ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
консультация по теме

Копосова Наталья Сергеевна

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh.docx666.16 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЖ

ОСНОВЫ

 БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА:

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

                           

                                КРАСНЫЙ СВЕТ-

                                        ДОРОГИ НЕТ

                       ЖЁЛТЫЙ-

                       ПРИГОТОВСЯ

                           

                            А ЗЕЛЁНЫЙ ПРОХОДИ-

                          ТЫ МАШИН НЕ БОЙСЯ

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

НИЧТО НЕ ВОСПИТЫВАЕТ С ТАКОЙ УБЕДИТЕЛЬНОСТЬЮ, КАК НАГЛЯДНЫЙ ПРИМЕР ВЗРОСЛОГО. ЕСЛИ РОДИТЕЛИ ПОСТОЯННО НАРУШАЮТ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРИСУТСТВИИ ДЕТЕЙ, ВРЯД ЛИ МОЖНО РАСЧИТЫВАТЬ, ЧТО ПРОПАГАНДА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ ВОЗЫМЕЕТ НА МАЛЫШЕЙ ДОЛЖНОЕ ДЕЙСТВИЕ.

ГЛАВНАЯ ОПАСНОСТЬ - СТОЯЩАЯ МАШИНА.

D:\КАРФОТКИ\ГОРОДА\15.jpg

 Почему? Да потому что, заранее увидев приближающийся автомобиль, пешеход, уступит ему дорогу. Стоящая же машина обманывает: она может закрывать собой идущую, мешает вовремя заметить опасность.

Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить улицу.

Понаблюдайте вместе с ребёнком за стоящими у края проезжей части машинами и обратите внимание малыша на то момент, когда из-за стоящей машины внезапно появляется другая машина.

 Обратите внимание ребёнка на то, что стоящий на остановке автобус тоже мешает увидеть движущийся за ним автомобиль. Стоящий автобус, как его не обходи-спереди или сзади, закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили её перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди возле остановки обычно спешат и забывают о безопасности. Надо подождать, пока автобус отъедет, или, переходя дорогу, отойти от него как можно дальше.

УМЕЙТЕ ПРЕДВИДЕТЬ СКРЫТУЮ ОПАСНОСТЬ!

Из-за какого-нибудь препятствия (дом, стоящий автомобиль, забор, кусты и др.), мешающего видеть дрогу целиком, может неожиданно выехать машина.

D:\КАРФОТКИ\ГОРОДА\5.jpg

 Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где ничто не помешает вам осмотреть её. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить улицу. Даже если машина приближается медленно, её нужно пропустить. Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребёнок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.

 И у светофора можно встретить опасность! Дети часто

рассуждают так: «Машины ещё стоят, водители меня видят

и пропустят». Они ошибаются. Сразу после включения

зелёного сигнала для водителей на переход может выехать

 автомобиль, который был не виден за стоящими

машинами и шофер, которого не видит пешехода. Если

погас зелёный сигнал светофора для пешеходов-нужно

остановиться. Сегодня на улицах городов мы постоянно

 сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают

 правила дорожного движения: мчатся на непозволительно

высокой скорости, игнорируют сигналы светофора и знаки

перехода. Поэтому недостаточно научить детей

ориентироваться только на зелёный сигнал светофора.

Переходя улицу,  ребёнок должен не только дождаться

нужного света, но и убедиться в том, что все машины

 остановились.

D:\КАРФОТКИ\ГОРОДА\10.jpg

 «Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядя. На

улице, где машины появляются редко, дети их не

опасаются, выбегают на дорогу, предварительно не

осмотрев её, и попадают под автомобиль.

 Вырабатывайте у ребёнка привычку всегда перед выходом на дорогу, даже если на ней нет машин, приостановиться, глядеться, прислушаться - и только тогда переходить улицу.

D:\КАРФОТКИ\ГОРОДА\1.jpg

 Стоя на осевой линии, помните, что сзади может оказаться машина! Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за теми машинами, которые приближаются к ним справа, и забывают об автомобилях, проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребёнок может сделать шаг назад, прямо под колёса машины, подъехавшей к нему слева.

Если пришлось остановиться на середине улицы, нужно быть предельно собранным, не делать ни одного движения, не осмотревшись, следить за автомобилями, приближающимися к вам справа и слева.

На улице умейте крепко держать ребёнка

 за руку! Находясь рядом с взрослым,

ребёнок полагается на него и либо вовсе

 не наблюдает за дорогой, либо наблюдает

 плохо. Взрослый же этого не учитывает.

Дети, не заметив идущую машину и

думая, что путь свободен, вырываются из

 рук взрослого, бегут через дорогу и

попадают под колёса автомобиля. Возле

перехода вы должны держать ребёнка за

 руку так, чтобы он не мог вырваться.

