Успех зависит от готовности принять ребенка таким, кокой он есть.
статья (младшая группа) по теме

Эта статья рекомендована родителям, решившим принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Мало принять решение об усыновлении или опеке, надо быть готовым к трудностям на всех этапах становления новой семьи. А трудности неизбежны! Ведь личность человека проявляется с младенчества. Готовы ли взрослые принять ребенка таким, какой он есть, суметь отказаться немедленно перевоспитать его, не застревать на мелочах и негативных моментах, приписывая генам возникающие проблемы и не поддаваясь общественному мнению? Так же в статье приводятся периоды адаптации, которые проживает ребенок в новой семье, зная о которых маме и папе будет легче преодолеть данный этап.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Принять ребенка в семью.29.59 КБ

Предварительный просмотр:

 Успех зависит от готовности принять ребенка таким, какой он есть.

 Вы решили взять ребенка в семью, усыновить, взять под опеку, патронаж, неважно… Вы вяли в свои руки судьбу маленького человека, вы и только вы можете стать проводником в его жизни на данном этапе. Только от Вас зависит, насколько счастливым окажется его детство. Можно долго спорить что  важнее -  гены, полученные от биологических родителей или среда воспитания у приемных.  Успех зависит от готовности принятия ребенка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть самим собой. Надо развивать лучшее, что заложено природой в каждом ребенке, а не тратить силы на борьбу с негативными чертами.

Задумайтесь, сможете ли вы принять личностные особенности ребенка! Справитесь ли вы со своими амбициями, если ребенок не сможет усвоить все ваши правила и быстро приноровиться к сложившемуся у вас жизненному укладу? Сумеете ли отказаться от желания немедленно перевоспитать его, не фиксироваться на отдельных негативных моментах, не застревать на мелочах, приписывая генам возникающие проблемы, преодолевать свои страхи, не поддаваясь общественному мнению?

Практически все дети, пожившие в учреждениях интернатного типа, имеют отклонения в  физическом, эмоциональном или психическом развитии, что обязательно сказывается на их поведении. Для этих детей характерно отсутствие необходимой для ребенка ласки и внимания, на которых основывается доверие к окружающему миру. Поэтому, помимо любви к детям, родителям-воспитателям необходимо обладать добротой и терпением, чтобы принимать детей такими, какие они есть. Именно отсутствие этих качеств у родителей-воспитателей с романтическими установками или стремлением самоутвердиться посредством выполнения роли спасителей несчастных детей может послужить причиной конфликтов, стрессовых ситуаций, депрессии и нервных срывов. Незаменимыми для людей, связывающих свою судьбу с приемными детьми, являются, как уже сказано, терпение и педагогический оптимизм. В свое время А. С. Макаренко выдвинул оптимистическую гипотезу, которая ориентирует на веру в лучшее в человеке даже с риском ошибиться.
Опираясь на эту теорию в воспитании своих детей и запасаясь терпением, родитель-воспитатель в конце концов увидит плоды своего труда, правда, может пройти более или менее длительное время, что зависит от степени педагогической запущенности ребенка.
И как бы ни были важны личностные качества родителя-воспитателя, ему все же необходимы и определенные психолого-педагогические знания.
Приемные родители должны отчетливо представлять себе, как применяемые ими методы воспитания могут сказаться на детях, какую реакцию вызвать и к каким результатам привести.   У каждого из методов воспитания есть своя психофизиологическая основа, без учета которой невозможно с достаточной вероятностью спрогнозировать возможные последствия воздействия на ребенка. Игнорирование же этой психофизиологической основы зачастую приводит к печальным ошибкам в воспитании, что вдвойне нежелательно, когда речь идет о приемных детях. Разрешите вкратце о них напомнить.

