Практическое занятие для родителей "Что делать с агрессивным ребенком"
материал (младшая группа) по теме
В практическом занятии рассмотрены:
1. понятие агрессии, ее виды и основные проявления
2. причины агрессивного поведения
3. способы эффективного взаимодействия с агрессивным ребенком
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oriinal_agressivnye_deti_pz.doc | 178 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель занятия: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с ребенком.
Задачи занятия:
1. познакомить родителей с понятием «детская агрессия», ее видами и основными проявлениями
2. выявить факторы, обусловливающие появление
агрессивного поведения
3. «нарисовать» портрет агрессивного ребенка
4. обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Игра «Атомы и молекулы»
Психолог: Представим себе, что все мы – атомы. Атомы выглядят так (тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду говорить какое-то число, например 3. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по 3 атома в каждой. Молекулы выглядят так (тренер вместе с двумя участниками группы показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга предплечьями).
Во время выполнения упражнения, в котором тренер участвует вместе с группой, он не называет таких чисел, когда один участник группы может остаться вне молекулы, например 3 при общей (вместе с тренером) численности 10 человек. В конце упражнения тренер называет число, равное количеству всех участвующих в упражнении.
Когда упражнение завершено и все заняли свои места, ведущий обращается к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете?» или «Можем ли мы приступить к работе?» и т. д.
«Притча о Вечном путнике»
Психолог: Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!
– Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
– С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.
Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.
– Нет он… И этот не он… И тот не он… – говорили люди, видя ранних спешащих.
Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.
Вот и взошла первая утренняя звезда. Где-то запел жаворонок. Где-то заплакал ребенок.
Но вот взошла Утренняя Звезда.
Люди уставились на дорогу – где Путник?
Где-то запел жаворонок.
Где-то заржал жеребенок.
Где-то заплакал ребенок.
А Путника Вечности на дороге люди не увидели.
Пришли к мудрецу с жалобой:
– Где же обещанный Путник Вечности?
(– А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)
– А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.
– Но это плачь новорожденного! – ответили люди.
– Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
Так люди увидели ребёнка – свою надежду.
– Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?
– Ведь именно ему жить в будущем. Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит: “яблоко от яблони не далеко падает”, “он сын своего отца”, “впитал с молоком матери”.
Но не всегда наши ожидания соответствуют реальной картине. Иногда в наших детей вселяется бесенок, и он становиться неуправляем. Теряет контроль и начинает обижать младших, получает двойки и говорит грубости родителям и учителям. Что же случилось с нашим ребенком, ведь мы возлагали такие большие надежды на него, а он груб, невежлив, и зачастую просто агрессивен. Для того, чтобы это понять мы и собрались на очередную встречу.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Упражнение «Ассоциации»
Психолог: Скажите пожалуйста, какие ассоциации у вас вызывает слово «Агрессия», напишите свои ассоциации на данной схеме (работа в группах)
Обсуждение в группах.
Психолог: Давайте познакомимся с данным понятием
Психологи выделяют 5 видов агрессии, которые схематично можно изобразить следующим образом :
Приведем примеры поведения детей, у которых наблюдаются наиболее проблематичные виды агрессии.
1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии
Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, их отличает решительность, склонность к риску, бесцеремонность и авантюризм. Они обладают хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять садистские наклонности.
Эти дети не отличаются рассудительностью, характеризуются слабым самоконтролем, неумением или нежеланием сдерживать свои потребности, как правило, игнорируют этические и моральные ограничения.
2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии
Этих ребят отличает психическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения.
Малейшие неприятности выбивают таких детей из колеи, даже слабые раздражители легко вызывают у них вспышки раздражения, гнева и страха. При этом они не скрывают свои чувства и отношение к окружающим и выражают их в агрессивных вербальных формах.
3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии
Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая осознанность своих действий. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий и не переносят колебаний. У детей с низкими духовными интересами отмечается усиление примитивных влечений. Косвенный характер агрессии является следствием двойственности их натуры: с одной стороны, им свойственны смелость, решительность, склонность к риску и общественному признанию, с другой – феминные черты характера: сензитивность, мягкость, уступчивость, зависимость, нарциссизм. Из-за сензитивности ребята очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес, поэтому люди, критикующие их, вызывают у них раздражение, обиду и подозрительность.
