Агрессивный ребенок – что делать?
статья на тему

Хороших Людмила Юрьевна

Проблема  агрессии - одна из важнейших в психолого-педагогической науке. Под агрессивностью понимают - свойства личности, характеризующиеся наличием деструктивных тенденций в области субъектно-субъектных отношений. В настоящее время, в связи с ростом детской преступности, с увеличением числа дошкольников с нарушениями в поведении эта тема становится всё более актуальной. Агрессивное поведение ребенка, как правило, является ответом на такие его чувства, как печаль, отчаяние или ревность. Малыши не хотят контролировать свои чувства и эмоции, когда им что-то не нравится. Они начинают толкаться, кричать, обижаться, кидаться различными предметами и так далее, лишь бы добиться желаемого. Также агрессия может быть защитно-ответная, дети, таким образом, наказывают своего обидчика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_agressivnyy_rebenlk_-_chto_delat.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессивный ребенок – что делать?

Хороших Людмила Юрьевна, высшая квалификационная категория,

Воспитатель ГБДОУ № 37, Невского района, г. Санкт – Петербург.

Проблема  агрессии - одна из важнейших в психолого-педагогической науке. Под агрессивностью понимают - свойства личности, характеризующиеся наличием деструктивных тенденций в области субъектно-субъектных отношений. В настоящее время, в связи с ростом детской преступности, с увеличением числа дошкольников с нарушениями в поведении эта тема становится всё более актуальной. Агрессивное поведение ребенка, как правило, является ответом на такие его чувства, как печаль, отчаяние или ревность. Малыши не хотят контролировать свои чувства и эмоции, когда им что-то не нравится. Они начинают толкаться, кричать, обижаться, кидаться различными предметами и так далее, лишь бы добиться желаемого. Также агрессия может быть защитно-ответная, дети, таким образом, наказывают своего обидчика. Актуальность темы определяется тем, что повышенная агрессивность детей на сегодняшний день является одной из острейших современных проблем. Несмотря на выявление многих причин и типов агрессивных действий психологами и педагогами, уровень жестокости дошкольников не уменьшается. Как правило, агрессивными могут быть названы многие из детей дошкольного возраста, причем агрессивное поведение может ярко проявиться не только при взаимодействии другими детьми, но и со взрослыми тоже. Рост количества дошкольников, предрасположенных к агрессивному поведению, ставит задачу исследования психологических условий, инициирующих подобные явления.
Агрессия является основным источником трудностей в общении детей друг с другом,  а  на  этапе  подросткового  возраста  может  приводить к трагическим последствиям, таким как, детская преступность, деструктивное поведение и суицид. Именно поэтому важно еще в дошкольном возрасте обращать внимание на проявления  агрессии  у  детей,  подбирая  правильные  методы  взаимодействия  с малышами.
 Понятие «агрессивность» воспринимается нами как нечто из ряда вон выходящее. На самом же деле - это прежде всего обычный феномен взаимоотношений между людьми, составная часть этих отношений. Если ребенок не приживается в классе, коллективе, плохо себя ведет, не подчиняется нормам или каким-нибудь образом отличается от других, то у него на это, конечно же, есть свои причины. И это еще не значит, что мы имеем дело с невротическим или каким-либо другим патологическим симптомом. Один и тот же ребенок может прекрасно уживаться в одной группе и совершенно не прижиться в другой. Или в этом году он может хорошо себя чувствовать в коллективе, а в следующем - нет, например,  потому что старые товарищей ушли из класса и им на смену пришли новые дети. Но это не значит, что данный ребенок стал вдруг невротиком. Изменилась всего лишь ситуация. Может быть, агрессивно настроенный ребенок переживает дома серьезные проблемы. Задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства. Бывает, что очень вспыльчивый ребенок старается сдерживаться на людях (например, в школе), но дома он срывается: устраивает истерики, скандалит, грубит родным, дерется с братьями и сестрами. Такое проявление агрессии не приносит ему желаемого облегчения. Он недоволен случившимся и чувствует себя виноватым. Из-за этого напряжение увеличивается еще больше, и следующий срыв бывает более бурным и продолжительным. Самое главное — научить ребенка разряжаться — избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях».

Детская агрессия имеет несколько ключевых причин
• самоутверждение и привлечение внимания сверстников и друзей; 
• стремление получить желаемое; 
• стремление к доминированию; 
• месть; 
• защитная реакция; 
• подчеркивания собственного превосходства с помощью ущемления личности других.
 В каждом втором случае детская агрессия – ошибки родителей: недостаточное или чрезмерное внимание, нежелание общаться и вникать в проблемы детей, нехватка времени. Более жесткие факторы, формирующие поведение агрессивного ребенка, – суровое авторитарное воспитание или неблагоприятная атмосфера в семье, например, родители постоянно ссорятся и срывают злость на ближайшем окружении. Что касается психологических факторов агрессивного поведения, то к ним в первую очередь относятся: 
• отсутствие навыков самоконтроля; 
• низкий уровень развития коммуникативных навыков и интеллекта; 
• примитивная игровая деятельность; 
• низкая самооценка; 
• проблемы в отношениях с ровесниками.

Последствия агрессии, оставленной без профилактики и своевременной коррекции, могут быть самыми печальными – от конфликтов со сверстниками до асоциального поведения во взрослом возрасте.

Виды детской агрессии: Различают 2 вида агрессии по открытости.

- Прямая агрессия направлена точно на объект, вызывающий раздражение, она проявляется в виде угроз,  хамства и применения силы. Косвенная агрессия обычно направлена на доступные объекты, на которые безопасно выплескивать эмоции. К примеру, если ребенок обижен на отца, он может бить младших братьев и сестер или более слабых сверстников.

- Вербальная агрессия – это угрозы, крики и оскорбления. Экспрессивная агрессия сводится к несловесным средствам выражения: мимике, жестам и т.п.

- Физическая агрессия проявляется в виде грубого применения силы, например, драки и порчи вещей.

- Аутоагрессия – одна из наиболее деструктивных в долгосрочной перспективе – это самообвинения, самоунижение, нанесения себе телесных увечий, такое поведение особенно часто встречается в подростковом возрасте.

- Инструментальная агрессия используется для получения желаемого, порой неосознанно: ребенок кричит и скандалит в магазине, требуя от матери купить то, что он хочет.

- Мотивационная агрессия – заранее спланированная, к примеру, школьник бьет одноклассника, который раннее чем-то его зацепил.

Внимательное наблюдение и анализ «предыстории» детской агрессии поможет ответить на вопрос, почему ребенок так себя ведет и что с этим делать.

Агрессивный ребенок – что делать?

Во-первых, стоит отказаться от требовательности, граничащей с тиранией – это только усугубит склонность ребенка к агрессии. Требования к ребенку должны быть разумными, соответствующими его возрасту и способностям. Также стоит проследить за собой: какой пример вы подаете ребенку? Позволяете ли с супругом ссориться и оскорблять друг друга при нем? В методах воспитания отец и мать должны быть едины и последовательны, чтобы у детей не формировались двойные стандарты. Что касается реакции на агрессию, то стоит помнить несколько простых правил. Моментальное и жесткое наказание за драку или ругань не даст нужного эффекта: ребенок будет скрывать реакции от родителей, но начнет срывать злость на других. При этом попустительство также недопустимо, ребенок всегда чувствует неуверенность и колебания родителей. Профилактика агрессии – это постепенное и планомерное формирование доверительных отношений, теплых и искренних. Для образного сравнения представьте, что коррекция запущенной агрессии напоминает приручение дикой лошадки – силу и слабость она не признает, а единственное, что может сработать – доверие.

Конкретные методы коррекции сводятся к следующим шагам: 
1. Научить выражать ребенка гнев в приемлемой и адекватной форме. 
2. Научить владеть собой в любой ситуации. 
3. Отработать приемы и навыки общения в конфликте. 
4. Помочь формированию эмпатии.

Таким образом, агрессивное поведение - одна из центральных проблем изучения человеческой психики, понимания человеческой природы. Конечно, биологии, этологи, юристы используют свои специфические методы и подходы в разрешении этой проблемы. На сегодняшний день, наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения достигнуты именно в психологической науке. Проблема агрессивности затрагивает и дошкольные учреждения. В последнее время психологов детских учреждений стало волновать то, что у детей наблюдается высокий уровень агрессивности. Этими специалистами ведется усиленная работа по выявлению причин подобного поведения, факторов, влияющих на его появления и конечно коррекции. Также ведется работа по выявлению влияния семьи и семейных взаимоотношений на становление агрессивного поведения и уровня агрессии у детей. Конечно, проблема агрессии в нашем обществе в настоящее время имеет место быть.

Библиография

1. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. - М., 1991..

2. Колосова, С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова. - СПб.: Питер, 2004.

3. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей

/ Т.П. Смирнова - Ростов н/Д: Изд. «Феникс», 2005.

4. Кэмпбелл Р. Как справиться с гневом ребенка. – М.: Изд-во «Генезис», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивные дети. Психокоррекционная работа с агрессивным ребенком.

Агрессия – отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящее. Агрессивный ребенок часто чувствует себя...

Материал для беседы с родителями на тему: «Что такое агрессивность и как общаться с агрессивным ребенком»

Взрослые были проинформированы о том, что такое агрессия, каковы её причины  проявления, чем она опасна для ребенка или окружающих. Были  даны конкретные  советы и рекомендации, как пом...

Агрессивный ребенок, какой он? Как помочь агрессивному ребенку.

В презентации раскрываются особенности поведения агрессивного ребенка. Дается характеристика данного поведения. Указываются причины. Описывается роль взрослых при взаимодействии с детьми, проявляющих ...

Агрессивное поведение детей 3х лет. Как общаться с агрессивным ребенком, постепенно снижая уровень агрессии.

Агрессивное поведение ребенка связано с возрастным кризисом 3х лет. Приступы агрессии в этом возрасте происходят достаточно часто. Таким поведением дети выражают свое недовольство или разочарования. Н...

Статья «Что такое агрессивность и как общаться с агрессивным ребенком»

laquo;Что такое агрессивность и как общаться с агрессивным ребенком»...


 

Комментарии

Пестерева Татьяна Юрьевна

Очень интересная статья, спасибо.