МЕТОДЫ УБЕЖДЕНИЯ

В официальной педагогике до недавнего времени наиболее рекомендуемыми были так называемые методы убеждения, когда воспитатель воздействовал словом. Но когда много говорится о том, как надо себя вести, то очень часто дети предпочитают этого не слышать. Причем,  есть три формы поведенческой реакции ребенка, отторгающего наставления. Если ребенок смотрит поверх головы взрослого, то он занят своими мыслями, фантазиями; если смотрит вниз, то не только не воспринимает сказанное, но яростно спорит, отвергает, находит собственные аргументы; если смотрит прямо в глаза и даже кивает, вроде бы соглашаясь, то просто обманывает, являя собой прообраз будущего подхалима. Хотя именно в последнем случае легче дойти до сознания детей.
Возникает резонный вопрос: так что, совсем не говорить с ребенком? Говорить, но точно представляя себе меру воздействия. Наиболее простая схема  в
дошкольном возрасте  - рассказ, предполагающий яркую и эмоциональную форму изложения. Следовательно, можно и нужно говорить с ребенком, пока он слушает нас с раскрытым ртом и горящими глазами. Только так можно избежать распространенной ошибки, которую совершают многие воспитатели, когда пытаются объяснить давно известное и слова превращаются в отскакивающий от стенки горох. 
                                

 ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР

Раньше, чем многие другие методы воспитания, начинает воздействовать на детей пример. Общеизвестно, что часто дети копируют своих близких: так, у спокойных, уравновешенных родителей даже грудные дети меньше плачут. Недаром Сенека говаривал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко - примером». Воздействие примера основывается на заложенной в ребенке от природы склонности к подражанию.
Подражательность развивается от игрового подражания к подражанию в жизни. И поэтому в общеизвестной игре «дочки-матери» дети не только копируют реальную обстановку своего дома, но и в определенной степени практикуются в создании модели своей собственной будущей семейной жизни. Следовательно, понаблюдав за играми детей, можно увидеть себя в кривом зеркале, попытаться что-то исправить, а также постараться ненароком подбросить материал для дальнейших игр: что-то почитать, рассказать или даже включиться в игру. Побуждая к подражанию, надо обязательно вселять в ребенка веру в свои силы.
                                                

ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

Есть группа методов, которые, по общему признанию, вступают в наибольшее соприкосновение с личностью. Это методы поощрения и наказания. Механизм их воздействия таков: поощрение вызывает положительные эмоции, тем самым действия и поступки, за которыми оно последовало, закрепляются в поведении поощряемого. А наказание влечет за собой отрицательные эмоции, оказывающие тормозящее действие на совершенные поступки.
Необходимо помнить, что
личность поощряется не за качества характера, а за действия и поступки, т.е. постоянно проводится мысль, что ребенок так или иначе хорош, но сегодня он сделал добро и заслужил похвалу. И если сегодня похвалили за какой-то поступок, то завтра за него не хвалят, а принимают как должное. Теперь, чтобы заслужить поощрение, ребенок должен совершить большее, чем уже сделал. Так стимулируется его нравственное становление.
Вообще,
с наказаниями надо быть очень осторожными, ведь известно, что горе переживается острее и помнится дольше, чем радость. Очень больно воспринимают дети несправедливость, поэтому нельзя наказывать по подозрению. Как бы вы ни были уверены, что провинился именно этот ребенок, а не другой, не соседский, не кошка или собака, в конце концов, но «не пойман - не вор». Чересчур уверовав в свою проницательность, можно совершить непоправимую ошибку, наказав невиновного. И еще желательно хотя бы поначалу наказывать ребенка, не привлекая к этому всеобщего внимания, наедине, «по секрету». Кроме того, имея дело с приемными детьми, следует особенное внимание придавать мотивации проступка. Иногда за действием ребенка кроется желание любым способом привлечь к себе внимание, проверить, действительно ли его любят и до каких границ эта любовь простирается.
                                        

ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

В педагогической теории и практике известны ошибки, вызванные нарушениями требований к применению методов воспитания. Кроме них, выделяют еще общие ошибки семейного воспитания, обусловленные стилем взаимоотношений родителей и детей. Одной из наиболее распространенных являются так называемые «родительские ножницы», или расхождение в требованиях взрослых. Когда мать разрешает то, что запрещает отец, бабушка позволяет все, а дедушка - ничего, то у ребенка происходит полная потеря ориентации. В результате создается установка: когда все нельзя, тогда все можно. А ребенок точно должен знать, что нельзя и почему, или где можно, а где нельзя.
Например, после жалоб воспитательницы детского сада одна мама, считавшая, что для мальчика 6 лет вполне естественны желания лазить по деревьям и заборам, шлепать по лужам, разъясняла малышу, почему эти увлекательные занятия в детском саду под запретом. Мол, не все мальчики и девочки умеют лазить по деревьям и могут упасть, поэтому лучше выбирать другое место, не у всех приспособлена обувь к воде, можно промочить ноги и заболеть. Все это говорилось серьезным тоном, уважительно, и маленький мужчина согласился с мамиными доводами.
 Встречается у родителей и такой ошибочный взгляд на воспитание, как концентрация основного внимания на исправлении недостатков, вместо того чтобы формировать желаемые качества и умения. Конечно, для приемных родителей
избавление от вредных привычек – проблема очень актуальная, но при этом нельзя забывать и о закладывании каких-то основ на пустующем месте. 
Способ избежать ошибки заключен в известной формуле: воспитывай своего ребенка (а именно таким он становится для приемных родителей), как чужого, а чужого, как своего. Механизм воплощения таков: следует представить на месте провинившегося соседского ребенка, который не вызывает откровенной неприязни, и заново оценить допущенный проступок. Во многих случаях родители более лояльно оценивают промахи детей, за которых не несут моральной ответственности. Так можно избежать многих конфликтов, которые, кстати, детьми воспринимаются намного болезненнее и помнятся дольше.

А теперь о том, что же происходит с ребенком после того, как вы наконец-то   привели его домой.

Ребенок, попавший в новую для него среду, нуждается в некотором времени для адаптации к случившимся изменениям. Под психологической адаптацией ребенка в новой семье понимают приспособление его к нормам семьи и системе внутрисемейных взаимоотношений. Адаптация является и активным процессом, и результатом приспособленности ребенка к жизнедеятельности семьи. Соотношение этих двух компонентов определяет характер поведения ребенка и зависит от скорости, с которой он овладевает новой ролью - ролью члена семьи, сына или дочери, а также уровня его адаптивности.

Адаптивность - это врожденная или приобретенная способность к адаптации, т.е. приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Врожденными основами адаптивности являются инстинкты, темперамент, конституция, эмоции, уровень врожденных сторон интеллекта, специальные способности, физическое состояние организма. Поэтому длительность процесса адаптации у разных детей разная. Существует два основных типа адаптационного процесса. Первый характеризуется тем, что ребенок пытается активно изменить ситуацию «под себя», например, занять лидирующую роль в отношении кровных детей замещающего родителя. При втором типе ребенок старается быстро усвоить нормы и ценности семьи, соответствовать пожеланиям родителей.

В процессе адаптации ребенка в семье можно выделить несколько этапов.

Первый этап - «Знакомство». Реакции ребенка на этом этапе будут зависеть от его возраста и личностных особенностей, а также длительности времени знакомства с усыновителями, опытом предыдущих посещений, опытом (или его отсутствием) жизни в своей семье, сложившимся образом семьи.

Маленькие дети (2-4 года), с младенчества воспитывавшиеся в интернатном учреждении, в начале первого этапа обычно испытывают сильную тревожность. Новые вещи, чужие запахи, непривычный уклад жизни, обилие незнакомых предметов и явлений (лифт, машина, газовая плита и т.п.), отсутствие людей, которым он привык доверять, могут сильно повлиять на эмоциональное состояние ребенка. В результате ребенок становится настороженным, может плакать и кричать. Нарушение сна, ночное недержание мочи, отсутствие аппетита, а также вспышки агрессии достаточно часто распространены в первые два-четыре дня. Вместе с тем, обилие новых впечатлений, осознание, что он нашел себе маму и папу, делает его радостно возбужденным, после того как первый шок от перемещения прошел.

