Родительское собрание на тему "Как слушать ребенка"
материал (подготовительная группа) по теме

Масина Марина Владимировна

Цель: Содействовать предупреждению трудностей во взаимоотношении между детьми и родителями до того, как они возникнут; приобретению родителями уверенности в своих силах.

 

 

Ход собрания.

 

 

Ведущий начинает собрание со слов: «Здравствуйте уважаемые родители, как мы рады видеть всех вас. Сегодня родительское собрание будет не совсем обычное, мы будем работать активно все и сообща. Тема нашего заседания «Как слушать ребенка». Для начала мы проведем небольшую разминку. Прошу всех родителей выйти на более свободный участок в группе.

 

Разминка «Перемены». Цель: создание обстановки, чтобы все участники почувствовали себя свободно, расковано.

 

Ход: Предложить родителям встать в общий круг, а затем поменяться местами с тем, у кого на руке есть часы (на одежде пуговицы, обувь черного цвета, кто любит кошек, у кого трое детей) и пр. В конце обратить общее внимание на то, что все мы разные, но всегда можно найти то, что нас объединяет.

 

Ведущий: «Вижу, что все немного расслабились, и я вам предлагаю выполнить следующее задание. Рассчитайтесь по номерам – на «первый», «второй», «третий», - а затем соберитесь в группы по номерам (все первые, все вторые, все третьи). (Разбивка участников на малые группы – это способ создать подгруппы для обсуждения, решения проблемы).

 

Ведущий: «У нас получилось 3 подгруппы. Давайте каждая подгруппа сядет за отдельный стол, и будет решать поставленные проблемы сообща, вынося свои решения».

 

Ведущий. Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего…его послушать.

 

Что же значит – активно слушать ребенка? Начну с ситуаций.

 

Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает её трёхлетний малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!».

 

Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: «Больше я туда не пойду!».

 

Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать «эту уродскую шапку».

 

Ведущий: «Послушайте задание: подгруппе под №1 нужно подобрать фразу, в которой родитель называет чувство ребенка к 1-ой ситуации; подгруппа под №2 ко 2-ой ситуации и соответственно подгруппа под №3 к 3-ей ситуации.

 

Ответы: 1 подгруппа: - Ну, ничего, поиграет и отдаст…

 

2 подгруппа: - Как это ты не пойдешь в школу?!

 

3 подгруппа: - Перестань капризничать, вполне приличная шапка.

 

Ведущий. При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием. Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчёт.

 

Вот послушайте следующую ситуацию, и на примере этой ситуации вы попробуете изменить фразы к вашим заданиям.

 

Папа с сыном торопились на автобус. Автобус был последний, и на него никак нельзя было опоздать. По дороге мальчик попросил купить шоколадку, но папа отказался. Тогда обиженный сын стал саботировать папину спешку: отставать, смотреть по сторонам, останавливаться для каких-то «неотложных» дел. Перед папой встал выбор: опаздывать нельзя, а тащить сына насильно за руку ему тоже не хотелось. И тут он решил действовать по-другому. «Денис, - обратился он к сыну, - ты расстроился из-за того, что я не купил тебе шоколадку, расстроился и обиделся на меня».

 

В результате произошло то, чего папа совсем не ожидал: мальчик миролюбиво вложил свою руку в папину, и они быстро зашагали к автобусу.

 

Ведущий. Даю каждой подгруппе 5 минут на обсуждение и поправки своих ответов. Также предлагаю обыграть ситуации из заданий.

 

1 подгруппа. Сын: Он отнял мою машинку!

 

Мама: Ты очень огорчен и рассержен на него.

 

2 подгруппа. Сын: - Больше я туда не пойду!

 

Папа: - Ты больше не хочешь ходить в школу.

 

3 подгруппа. Дочь: - Не буду я носить эту уродскую шапку!

 

Мама: -Тебе она не очень нравится.