 Арки и выезды из дворов - места повышенной скрытой опасности. В больших городах местом повышенной опасности являются арки, через которые из глубины дворов на проезжую часть выезжают машины. Недопустимо, чтобы ребёнок бежал мимо такой арки впереди взрослого: его необходимо держать за руку.  

ПЕРЕХОДИМ ЧЕРЕЗ УЛИЦУ

Вы, конечно, знаете, что по городским улицам движется огромное количество машин. Улицы разделены между водителями машин и людьми так: пешеходы ходят по тротуарам, а транспорт движется по проезжей части улицы.

D:\КАРФОТКИ\ГОРОДА\4.jpg

КАКИЕ БЫВАЮТ ПЕРЕХОДЫ ЧЕРЕЗ УЛИЦУ:

1. Подземный переход.

В подземный переход нужно спуститься по лестнице, пройти по длинному тоннелю, расположенному под землёй, и по другой лестнице подняться наверх.

Вот подземный переход,

По нему идёт народ.

Переход прекрасный

Тем, что безопасный!

2. Надземный переход.

Это застеклённые тоннели, поднятые на опорах высоко над улицей. Чтобы перейти через улицу по надземному переходу, нужно подняться по лестнице, пройти в тоннеле над землёй и спуститься по другой лестнице.

3. Наземный переход.

Наземный переход называют « зеброй». При переходе через улицу нужно сначала посмотреть налево, а на середине проезжей части направо, чтобы видеть далеко машина или близко.

        Ещё одно важное правило. Если вы подходите к углу дома, к арке, к повороту улицы, нужно замедлить шаг, приостановиться, ведь оттуда неожиданно может выехать машина. Самое опасное, когда ни водитель, ни пешеход не видят друг друга до самого последнего мгновения.

       Нельзя выскакивать на проезжую часть из-за густых кустов, высоких сугробов или стоящих у обочины машины.

        Особенно внимательными старайтесь быть, когда ждёте транспорт на остановке. Никогда не подходите близко к проезжей части.

        Если вы приехали на автобусе, вышли из него, не торопитесь обходить автобус ни спереди, ни сзади, лучше подождите, когда он отъедет от остановки.

D:\КАРФОТКИ\ГОРОДА\12.jpg

ДЕТСКИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ

НАРУШЕНИЯ ПДД УЧАСТНИКАМИ ДВИЖЕНИЯ:

Установлено, что основной причиной травматизма является несоблюдение Правил дорожного движения и соответствующих им требований безопасного поведения на дороге детьми и взрослыми. В ходе исследования определено, что дети в подавляющем большинстве случаев(91%) получили травмы от транспорта, являясь пешеходами или велосипедистами. Велико количество(9%) пострадавших детей- пассажиров, роль которых как источников причины ДТП, в отличие от пешеходов- велосипедистов, практически сведена к нулю.

ВЛИЯНИЕ ПОЛО - ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ:

Среди детей, пострадавших на дорогах от транспорта, мальчиков в два раза больше, чем девочек.  При этом возраст детей откладывает чёткий отпечаток на частоту возникновения травм – подавляющее большинство составляют школьники в возрасте от 8 до 16 лет, количество же дошкольников и первоклассников в три раза меньше.

АВАРИЙНОЕ ВРЕМЯ:

При выборе мер профилактике необходимо учитывать время пребывания детей в школе, знать, когда школьники находятся под контролем учителей, а когда предоставлены сами себе.

Результаты изучения травм детей от транспорта показали, что наибольшее число их дети младшего школьного возраста и подростки получили по дороге в школу или по возвращении из неё. Наименьшее количество травм отмечалось во время, отведённое для сна, но тем не менее и в эти часы имели место случаи транспортного травматизма преимущественно с участием подростков.

АВАРИЙНЫЕ ДНИ:

Известно, что день недели и время года влияют на число детей, находящихся на улице, и количество транспорта в городе. Изучение детских транспортных травм показало, что если в течении всего учебного года травматизм распределяется равномерно только в середине недели и имеет день наибольшего числа травм(понодельник-18%), то во время летних каникул частота травматизма практически одинакова в любой день недели.

СЕЗОННЫЕ И ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ:

Немаловажную роль в увеличении в ДТП играют погодные условия, от которых зависит присутствие детей на улицах, характер их игр и продолжительность времени, которое они проводят вне дома. Наибольшее число травм(31%) отмечено весной. Летом их число снижается до 25%, а осенью и зимой ДДТТ составляет 44% от общегодового показателя.

НЕДОСТАТОЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ:

           Известно, что количество транспортных средств, движущихся по дороге, в значительной мере определяется её шириной. Чаще детский травматизм имеет место на широких (9-15 м.) дорогах и значительно реже на узких ( до 4,5 м.). В связи, с чем следует отметить, что в современных городах большая часть проспектов, улиц, и прежде всего вновь строящихся микрорайонах, являются широкими транспортными магистралями, на которых происходит большое число случаев детского транспортного травматизма. Этот фактор говорит в пользу разделения транспортного и пешеходного потоков (увеличение количества подземных пешеходных переходов) и ставит данную градостроительную меру в число первостепенных задач социальной профилактики детских транспортных травм.

 D:\КАРФОТКИ\ГОРОДА\11.jpg

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПОЛУЧЕНИЯ ТРАВМ ДЕТЬМИ

НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПЕРЕХОДА ДОРОГ:

     Чаще всего дети попадают в ДТП, перебегая проезжую часть дороги перед близко идущим транспортом. При этом частота получения травм во многом зависит от возраста детей. Так, перед приближающимся транспортом осмеливаются перебегать проезжую часть уже дети пяти и шестилетнего возраста, а начиная с семи лет, количество травм при указанном обстоятельстве увеличивается и к двенадцати летнему возрасту достигает максимального количества.

     Другой вид нарушения детьми ПДД - неожиданный выход на проезжую часть из-за сооружений, стоящего транспорта и иных препятствий, мешающих обзору, совершается чаще всего в возрасте от четырёх до десяти лет. У детей этого возраста ещё не сформировано мышление, позволяющее им предвидеть и осознать опасность.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ НЕЗРЕЛОСТЬ ДЕТЕЙ:

          Возраст детей в определённой мере отражает их подготовленность и способность самостоятельного, безопасного нахождения среди транспорта. Физиологи утверждают, что отделы коры головного мозга, ответственные за важнейшие процессы психики человека, становятся функционально зрелыми только к 7-12-летнему возрасту.

До этого возраста ребёнок ещё не полностью владеет своими интеллектуальными возможностями. Сознательное управление вниманием, памятью, мышлением – очень трудная задача для него. Этим умением и устойчивым навыкам ребёнок может действительно научиться только к 11-12 годам. Не случайно французы считают, что разрешать детям самостоятельно ходить в школу можно не раньше 11 лет.

Однако до сих пор этот важнейший фактор при обучении детей безопасному поведению на дорогах практически не принимается во внимание!

НЕУМЕНИЕ ДЕТЕЙ ОЦЕНИТЬ СТЕПЕНЬ ОПАСНОСТИ:

Важное значение в выборе мер профилактики детского травматизма имеет знание видов транспортных средств, чаще других участвующих в ДТП. Дети чаще получают травмы от легковых автомобилей (41%), количество которых значительно превышает все другие виды транспортных средств. На втором месте по числу получаемых детьми травм от транспорта находятся грузовики и автобусы (40 %). Но если учесть что количество грузовых автомобилей и автобусов в городе в три раза меньше, чем легковых автомобилей, то станет ясно, что наиболее опасным для детей транспортом являются грузовые автомобили и автобусы.

      Связав между собой результаты статистического анализа ДДТТ и психофизиологического исследования среди детей, установив типичные обстоятельства и частоту получения травм детьми, их участие в ДТП различных видов транспорта, был проведён эксперимент среди водителей, направленный на выявление предпосылок травматизма от водителей. Определение времени реакции водителей с различным расположением уровня глаз над дорогой (водителей грузовых и легковых автомобилей) на внезапно появляющийся, небольшой по высоте дорожный объект, показало, что время реакции водителей грузовых автомобилей на 15,4% больше. После рассмотрения геометрических параметров зоны обзора участка дороги, лежащего перед автомобилем, было установлено также, что у водителей грузовых автомобилей имеется «мёртвая зона», в которой небольшой по высоте дорожный объект становится невидимым. Протяженность « мёртвой зоны» зависит от роста ребёнка и от высоты расположения над дорогой глаз водителя. Чем выше над дорогой находится водитель, тем больше величина «мёртвой зоны».

ОБГОНЫ И ОБЪЕЗДЫ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ:

Они занимают особое место в общей структуре ДДТТ, несмотря на небольшое количество велосипедистов среди других участников дорожного движения.

Среди них наиболее часто транспортные травмы получают дети от 5 до 14 лет, которым, согласно ПДД, разрешается управлять велосипедом при движении по дорогам только с 14 лет. Очевидно, именно с возрастом пострадавших и присущим им особенностям психики следует связывать то, что основным обстоятельством, при котором велосипедисты (вплоть до 13 лет) получают травмы, является их внезапный выезд на проезжую часть дороги и столкновение с движущимся транспортом.              Велосипедисты-подростки часто вступают в конфликт с транспортом при несоблюдении дистанции и при совершении обгона.