В первые дни пребывания в семье ребенок отдает предпочтение какому-то одному из родителей. Чаще маме, иногда папе. Требуется время, чтобы он начал одинаково относиться к обоим родителям.

Дети постарше, если их готовили к жизни в новой семье и они имели достаточно времени для того, чтобы хорошо познакомиться с будущими родителями, также испытывают тревожность, но могут ее контролировать. При этом активные дети чувствуют себя более уверенно, они всем интересуются, разговаривают, пытаются обратить на себя внимание. Их поведение отличается желанием понравиться и угодить. Менее активные - делают попытки угадать желания родителей и отличаются послушанием и примерным поведением.

При отсутствии должной подготовки дети, которых внезапно поместили в семью, испытывают сильный стресс. Ребенок в первые дни не способен структурировать ситуацию в соответствии со сложившимися представлениями о самом себе и окружении. Он также не может использовать сформированные ранее приспособительные реакции. Поэтому в течение первых двух-трех дней ребенок, в зависимости от личностных особенностей, может плакать, испытывать приступы тошноты и проблемы с пищеварением, иметь расстроенный стул. Помочь ему в этой ситуации может поддержка и доброжелательное объяснение правил семьи.

В этот период дети часто к месту и не к месту могут вспоминать  детское учреждение. Они могут путаться в именах, забывать, где мама-папа. Проявите терпение.

Окончание данного этапа характеризуется установлением приемлемых, равновесных для обеих сторон отношений. Родители и дети проявляют взаимную терпимость к стереотипам поведения друг друга.

Второй этап - «Экспансия». Ребенок уже знаком с основными правилами семьи и требованиями, которые родители ему предъявляют, однако он еще не испытывает к родителям привязанности. Несколько освоившись, и приняв как факт, что родители являются достаточно к ним терпимыми, дети возвращаются к знакомым им формам поведения. Это один из самых трудных этапов в становлении семьи. Среди поведенческих реакций детей в этот период - агрессивные выпады. Ребенок может ломать игрушки, демонстративно не подчиняться, делать «на зло», на поцелуи и объятия реагировать укусами и щипками, плеваться, при этом, однако, оставаясь очень чувствительным, склонным к преувеличенным жалобам, тревожности и слезам. Он стремится утвердиться в новой семье, настаивая на своем даже в ущерб здравому смыслу. Контроль над ситуацией и родителями позволяют ему уменьшить все еще имеющую место тревожность. Негативное поведение этого периода вызвано желанием «проверить родителей на прочность», а также установить границы дозволенного.

Сон детей в этот период еще тревожен. Засыпая, они могут «укачивать» себя, часты случаи энуреза и другие, ранее приобретенные негативные привычки.

Третий этап - «Псевдоадаптация». Сориентировавшись в поведенческих границах и определив наиболее приемлемые формы поведения, дети становятся более спокойными и уравновешенными; вместе с тем, у большинства из них отмечается регресс в поведении. Они просят выполнить за них те дела, которые ими уже освоены: «одень меня», «покорми, как маленького», «покачай на ручках» и т.п. Часто спрашивают, любят ли их родители, и сильно тревожатся, если им надо на какое-то время с родителями расстаться. Все еще не редки случаи агрессивного поведения и детских обид, однако обращение к «дурным» привычкам случается все реже.

На этом этапе уже заметны изменения во внешности ребенка: меняется выражение и цвет лица, оно становится более осмысленным, оживленным. Ребенок становится более доброжелательным и отзывчивым.

Третий период характеризуется внешней приспособленностью ребенка к жизни семьи. Вместе с тем ценности семьи еще не стали его ценностями.