4. Дети, склонные к проявлению негативизма
Ребят этой группы отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера: эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление и начинают активно выражать свое негативное отношение. В то же время эти дети рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и это часто ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных переживаний.
Агрессивный ребенок нападает на остальных детей, обзывает, бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.
Однако агрессивный ребенок нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жесткость и безучастность родителей вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот и ищет он способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше – он не знает.
Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Например, …
Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Причины возникновения агрессии
Специалисты считают, что истоки детской агрессии в первую очередь следует искать в том, как родители воспитывали ребенка в первые годы жизни, а также в подростковом периоде.
По мнению психиатров, агрессивные поступки надо либо игнорировать, либо подвергать наказанию. В случаях, когда родители игнорируют агрессию ребенка и активно поощряют его положительное поведение, агрессия постепенно угасает. Правда, такой способ эффективен лишь с маленькими детьми и совершенно не годится для подростков. Исследования показали, что игнорирование подростковой агрессии может привести к ее дальнейшей эскалации, в результате подобные поступки становятся нормой поведения. Отсутствие реакции взрослых само по себе является подкреплением агрессии.
Конечно, как способ коррекции плохого поведения может быть использовано наказание, но, как показывают исследования, между его строгостью и уровнем агрессии детей существует положительная зависимость. Установлено, что суровость наказания детей восьмилетнего возраста коррелирует с агрессивностью поведения в восемнадцать и даже тридцать лет. Другие исследования показали, что менее агрессивные восемнадцатилетние юноши в восьмилетнем возрасте подвергались не очень строгим наказаниям.
Психологи отмечают, что если ребенка карать за любое проявление агрессивности, он научится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавление агрессии в любой другой ситуации.
Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к негативным вспышкам эмоций у ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Колебания родителей при принятии решений провоцируют ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых они могут влиять на дальнейший ход событий и добиваться своего.
Влияние внутрисемейных отношений на развитие агрессивности у ребенка
Родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение. Помимо социально полезного опыта, родители порой передают и негативный, который является очень эмоциональным "руководством к действию". Не имея личного опыта, ребенок не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью.
Наименее агрессивны те дети, родители которых не были склонны ни к снисходительности, ни к наказанию. Их позиция – осуждать агрессию и говорить об этом ребенку, но обходиться без строгих наказаний в случае проступка. Родители более агрессивных детей вели себя так, будто любое поведение детей прилично, не акцентируя свое отношение к агрессии. Однако когда ребенок совершал проступок, его строго наказывали. Строгость родителей, если она достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавлению негативных импульсов в их присутствии, но вне дома ребенок будет вести себя еще более агрессивно.
Кроме того, склонный к телесному наказанию родитель, хоть и ненамеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения. Ребенок делает вывод, что агрессия по отношению к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. Он узнает, что физическая агрессия – средство воздействия на людей и контроля над ними, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми.
Если наказание слишком расстраивает детей, или им больно, они могут забыть его причину, и это мешает усвоению правил приемлемого поведения.
И, наконец, дети, изменившие свое поведение в результате столь сильного воздействия, скорее всего не сделают своими внутренними ценностями те нормы, которые им пытаются привить. Они будут повиноваться лишь до тех пор, пока за их поведением наблюдают.
Агрессивность ребенка проявляется, если:
ребенка бьют;
над ребенком издеваются;
над ним зло шутят;
ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
родители заведомо лгут;
родители пьют и устраивают дебоши;
родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
родители не умеют любить своих детей одинаково;
родители ребенку не доверяют;
родители настраивают детей друг против друга;
родители не общаются со своим ребенком;
вход в дом закрыт для друзей ребенка;
родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку;
ребенок чувствует, что его не любят.
Типы негативного отношения родителей к ребенку
Отношения родителей к своему ребенку можно описать двумя парами важных признаков:
неприятие – расположение;
терпимость – сдерживание.
Степень выраженности этих признаков обуславливает характер воспитательного воздействия. Выделяют три типа негативных отношений родителей к ребенку:
1. Тип А – отвержение (неприятие ребенка, демонстрация недоброжелательного отношения). Этот тип формирует у ребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в себе. Ребенок не чувствует поддержки, "стены", за которую можно спрятаться.