 

Ведущий: - Как вы думаете, в чем преимущество этих ответов?

 

Группа: - Эти ответы, показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышав о ней принять её.

 

Ведущий: - Приведу пример более длительного разговора, в котором мама несколько раз «озвучила» то, что она услышала и увидела, беседуя с плачущим ребенком.

 

Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют её пятилетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач.

 

Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади – растерянный сын.

 

Дочь: У-у-у!

 

Мама: Миша тебя обидел…(Пауза).

 

Дочь (продолжает плакать): Он меня урони-и-ил!

 

Мама: Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась… (Пауза).

 

Дочь (переставая плакать, но всё ещё обиженным тоном): Нет, он меня не поймал.

 

Мама: Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал, и ты упала… (Пауза).

 

Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.

 

Дочь (уже спокойно): Да… Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени).

 

Мама (через некоторое время): Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть.

 

Дочь: Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне неинтересно.

 

Миша: Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю…

 

Ведущий: - Этот диалог дает нам возможность обратить внимание на некоторые важные особенности и дополнительные правила беседы по способу активного слушания. Давайте подумаем, какие и сформулируем.

 

Группа: 1. При беседе повернуться лицом к ребенку.

 

2. При разговоре глаза родителя и ребенка должны находиться на одном уровне.

 

3. Разговаривать на близком расстоянии (посадить на колени, придвинуть стул).

 

Перерыв. Просматривание фотографий детей на стенде «Наша жизнь в детском саду» (5мин).

 

Ведущий: - Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу «чувства ребенка». В левой колонке вы найдете описание ситуаций и слова ребенка, справа напишите, какие по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае. Запишите ваш ответ на слова ребенка (3-я колонка). Обозначьте в этой фразе чувство, которое (по вашему предложению) он испытывает (опираясь на образец).

 

Обсуждение всей группой (выносятся согласованные мнения, результаты работы малых групп: это позволяет среди них выбрать наиболее точные идеи).

 

Ситуация и слова ребенка

 

Чувства ребенкВаш ответ

 

(Образец): «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель, и из него все высыпалось».

(Ребенку сделали укол, плачет): «Доктор плохой!»

(Старший сын -  маме): «Ты всегда её защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь».

(Ребенок роняет чашку, та разбивается). «Ой!!! Моя ча-а-шечка!».

«Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение мультфильма!».

Огорчение, обида.

 

Ты очень расстроилась, и было очень обидно.

 

 

Группа: (возможные ответы родителей)

 

Тебе больно, ты рассердилась на доктора.

Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.

Ты испугалась, и чашечку очень жалко.

Очень досадно…

Ведущий: - Вот и подошло наше заседание к концу. Я хочу поблагодарить каждого. Наверное, каждый из вас почерпнул для себя что-то новое, надеюсь, что многие будут применять правила, которые мы с вами выделили. А в завершении я хочу дать вам небольшое задание.

 

Начните то же делать в вашем повседневном общении с ребенком: замечайте моменты его различных переживаний, когда он обижен, расстроен, боится, не хочет, устал, рассержен, радостен, нетерпелив, увлечен… и называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной (не вопросительной) форме вашей реплики и о паузе после ваших слов.

 

Ведущий: - На этом мы прощаемся с вами, до-свидания.

 

 

 

 

 

Используемая литература:

1.    Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком как? «Издательство Астрель», 2006.

2.    Фребель Ф. Будем жить для своих детей. – М., 2001.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Как слушать ребенка»

Цель: Содействовать предупреждению трудностей во взаимоотношении между детьми и родителями до того, как они возникнут; приобретению родителями уверенности в своих силах.

Ход собрания.

Ведущий начинает собрание со слов: «Здравствуйте уважаемые родители, как мы рады видеть всех вас. Сегодня родительское собрание будет не совсем обычное, мы будем работать активно все и сообща. Тема нашего заседания «Как слушать ребенка». Для начала мы проведем небольшую разминку. Прошу всех родителей выйти на более свободный участок в группе.