      К сожалению, приходиться констатировать, что до сих пор не созданы условия для безопасного пользования велосипедом  детьми до 14 лет – нет специально отведённых для езды мест, не созданы условия и для взрослых – нет велодорожек.

      Решая проблемы снижения ДДТТ, необходимо обучать детей ПДД и безопасному поведению на дорогах через занятия велосипедом. Детям гораздо интереснее учиться вождению велосипеда, чем учиться быть пешеходом. А главное – обученный велосипедист более безопасен на дороге не только как водитель, но и как пешеход!

РОЛЬ ВОДИТЕЛЕЙ В ДТП:

В современной проблеме  возникновения и предупреждения ДТП большое и неизбежное внимание уделяется водителям транспорта, их профессиональной надёжности. Связывая данное положение с тем, что по вине водителей пострадала почти пятая часть детей, установлено, что основной причиной подобных случаев травматизма являются различные виды нарушений ПДД водителями. Следует отметить, что подавляющее большинство случаев ДДТТ произошло по вине трезвых водителей. Несмотря на то, что число водителей, находившимся в момент нанесения травмы детям в состоянии алкогольного опьянения, относительно невелико, следует подчеркнуть, что алкоголь ещё больше затрудняет и без того сложное взаимодействие между водителями и детьми.

ПЕРЕОЦЕНКА ДЕТЬМИ СВОИХ ФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ:

Повседневная жизнь постоянно требует от пешеходов при переходе дороги определять расстояние до приближающегося транспорта и тем самым обеспечивать свою безопасность.

Хорошо известно, что дети склонны переоценивать свои физические возможности. Необходимо развивать у детей умение определять расстояние на глаз, иначе говоря, развивать глазомер.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПДД:

1. Должны быть определены дорожные ситуации, являющиеся наиболее опасными для детей с учётом их возрастных особенностей.

2. Обучение детей безопасному поведению на дорогах должно выработать у них навыки осознанного понимания дорожных ситуаций, правильной ориентации и принятия адекватных решений в непрерывно меняющихся условиях движения.

3. Успех обучения детей невозможен без обязательного и активного участия в нём взрослых, в первую очередь родителей.

4. Действия всех служб и организаций, привлекаемых к работе по профилактике ДДТТ в соответствии с их родом деятельности (образование, здравоохранение, ГИБДД и др.) должны быть скоординированы, носить единый, целенаправленный и непрерывный характер.

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ:

  Работа по предупреждению ДДТТ должна носить практический и комплексный характер. Главные направления этой работы – социально-экономическое, организационно-техническое и учебно-воспитательное. Каждое из них требует своих решений и, что особенно важно, доведения их в полном объёме до практического осуществления. При этом, безусловно, приоритетным из указанных направлений является учебно-воспитательная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по изучению правил дорожного движения "Сказка о том, как Колобок" учил правила дорожного движения" воспитателей Дмитриевой Н.М. и Морозовой А.П. с детьми 1 старшей группы

Непрерывная образовательная деятельность по изучению с детьми правил дорожного движения, а именно: разъяснение понятий "пешеход", "тротуар", "проезжая часть", "переход"; изучение правил перехода улиц,...

Правила дорожного движения /презентация/, конспект занятия "Правила дорожного движения" средняя группа

Тема данной презентации "Правила дорожного движения"поставлены следующие задачи: Образовательные:- развивать логику, закрепить умение различать дорожные знаки: повторить основные правила поведени...

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе на тему: «Правила дорожного движения - правила жизни".

Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Восп...

Методическая разработка Познавательно – игрового интегрированного развлечения для детей старшего возраста по правилам дорожного движения с использованием ИКТ технологий. Тема: «Правила дорожного движения - правила жизни".

Создать условия для закрепления детьми знаний правил дорожного движения, расширить знания о светофоре и его сигналах   и умений использовать знания в различных практических ситуациях для обе...

Тематическое развлечение совместное с родителями. «Правила дорог - правила жизни!» Цель: создать условия для закрепления правил дорожного движения и дорожных знаков, навыка культуры поведения на дороге детей и родителей.

Тематическое развлечение, совместное с родителями. 2016г«Правила дорог - правила жизни!» Цель: создать условия для закрепления правил дорожного движения и дорожных знаков, навыка куль...

Конспект совместной деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения посредством дидактических игр. (средняя группа) Тема: «Прогулка по городу правил дорожного движения»

Конспект совместной деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения посредствои дидактических игр(средняя группа)...

Дидактическая, настольная игра – бродилка «Правило дорожного движения на улицах города Канска». как средство закрепления знаний детей правил дорожного движения.

Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые  нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Вот поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасном...