игровые методы и приемы в формировании речи детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа) по теме
Как мы можем помочь своему ребенку в развитии звуковой культуры речи...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_metody_i_priemy.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
От двух до трех лет внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. Ему теперь хочется поговорить о том, что было или будет, о прослушанной сказке и т.д. Этому соответствует начало овладения фразовой речью. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро.
Для развития речи мы ставим перед собой такие образовательные задачи, как:
- развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и интерес к ним;
- вырабатывать умение слушать чтение вместе с группой сверстников, когда воспитатель читает или рассказывает;
- вовлекать в инсценирование, подговаривание слов в сказке.
Развивать звуковую культуру речи: учить говорить внятно, не торопясь, достаточно громко;
- поддерживать игры со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий;
- учить узнавать персонажи по звукоподражанию («ко – ко – ко», «му-у-у», «гав – гав»).
- стимулировать ребенка повторять отдельные слова и выражения из стихов и сказок, испытывать радость от игр со звуками, словами, рифмами;
- учить следить за развитием действия в коротких стихотворениях, потешках, сказках с наглядным сопровождением ( картинки, игрушки, действия), а затем без него;
- побуждать самостоятельно рассматривать книги, узнавать героев литературных произведений и их действия при многократном чтении, рассказывании, рассматривании иллюстраций;
- активно выражать свои впечатления, отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций ( «Кто это?», «Где у зайки ушки?», «Что он делает?», «А что это?».
В раннем детстве развитие речи идет по двум направлениям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. Понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется. Ребенок не только понимает отдельные слова, но становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чем они говорят. В это время дети активно слушают сказки, рассказы, стихи – и не только детские, но и труднодоступные по смыслу.
Развитие речи ребенка 2-3 лет в большой степени зависит от внимания и усилий родителей. Нельзя пропустить этот период. Родителям необходимо запастись книжками и терпением, проводить с детьми занятия, и как можно больше говорить с ними. Уделять внимание развитию мелкой моторики. Она тоже оказывает влияние на развитие речи у ребенка. Складывая пазлы, стараемся описывать картинку, которая будет получаться. Нельзя забывать и о развивающих играх.
Наверняка все замечали, насколько дети любят подражать. Этим качеством можно воспользоваться с пользой, если применять его в обучении. Вы когда-нибудь играли в зоопарк? Имитация голосов животных не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи ребенка 2-3 лет.
У всех, где есть маленькие дети, дома много мягких игрушек. Их можно расставить по комнате. Потом вместе с малышом подходить поочередно к каждой игрушке и знакомиться с ней. Но есть одно условие – говорить нужно на их языке. Это будет замечательная тренировка для ребенка. Даже не зная специальных упражнений, можно делать зарядку для языка и губ, которая необходима для более быстрого развития речи детей.
Первое упражнение можно выполнять утром, во время умывания. Малыш наверняка любит корчить рожицы перед зеркалом, вот этим и можно воспользоваться. Пусть он вытягивает губы трубочкой, произносит «О», «МО», «ВО». Для этого упражнения достаточно 2 – 3 минуты.
Зарядку для языка проводить еще проще. Намажьте губки ребенка чем-нибудь сладким, и пусть он это слижет. Не забудьте и про уголки рта, там тоже должно быть чисто. Такое занятие не только повеселит кроху, но и будет хорошей тренировкой мышц лица и языка.
Ну и последнее – улыбка. Широкая улыбка разрабатывает мышцы лица, и малыш быстро научится произносит «Ы».
Благодаря таким несложным и забавным упражнениям для развития речи детей 2 – 3 лет, малыш быстро освоит новые звуки и начнет говорить.
Темп развития речи ребенка на третьем году жизни заметно возрастает. К концу второго года ребенок употребляет до 300, а к концу третьего года – от 500 до 1500 слов. Наряду с расширением словаря и уточнением произношения слов происходит усвоение грамматического строя родного языка. Речь ребенка начинает приобретать связный характер и выражать простейшие отношения между предметами. Овладевая в ходе предметной деятельности способами употребления предметов, дети начинают и в речевом общении улавливать и употреблять грамматические формы, при помощи которых эти способы можно обозначить.
Сосредоточение на том, как взрослые произносят слова, и усвоение грамматических форм родного языка развивают у ребенка чутье языка. К концу раннего возраста дети довольно хорошо согласовывают слова в предложении. Часто они сами, играя, пробуют подбирать слова с определенным оттенком значения.