2. Тип Б – гиперсоциализация (сверхтребовательное отношение: чрезмерная критика, придирчивость, наказание за малейшую провинность). Гиперсоциализация вроде бы предоставляет ребенку образец для развития и направлена на формирование сильной волевой личности, но в итоге приводит к негативным результатам: озлобленности, стремлению делать запретное "исподтишка" и т. д. Критика со стороны родителей обычно неконструктивна, она формирует у ребенка чувство неполноценности, тревожности и ожидания новых неудач.
Также родители, предъявляя завышенные требования к ребенку, не учитывают его особенности и возможности. Как итог – чрезмерная загруженность школьника занятиями, не соответствующими его возрасту и интересам. Это может привести к возникновению невроза, провоцирующего агрессивное поведение.
3. Тип В – гиперопека (эгоцентрическое воспитание: сверхзаботливое отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно действовать).
Гиперопека также нарушает нормальное развитие личности. Она предоставляет ребенку возможность получения родительской ласки и любви, однако чрезмерная забота приводит к инфантилизму, несамостоятельности, неспособности принимать решения и противостоять стрессам, снижает личностные способности к саморегуляции.
Такие дети, считают психологи, чаще всего становятся жертвами агрессии. Они неспособны постоять за себя, как следствие, у них наблюдается косвенная агрессия, т. е. свои негативные эмоции они вымещают на других предметах (рвут книги, раскидывают игрушки, "наказывают" игрушки в игре и т. д.).
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, что бы поставить «точный» диагноз, или «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку.
Портрет агрессивного ребенка
Психологами разработаны критерии определения агрессивности, которые можно применить как схему наблюдения за ребенком.
Критерии агрессивности
Ребёнок:
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается с взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Упражнение «Проверь своего ребенка»
С целью выявления агрессивности у ребёнка проводиться анкетирование родителей (применяется специальная анкета, разработанная российскими психологами Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко).
Психолог зачитывает вопросы анкеты, родители отмечают 1 баллом те качества , которые встречаются у их детей, 0 баллов если не встречаются.
Критерии агрессивности у ребенка (анкета)
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Родителям предлагается подсчитать количество баллов в сумме по анкете:
Высокая агрессивность – 15-20 баллов.
Средняя агрессивность – 7-14 баллов.
Низкая агрессивность – 1-6 баллов.
Оценить уровень агрессивности ребенка можно также заполнив следующую анкету:
Наблюдение «Ребенок глазами взрослого»
(схема наблюдения из пособия Платоновой Н.М.)
Ф.И.О. ребенка__________________________________________________
Дата заполнения_________________________________________________
Заполнил: ______________________________________________________
Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0-нет проявлений агрессивности, 1-проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2-часто, 3-почти всегда, 4-непрерывно.
Признаки проявления агрессивности у ребенка | Как проявляется агрессивность | Как часто наблюдается |
Вегетативные признаки | Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения | 0 1 2 3 4 |
Облизывает губы в состоянии раздражения | 0 1 2 3 4 | |
Внешние проявления | Кусает губы в состоянии раздражения | 0 1 2 3 4 |
Сжимает кулаки в состоянии раздражения | 0 1 2 3 4 | |
Сжимает губы, кулаки, когда обижают | 0 1 2 3 4 | |
Тревожное напряжение разрешается гневом | 0 1 2 3 4 | |
Длительность агрессии | После агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин. | 0 1 2 3 4 |
После агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин. | 0 1 2 3 4 | |
Чувствительность к помощи взрослого | Помощь взрослого не помогает ребенку овладеть собственной агрессией | 0 1 2 3 4 |
Помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться | 0 1 2 3 4 | |
Замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии | 0 1 2 3 4 | |
Замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии | 0 1 2 3 4 | |
Чувство неприязни к другим не корректируется извне | 0 1 2 3 4 | |
Особенности отношения к собственной агрессии | Ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно | 0 1 2 3 4 |
Ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые | 0 1 2 3 4 | |