Разминка «Перемены». Цель: создание обстановки, чтобы все участники почувствовали себя свободно, расковано.

Ход: Предложить родителям встать в общий круг, а затем поменяться местами с тем, у кого на руке есть часы (на одежде пуговицы, обувь черного цвета, кто любит кошек, у кого трое детей) и пр. В конце обратить общее внимание на то, что все мы разные, но всегда можно найти то, что нас объединяет.

Ведущий: «Вижу, что все немного расслабились, и я вам предлагаю выполнить следующее задание. Рассчитайтесь по номерам – на «первый», «второй», «третий», - а затем соберитесь в группы по номерам (все первые, все вторые, все третьи). (Разбивка участников на малые группы – это способ создать подгруппы для обсуждения, решения проблемы).

Ведущий: «У нас получилось 3 подгруппы. Давайте каждая подгруппа сядет за отдельный стол, и будет решать поставленные проблемы сообща, вынося свои решения».

Ведущий. Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего…его послушать.

Что же значит – активно слушать ребенка? Начну с ситуаций.

Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает её трёхлетний малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!».

Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: «Больше я туда не пойду!».

Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать «эту уродскую шапку».

Ведущий: «Послушайте задание: подгруппе под №1 нужно подобрать фразу, в которой родитель называет чувство ребенка к 1-ой ситуации; подгруппа под №2 ко 2-ой ситуации и соответственно подгруппа под №3 к 3-ей ситуации.

Ответы: 1 подгруппа: - Ну, ничего, поиграет и отдаст…

2 подгруппа: - Как это ты не пойдешь в школу?!

3 подгруппа: - Перестань капризничать, вполне приличная шапка.

Ведущий. При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием. Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчёт.

Вот послушайте следующую ситуацию, и на примере этой ситуации вы попробуете изменить фразы к вашим заданиям.

Папа с сыном торопились на автобус. Автобус был последний, и на него никак нельзя было опоздать. По дороге мальчик попросил купить шоколадку, но папа отказался. Тогда обиженный сын стал саботировать папину спешку: отставать, смотреть по сторонам, останавливаться для каких-то «неотложных» дел. Перед папой встал выбор: опаздывать нельзя, а тащить сына насильно за руку ему тоже не хотелось. И тут он решил действовать по-другому. «Денис, - обратился он к сыну, - ты расстроился из-за того, что я не купил тебе шоколадку, расстроился и обиделся на меня».

В результате произошло то, чего папа совсем не ожидал: мальчик миролюбиво вложил свою руку в папину, и они быстро зашагали к автобусу.

Ведущий. Даю каждой подгруппе 5 минут на обсуждение и поправки своих ответов. Также предлагаю обыграть ситуации из заданий.

1 подгруппа. Сын: Он отнял мою машинку!

Мама: Ты очень огорчен и рассержен на него.

2 подгруппа. Сын: - Больше я туда не пойду!

Папа: - Ты больше не хочешь ходить в школу.

3 подгруппа. Дочь: - Не буду я носить эту уродскую шапку!

Мама: -Тебе она не очень нравится.

Ведущий: - Как вы думаете, в чем преимущество этих ответов?

Группа: - Эти ответы, показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышав о ней принять её.

Ведущий: - Приведу пример более длительного разговора, в котором мама несколько раз «озвучила» то, что она услышала и увидела, беседуя с плачущим ребенком.

Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют её пятилетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач.

Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади – растерянный сын.

Дочь: У-у-у!

Мама: Миша тебя обидел…(Пауза).

Дочь (продолжает плакать): Он меня урони-и-ил!

Мама: Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась… (Пауза).

Дочь (переставая плакать, но всё ещё обиженным тоном): Нет, он меня не поймал.

Мама: Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал, и ты упала… (Пауза).

Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.

Дочь (уже спокойно): Да… Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени).

