Развитие фонематического слуха
консультация (старшая группа) на тему

Консультация для родителей с использованием простых игровых упражнений для  коррекции  фонематического слуха у детей .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_bakutskaya.docx15.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие фонематического слуха»

В развитии и формировании речи  дошкольникам важно различать и

анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

Родители часто жалуются - у моего ребенка "каша во рту", он пропускает или

заменяет звуки и слоги в словах - виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.

Хочу предложить вашему вниманию перечень  простых  логопедических упражнений по коррекции  фонематического слуха, которые вы можете выполнять совместно со своим  ребёнком дома. Они построены по принципу от простого  к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, начинайте развивать навык фонематического восприятия с этого уровня.

Первый уровень - узнавание неречевых звуков.

Игра "Угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.

Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте в мешочки или

коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку

потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков.

Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном

варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.одскажи словечко

Второй уровень - различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра "Узнай свой голос". Запишите на кассету голоса близких людей и голос

самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.

Игра "Громко-тихо". Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант

игры "Далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко.

Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.

Третий уровень - различение сходных по звучанию слов.

Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает  соответствующую картинку.

Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет

предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота).

Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант

произношения.

Четвертый уровень - различение слогов.

Игра "Похлопаем". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова  (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра "Что лишнее?". Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-

фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Пятый уровень - различение звуков.

Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает  в

ладоши, когда слышит заданную фонему.

Игра «Скажи наоборот». Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

Игра «Шутки – минутки». Прочитайте ребенку строчки из стихов, намеренно  заменяя буквы в словах. Малышу понравится находить ошибки в стихотворении и исправлять их.

Например:

Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Божья коробка, полети на небо,

Принеси мне хлеба.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в кости.

Самолёт построим сами,

Понесёмся над весами.

Понесёмся над весами,

А потом вернёмся к маме.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лампочки погреть.

Данные упражнения помогут вашему ребёнку преодолеть недостатки в фонетическом   развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....