Особенности проявления гуманных чувств | Стремится делать назло | 0 1 2 3 4 |
Безразличие к страданиям других | 0 1 2 3 4 | |
Стремление причинить другому страдание | 0 1 2 3 4 | |
У ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий | 0 1 2 3 4 | |
Реакция на новизну | Новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности | 0 1 2 3 4 |
В новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции | 0 1 2 3 4 | |
Реакция на ограничение | При попытке удержать яростно сопротивляется | 0 1 2 3 4 |
Реактивность (чувствительность к агрессии других) | Проявляет агрессивные реакции первым | 0 1 2 3 4 |
Первым отнимает игровые предметы, игрушку у другого ребенка | 0 1 2 3 4 | |
Проявляет агрессивные реакции на действия других | 0 1 2 3 4 | |
Толкается когда обижают | 0 1 2 3 4 | |
Бьет других, если ребенка случайно толкнули | 0 1 2 3 4 | |
Чувствительность к присутствию других | Щиплется на глазах у всех | 0 1 2 3 4 |
Толкает сверстника на глазах у всех | 0 1 2 3 4 | |
Ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение ребенка | 0 1 2 3 4 | |
Физическая агрессия, направленная на предмет | Может сломать постройку на глазах у всех | 0 1 2 3 4 |
Ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку… | 0 1 2 3 4 | |
Ребенок может бросить предмет об стенку | 0 1 2 3 4 | |
Ребенок стремится бросить мяч в другого человека, чем это требуется по правилам игры | 0 1 2 3 4 | |
Отрывает руки, ноги кукле | 0 1 2 3 4 | |
Агрессия, направленная на сверстников | Толкает других детей в состоянии раздражения | 0 1 2 3 4 |
Походя ударяет встречных | 0 1 2 3 4 | |
Бьет других детей в состоянии раздражения | 0 1 2 3 4 | |
Ударяет детей и внезапно успокаивается | 0 1 2 3 4 | |
Стремится ткнуть в глаза (пальцем, предметом) | 0 1 2 3 4 | |
Кусает других детей в состоянии раздражения | 0 1 2 3 4 | |
Агрессия невыраженной направленности | Агрессия (физическая, словесная, скрытная, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей и пр.) | 0 1 2 3 4 |
Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном детстве) | Бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки | 0 1 2 3 4 |
Бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки и т.п. | 0 1 2 3 4 | |
Тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения | 0 1 2 3 4 | |
В состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулаком | 0 1 2 3 4 | |
В состоянии пониженного настроения бьет родителя кулаком | 0 1 2 3 4 | |
Царапает взрослого | 0 1 2 3 4 | |
Беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи | 0 1 2 3 4 | |
Бьет больно ногой бабушку | 0 1 2 3 4 | |
Вербальная агрессия | Говорит обидные слова детям | 0 1 2 3 4 |
Говорит обидные слова взрослым | 0 1 2 3 4 | |
Говорит нецензурные слова детям | 0 1 2 3 4 | |
Говорит нецензурные слова взрослым | 0 1 2 3 4 | |
Агрессивность в виде угрозы | Замахивается, но не ударяет другого | 0 1 2 3 4 |
Пугает другого | 0 1 2 3 4 | |
Агрессия, направленная на себя | Просит себя стукнуть еще раз | 0 1 2 3 4 |
Берет на себя вину за других | 0 1 2 3 4 | |
Рвет на себе волосы | 0 1 2 3 4 | |
Щиплет себя в состоянии раздражения | 0 1 2 3 4 | |
Кусает себя в состоянии раздражения | 0 1 2 3 4 | |
Агрессия, направленная на животных | Щиплет кошку | 0 1 2 3 4 |
Выкручивает хвост кошке | 0 1 2 3 4 | |
Специально наступает на лапы собаке | 0 1 2 3 4 | |
Неупорядоченные проявления и дополнения | Плюется в состоянии раздражения | 0 1 2 3 4 |
По результатам данной анкеты, следует сложить полученные баллы.
Количество баллов: _________________
От 0 до 65 баллов – вероятнее всего, у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью;
От 65 до130 баллов – есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением;
От 130 до 195 баллов – ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций;
От 195 до 260 баллов - психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияния на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.
Как же помочь агрессивному ребёнку?
С агрессивным ребенком нельзя разговаривать на повышенных тонах – тем самым вы «подключаетесь» к его возбуждению и провоцируете усиление агрессивных импульсов. Последовательное использование спокойной, плавной речи позволяет ребенку переключиться и начать слушать вас.
Особенно важно при этом признать право ребенка возмущаться и выбрасывать свою энергию различными способами. После такого признания ребенок начнет к вам прислушиваться, и тогда у вас появляется шанс помочь ему освоить более приемлемые методы «выхода» агрессивных импульсов.