Мама (через некоторое время): Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть.

Дочь: Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне неинтересно.

Миша: Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю…

Ведущий: - Этот диалог дает нам возможность обратить внимание на некоторые важные особенности и дополнительные правила беседы по способу активного слушания. Давайте подумаем, какие и сформулируем.

Группа: 1. При беседе повернуться лицом к ребенку.

2. При разговоре глаза родителя и ребенка должны находиться на одном уровне.

3. Разговаривать на близком расстоянии (посадить на колени, придвинуть стул).

Перерыв. Просматривание фотографий детей на стенде «Наша жизнь в детском саду» (5мин).

Ведущий: - Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу «чувства ребенка». В левой колонке вы найдете описание ситуаций и слова ребенка, справа напишите, какие по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае. Запишите ваш ответ на слова ребенка (3-я колонка). Обозначьте в этой фразе чувство, которое (по вашему предложению) он испытывает (опираясь на образец).

Обсуждение всей группой (выносятся согласованные мнения, результаты работы малых групп: это позволяет среди них выбрать наиболее точные идеи).

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенкВаш ответ

(Образец): «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель, и из него все высыпалось».

(Ребенку сделали укол, плачет): «Доктор плохой!»

(Старший сын -  маме): «Ты всегда её защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь».

(Ребенок роняет чашку, та разбивается). «Ой!!! Моя ча-а-шечка!».

«Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение мультфильма!».

Огорчение, обида.

Ты очень расстроилась, и было очень обидно.

Группа: (возможные ответы родителей)

Тебе больно, ты рассердилась на доктора.

Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.

Ты испугалась, и чашечку очень жалко.

Очень досадно…

Ведущий: - Вот и подошло наше заседание к концу. Я хочу поблагодарить каждого. Наверное, каждый из вас почерпнул для себя что-то новое, надеюсь, что многие будут применять правила, которые мы с вами выделили. А в завершении я хочу дать вам небольшое задание.

Начните то же делать в вашем повседневном общении с ребенком: замечайте моменты его различных переживаний, когда он обижен, расстроен, боится, не хочет, устал, рассержен, радостен, нетерпелив, увлечен… и называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной (не вопросительной) форме вашей реплики и о паузе после ваших слов.

Ведущий: - На этом мы прощаемся с вами, до-свидания.

Используемая литература:

1.    Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком как? «Издательство Астрель», 2006.

2.    Фребель Ф. Будем жить для своих детей. – М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания «ТЕМПЕРАМЕНТ – основа поведения ребенка»

В конспекте дана характеристика 4 видов темперамета, тест и памятка для родителей....

Родительское собрание для пап "Зачем ребенку нужен папа?"

Если заглянуть на любое родительское собрание в детском саду или школе, то 90%, а то и все 100% из  присутствующих там - это мамы. К сожалению, мужчины зачастую самоустраняются от воспитания дете...

Родительское собрание "Как воспитать толерантного ребенка"

Родителькое собрание. Тема :"Как воспитать толерантного ребенка"...

Родительское собрание "Эмоциональные особенности развития ребенка среднего возраста"

Цель: создание условий для  партнерских отношений между родителями и детьми.Задачи:Привлечь родителей к участию в образовательном процессеСоздать условия для обмена семейным опытомОбсудить наибол...

Родительское собрание: "Как воспитывать гиперактивного ребенка".

Как воспитывать гиперактивного ребенка.      В переводе с латинского языка "активный" значит деятельный, действенный, а греческое слово "гипер" указывает на превышение нормы. Гиперакт...

Родительское собрание "Значимость эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье"

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в средней группе о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО ТЕМЕ «МОЙ РЕБЕНОК – ТАЛАНТЛИВЫЙ РЕБЕНОК»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕПО ТЕМЕ «МОЙ РЕБЕНОК – ТАЛАНТЛИВЫЙ РЕБЕНОК»...