Общение со взрослым имеет определяющее значение для развития речи. В то же время развитие речи раскрывает для ребенка возможности развития общения.
Речь ребенка развивается, главным образом, благодаря каждодневному общению со взрослыми, которые стремятся к обмену информацией, т.е. хотят понять и быть понятыми. Исследования показали, что чтение книжек с картинками также облегчает ребенку овладение речью. Особенно полезным чтение оказывается, если взрослые (воспитатели, родители) задают детям открытые вопросы, поощряющие их придумать развитие какой-либо истории, и должным образом реагируют на попытки ребенка ответить на эти вопросы.
Развитие речи в раннем детстве происходит в несколько этапов. С каждым этапом, ребенок все больше и больше усовершенствует свой словарный запас, общение с родителями постепенно переходит на более зрелый уровень. В периоде от двух до трех лет наблюдается резкое расширение словарного запаса ребенка. С помощью слов он уже неплохо выражает свои мысли, активно вступает в разговор со взрослыми, задавая при этом кучу интересующих его вопросов. Не зря же 2 года называют «возрастом почемучек». Раннее развитие ребенка в этом возрасте связано с употреблением не только отдельных слов, но и простых коротких предложений. Развитие речи детей этого возраста представляет собой завершение формирования начальных знаний и навыков, из которых впоследствии начнется новый этап в развитии речи ребенка. В трехлетнем возрасте ребенок с помощью слов может рассказывать обо всем, что происходит вокруг него. Как и в два года, малыш интересуется всем вокруг, задавая много вопросов взрослым. Все больше и больше речь для ребенка становится средством самовыражения, отражения своего внутреннего мира и своих желаний. Он уже умеет различать, когда речь идет о плохом, а когда о хорошем. Малыш с радостью учит детские песенки, сказки, потешки и стишки. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи ребенка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно "знать в лицо", поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.
Типичные проблемы развития речи дошкольника:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Считается, что планомерные занятия в группе помогут малышу в этом нелегком деле. Очень часто надежды эти не оправданы: во многих детских садах развитию речи не уделяется достаточного внимания. Но, даже, если на занятиях родной речи отведено достойное место, все же имеет смысл проследить: достаточно ли у ребенка развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог, развернутые ответы.
Рассмотрим кратко какие упражнения и игровые занятия (дидактические игры, игры-инсценировки, хороводные игры, игры-сюрпризы, игры- импровизации, игры-занятия с картинками) мы проводим с детьми для развития речи.
Для налаживания речевого общения с ребенком и обогащения его словаря мы стараемся использовать все режимные моменты и бытовые ситуации. Важным моментом нашей работы является использование для развития речи самостоятельных предметных и игровых действий самого ребенка. Мы сами активно включаемся в игровую деятельность детей, побуждая их выполнять несложные поручения, отвечать на вопросы в ходе занятия.
Вся наша работа сопровождается постоянными наблюдениями за живыми объектами, движущимся транспортом, то есть за всем, что привлекает детское внимание и вызывает яркие эмоциональные и речевые реакции, непроизвольную ситуативную речь. Поддерживая диалог с ребенком, стараемся дать полное развернутое речевое описание происходящего.
С детьми постоянно организовываются игры – занятия по рассматриванию игрушек, картинок, предметов… Примером могут служить такие как «Чудесный мешочек», «Кто, кто в домике живет?», «Кто чей детеныш?» и т.д.
Для организации игр и занятий используются игрушки, реальные предметы, картинки, муляжи. Создавая загадочную игровую ситуацию, мы привлекаем детей к инсценированию, звукоподражанию, включая каждого ребенка в различные ситуации и небольшие сюжетные сценки. Каждый ребенок получает возможность самостоятельно обследовать принесенные предметы, пробует с ними играть. В процессе разыгрывания небольших сценок, дети проговаривают слова, изображают движения персонажей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Игровые методы и приемы пальчиковых игр с предметами, направленные на развитие мелкой моторики, формирование речи детей младшего дошкольного возраста в ГКП.
Для чего необходимо развивать мелкую моторику?Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частичноформируются под влия...
Методы и приемы обогащения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста
консультация для воспитателей...
Методы и приемы развития активной речи детей в дошкольном возрасте.
Статья : "Методы и приемы развития активной речи детей в дошкольном возрасте"....
Игровые методы и приемы в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников в математическом развитии. Математика для дошколь...
Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».
Данная рабочая программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста» 2021- 2022 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста»2021- 2022 учебный год...