Некоторые дети под воздействием «умных» взрослых долгое время способны сдерживать свои агрессивные импульсы даже тогда, когда другие задевают их достоинство («Драться нехорошо! Не обращай внимания!»). Правда, никто не учит, каким образом он может не слышать оскорблений в свой адрес. И вот этих сдержанных молодых людей время от времени прорывает. Но если он ударит человека в таком состоянии – то это может привести к травме обидчика. И оправдаться невозможно: «Он тебя просто дразнил, а ты ему руку сломал!..» Поэтому, как поется в песне, «честь должна быть спасена мгновенно». Тогда будет гораздо меньше разрушений и проблем.
Агрессивные проявления можно снимать с помощью некоторых упражнений. Дети хорошо осваивают их в том случае, если агрессивность на самом деле приносит таким детям множество проблем и они осознают это.
Например, можно научить ребенка концентрировать внимание в момент импульса на своих руках и нарочно сжимать кулаки с предельным усилием.
Гипернапряжение неизбежно сменяется релаксацией мышц. И если агрессия не уходит вовсе, то теперь она становится управляемой.
Давайте сделаем эти упражнения все вместе.
Упражнение «Бумажка»
Цель: Учить выплескивать гнев в приемлемой форме.
Содержание:
«Давайте разорвем эту бумажку на мелкие кусочки (нарви больше меня снежинок) Снежинка – злость, обида. «Снежинки вместе соберем, вверх подбросим и щеткой подметем».
Упражнение «Собери картинку»
Цель: переключение с агрессивного состояния на другое; стимулирование положительных эмоций.
Содержание:
Картинку с приятным рисунком разрезать по кривой или ломанной (ребенок может сам разрезать, порвать). Задание правильное соединить, собрать.
Упражнение «Крестики-нолики»
Цель: переключить с агрессивного состояния на иное.
Содержание:
Ведущий: «Я крестик буду на бумаге рисовать и злом, обидой его назову! А ты быстрее этот крестик в кружочек заключи, забором обведи. Чем больше крестиков обведем, тем быстрее хорошее настроение вернем».
Упражнение "Разукрась шары"
Нарисуйте и раскрасьте круги с веселыми и злыми рожицами. Какого цвета могут быть "злые" круги? Какого цвета – "добрые"? Объясните почему.
Упражнение "Бумажный волейбол"
Цель упражнения: научить детей выплескивать гнев в приемлемой форме.
В этом упражнении используются изготовленные заранее бумажные шары. Площадка для игры делится пополам. Дети разбиваются на 2 команды, у каждого участника свой бумажный шар. Следует перебросить все свои шары на поле противника. По сигналу игра прекращается и подсчитываются шары. На чьем поле их меньше, та команда и выиграла.
Упражнение "Руки"
Дети разбиваются на пары. Один учащийся берет другого за руки и проговаривает: "Эй, рука, трясись, трясись – только больше не дерись! Расслабляйся, рука, и больше не кусайся!". Потом меняются ролями. Упражнение повторяется 2–3 раза.
Упражнение на расслабление
Упражнение выполняется сидя (нужен стул с твердой спинкой). Мышцы шеи расслаблены, спина прямая, глаза закрыты. Поднимите руки. Приблизительно на середине виска нащупайте пальцами небольшую впадину. Это и есть нужная вам точка. При надавливании на нее ощущается боль. Массирование производится указательным пальцем с прижатым к нему средним пальцем. Массируйте оба виска синхронно, круговыми движениями. Сделайте 20 движений по направлению к лицу и 20 – по направлению к затылку. Повторите еще два раза. Завершая упражнение, уменьшайте силу надавливания, постепенно переходя к поглаживаниям. Закончив массаж, сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха.
"Спаси птенца"
Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его: медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к груди, отдайте птенцу тепло своего сердца. Раскройте ладони, и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он еще вернется к вам!
"Солнечный зайчик"
Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Зайчик побежал по голове, шее, животу, рукам, ногам, забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он любит вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.
Разрядка гнева и агрессии
1. Сильно сожмите руки в кулаки, чтобы пальцы впились в ладони, а затем разожмите пальцы, расслабьте их. Выполняйте упражнение до тех пор, пока не почувствуете, что напряжение уходит.
2. Вытяните руки вверх и тянитесь изо всех сил, до предела, как будто хотите что-то достать с потолка. Потом опустите руки вниз, расслабьте их. Почувствуйте, как напряжение уходит из рук.
