;                                                                        Например: - Ваня, звуки [м] или [ м’] обозначаются  буквой  ЭМ.      

Вводя буквы, давайте только печатные образцы.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:                                                                                  -написать букву в воздухе, на столе;                                                                                                                             -выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;                                                    -написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;                                                                              -выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.;                                                                                               -вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;                                                                                                          -вылепить из пластилина, теста;                                                                                                                                -написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:                                                                                                -выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

      Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями.

II. Практическая часть.

   2.1. Освоение приемов звукового анализа слов.

   Для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у их родителей я предлагаю отправиться в путешествие по Стране звуков и слов, в которой мы сможем пополнить свой багаж знаний, умений и навыков в области обучения грамоте.

В каждом слове слышим звуки.                                                                                                                 Звуки эти разные:                                                                                                                                           Гласные, согласные.                                                                                                                                           Гласные тянутся в песенке звонкой,                                                                                                                   Могут заплакать и закричать.                                                                                                                                 В тёмном лесу                                                                                                                                                        Могут звать и аукать                                                                                                                                                            И в колыбельке Алёнку баюкать,                                                                                                                            Но не желают свистеть и ворчать.                                                                                                                     А согласные согласны                                                                                                                                    Шелестеть, шептать, скрипеть,                                                                                                                                 Даже фыркать и шипеть,                                                                                                                                                         Но не хочется им петь.                                                                                                                                                            

Подробно рассмотрим звуковой анализ слова                                                                                      С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

            Работы со схемой слова:

 -Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове. Приготовьте руку. (Родители считают звуки, используя пальцы.) Воспитатель произносит слово Л-И-П-А.                                                            

-Сколько у вас получилось? (4)                                                                                                                              -Назовите, …, 1-й звук (-Л’-), потрогаем пальчик.                                                                                      -Назовите, …, 2-й звук (-И-), потрогаем пальчик.                                                                                             -Назовите, …, 3-й звук (-П-), потрогаем пальчик.                                                                                                -Назовите, …, 4-й звук (-А-), потрогаем пальчик.

-Сколько звуковых домиков будет? (4). Дома вы с ребенком рисуйте, а сейчас я для вас приготовила заготовки.

-Послушайте, как я произнесу 1-й звук в слове л’-л’-л’-ипа .                                                                       -Какой звук я выделила голосом?               Звук –Л’-.                                                                                                                                                  -Что вы можете сказать про звук [Л’]?       Он согласный, мягкий обозначаем  зеленым квадратом. 

Воспитатель и родители ставят  зеленый квадрат в первую  клеточку схемы.                                               -Звук [Л‘] обозначается буквой ЭЛ.           Воспитатель ставит под зеленым квадратом букву Л.

-Послушайте, как я произнесу 2-й звук в слове л-и-и-и-па.                                                                             -Какой  звук я выделила голосом?             Звук – И –.                                                                                     - Что вы можете сказать про звук - И -?    Он гласный, обозначаем красным квадратом.                                                                                                                  Воспитатель и родители ставят красный квадрат во вторую клеточку схемы.

-Звук [И] обозначается буквой И.                                                                                  

Воспитатель ставит под красным квадратом букву И.

-Послушайте, как я произнесу 3-й звук в слове ли-п-п-п-а.                                                                                 -Какой звук я выделила голосом.               Звук – П-.                                                                                      -Что вы можете сказать про звук –П-?       Он согласный, твердый.                                                                 Воспитатель и родители ставят синюю фишку в третью клеточку.                                                              -Звук [П] обозначается буквой П.                                                                      

Воспитатель ставит под синим квадратом букву П

-Послушайте, как я произнесу 4-й звук в слове лип-а-а-а.                                                                                 -Какой звук я выделила голосом?                Звук  – А –.                                                                                            –Что вы можете сказать про звук –А-?       Он гласный звук, обозначаем красным квадратом.

Воспитатель и родители ставит красный квадрат в четвертую клеточку схемы.

-Звук [А]  обозначается буквой А.                                                                                                             Воспитатель ставит под красным квадратом букву А.

     

     

-А теперь поиграем с этим словом.

Назовите звуки по порядку.                               Родители называют звуки. 

-Скажите, сколько всего звуков в это слове?   (4) 

- Сколько согласных звуков?                             (2)

-Сколько согласных твердых?                           (1)

-Сколько согласных мягких?                             (1)

-Сколько  гласных ?                                            (2)

2.2. Работа над слоговой структурой слова (деление слов на слоги, подбор двусложных, трёхсложных слов по картине).

Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов: ли-па

-В слове «ЛИ-ПА»  два слога.                                                                                                                         -Сколько в слове гласных  звуков, столько и слогов.                                                                                               -Позовем слово к себе, произнесем слово с ударением (липа),                                                                                                                                -Какой ударный  гласный звук? Звук [и], его мы выделяем силой голоса.

Игра «Определи первый звук в слове».

   На  экране  изображения предметов. Предлагаю определить, с какого звука начинается слово «айсберг», «лавка» «мак».Выберите и назовите  те предметы,  названия которого начинается с этого же звука:                                                                                                                                        - со звука [а] (арбуз, апельсин, ананас, автомобиль, автобус);                                                                          - со звука [л] (лук, лодка, лошадь, луна, ландыш, ласточка);                                                                                 - со звука [м] (мишка, море, машина, малыш, малина).

Игра «Определи последний звук в слове».

   На экране  изображения предметов. Предлагаю определить последний звук в слове «нос», «малыш». Выберите и назовите  те предметы, название  которого заканчивается этим же звуком:                                                                                                                                                                - звуком [с] (нос, насос, пылесос, автобус, пёс);                                                                                                - звуком [ш] (мышь, малыш, шалаш, душ, брошь, ландыш);                                                                                        

Игра «Определи позицию звука в слове».                                                                                                                          На экране изображения предметов.. Предлагаю  определить позицию звука [р] в словах: в начале , середине, конце.                                                                                                                                                                Слова: помидор, радуга, ворона, раствор.

Игра «Посели слова в домики».

  На экране изображение – предлагается определить количество слогов в словах, изображённых на картинках и «заселить» эти слова в соответствующие домики.

 Дом Том  кот мяч три  паук    мама  Маша  часы    луна  бе-ре-за  ма-ли-на

2.3. Заключительный. Рефлексия.

Уважаемые родители предлагаю оценить себя по достижению цели встречи.

Предлагаю высказать свое мнение о нашей встрече.

Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяете больше времени для совместного общения. Ваша любовь и забота, нужны ребенку больше всего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум « Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность форм ее проведения»

·       упражнения для развития дыхания детей;·       упражнения для губ;·       упражнения для щек;·...

Семинар - практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения»

Семинар - практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения»...

Семинар-практикум для учителей - логопедов. Тема: «Обучение дошкольников элементам грамоты»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом и практическом вопросе по подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.Задачи:1.     Познакомить педагогов с методическими аспе...

РМО. Декабрь, 2022 г. Семинар – практикум «Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности»

Совершенствование знаний учителей-логопедов о современных технологиями, используемых при обучении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) основам грамоты....

Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Подготовка детей к обучению грамоте» в контексте реализации ФОП ДО и ФАОП ДО.

Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте контексте реализации ФОП ДО и ФАОП ДО.Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших проблем ...

Семинар -практикум для родителей подготовительной группы на тему "Как правильно обучить грамоте дошкольника"

Семинар -практикум для родителей подготовительной группы на тему "Как правильно обучить грамоте дошкольника"...