3. Закройте глаза и напряженно нахмурьтесь. Сохраняйте такое выражение лица сколько можете, а потом расслабьтесь. Почувствуйте, как напряжение исчезает.
4. Откройте рот как можно шире и сложите губы в большую букву "О". Закройте рот. Так вы расслабили мышцы лица.
5. Трите ладони друг о друга, пока они не нагреются, а затем положите их на лицо. Закройте глаза и почувствуйте расслабление.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Памятки для родителей агрессивного ребенка
Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.
Помните, что ребенок всегда подражает тому, за кем (чем) привык наблюдать, поэтому ни вы, ни другие родные и близкие ребенка не должны проявлять агрессию.
Предъявляя ребенку требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
Гасите конфликт, направляя интерес ребенка в другое русло.
Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми.
Расширяйте кругозор ребенка.
Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость.
Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на этом внимание окружающих.
Бороться с агрессивностью нужно…
Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть
у родителей.
Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.
Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.
Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка – сделайте это только если поступок повторится.
Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение – это пробудит в нем желание еще раз услышать ваши добрые слова.
Правила родительского поведения, способствующего снижению детской агрессивности
Помогайте ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем. Покажите, что есть более эффективные и безопасные способы, чем физическое нападение.
Свои собственные агрессивные реакции на какие-то события не переносите на ребенка.
Помогайте ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно потому, что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный.
Не унижайте и не оскорбляйте ребенка, особенно при посторонних; обеспечьте ему чувство защищенности.
Вспомните причины собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Например, из-за чего происходили ваши стычки с братом или сестрой, или собственными родителями, или одноклассниками. Возможно, вы сможете лучше понять своего ребенка и помочь ему.
Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего ребенка.
Адекватно оценивайте возможности ребенка.
Умейте идти на компромисс.
Найдите оптимальный путь воспитания ребенка, с которым согласны все, кто участвует в этом процессе.
Любите ребенка просто за то, что он у вас есть, без каких-либо условий.
Психологический настрой для родителей, помогающий преодолеть гнев
Я способен контролировать свой гнев, сдерживая мысли, которые его вызывают.
Я умею вовремя остановиться.
Я сохраняю спокойствие.
В следующий раз я справлюсь с гневом лучше.
Я способен признавать свои ошибки.
Памятка для родителей
Профилактика детской агрессивности
Проследите, чтобы агрессивное поведение ребенка не поощрялось окружающими, чтобы он не получал видимой выгоды от агрессии.
Не допускайте бесконтрольного просмотра телепередач, видеофильмов, т. к. даже некоторые мультфильмы имеют высокий уровень агрессии.
Не допускайте чрезмерного увлечения играми на компьютере, компьютерной приставе, выбирайте видеоигры без элементов насилия, агрессии.
Объясняйте ребенку, что есть множество способов разрешения любых конфликтов (рассказы подкрепляйте собственным поведением). Американские психологи установили, что дети, проявляющие агрессию, иногда просто не знают иных способов выйти из конфликта или не допустить его.
Старайтесь сохранять в своей семье атмосферу открытости и доверия.
Не давайте своему ребенку нереальных обещаний.
Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
Будьте тактичны, применяя меры воздействия к ребенку.
Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
Не изменяйте своих требований по отношению к ребенку в угоду чему- либо.
Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агрессивный ребенок – что делать?
Проблема агрессии - одна из важнейших в психолого-педагогической науке. Под агрессивностью понимают - свойства личности, характеризующиеся наличием деструктивных тенденций в облас...
Агрессивный ребенок - что делать родителям? Как корректировать агрессивное поведение детей.
Агрессивный ребенок....
Агрессивный ребенок: что делать?
Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему наши дети порой агрессивны? То дома цепляется к младшей сестренке или брату, то во дворе с кем-то подерется…...
"Что делать с агрессивным ребенком?"
Консультация для родителей...
Агрессивный ребенок. Что делать?
Что делать с агрессивными детьми? Агрессия только ерхушка айсберга - то есть процессов, которые происходят в душе малыша. Что-то заставляет ребенка говорить злые слова, кусаться или драться.Агрес...
Что делать с агрессивным ребенком.
Агрессивный ребенок - не редкое явление в современном мире. ...
Эмоциональные нарушения. Агрессивный ребенок. Практические рекомендации педагогам.
Один из путей снижения агрессии – установление с ребенком обратной связи.Для этого используются следующие приемы:- констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);-констатирующий воп...