Четвертый этап - «Привыкание». У ребенка исчезает напряжение, он практически не прибегает к «дурным привычкам», случаи ночного энуреза случаются только после перевозбуждения. Поведение становится более уравновешенным. При решении проблем ребенок часто обращается к родителям. Объятия и поцелуи спонтанны. Ребенок с удовольствием принимает участие во всех делах семьи, может объяснить, почему необходимо поступать так, а не иначе. Легко идет на уступки родителям.

Пятый этап - «Уподобление». Ребенок уже ничем не отличается от «домашнего». Он чувствует себя свободно, становится более независимым и самостоятельным. Между ребенком и родителями устанавливается взаимная привязанность. Ребенок охотно выполняет просьбы взрослого, не нарушает семейные правила. Появляется интерес к жизни в семье и чувство гордости за нее. У многих детей появляется внешнее сходство с родителями, являющееся показателем усвоения семейных ценностей.

Дурные привычки, как правило, преодолены.  Ослабевает напряжение, испытываемое при расставании с родителями.

Адаптационный период у большинства детей заканчивается через 8-9 месяцев жизни в семье. Условием успешного прохождения адаптации является правильное поведение родителей, которое заключается в терпеливом, доброжелательном, требовательно-последовательном и гибком отношении   к ребенку.

    Дети, как и взрослые, не перескакивают из печали и депрессии в другое состояние. Нужны постоянное внимание и забота взрослых, чтобы ребенок проникся доверием. Первые дни ребенка в семье. Перед тем как забрать ребенка из детского учреждения, следует узнать распорядок дня, любимую еду ребенка и постараться воспроизвести это в первое время в семье. Знакомые правила, уклад, запахи (первое время используйте тот же стиральный порошок, что и в детском учреждении), вкус действуют успокаивающе в новом месте. Надо постараться свести изменения в жизни ребенка к минимуму. Успокаивающе будет действовать на ребенка и привезенные им из детского учреждения вещи и игрушки.

Если ребенок постарше, следует рассказать ему, как собираетесь провести первый день, что будете делать вместе. Не лишним будет предупреждение, что родители всегда рядом, и в затруднительных для него случаях он может немедленно к ним обращаться.

Начинать следует со знакомства с квартирой. Необходимо показать ребенку его вещи - зубную щетку, полотенце, мочалку, место, где он будет спать, место для игр и место за столом и т.д. Это позволит ребенку почувствовать свою принадлежность к семье, «встроиться» в пространство квартиры. В процессе обхода квартиры можно знакомить ребенка с основными правилами семьи. Например: «Кушать мы всегда будем на кухне», «А вот здесь каждый день мы будем умываться, чистить зубы, мыть руки», «Спать ты будешь на этой кроватке в этой пижамке» и т.п. Не следует перегружать ребенка информацией, однако и ее отсутствие будет вызывать у ребенка тревогу.

Некоторые дети, для того чтобы освоиться, хотят какое-то время побыть одни, другие испытывают потребность в постоянном присутствии взрослого, которому они уже начали доверять. Поэтому после «обхода» квартиры у ребенка можно поинтересоваться, хочет ли он побыть один, например, в месте для игр, или лучше, если рядом с ним будет мама.

Если ребенок испуган, напряжен, кричит или плачет, следует присесть рядом и показать ему, что взрослый понимает его эмоциональное состояние, сказав примерно следующее: «Тебе, наверное, страшно. Ты не знаешь, можно ли нам доверять и что может случиться. Все дети, когда оказываются первый раз в новом месте, немного боятся, но потом, когда они хорошо посмотрят по сторонам, они понимают, что опасаться нечего, что к ним все хорошо относятся и никто не хочет их обидеть. Если тебе грустно и хочется поплакать, ты можешь погрустить и поплакать. А я посижу немного рядом с тобой, чтобы тебе было легче, и подожду, когда тебе будет не так страшно». В зависимости от реакций ребенка, можно поглаживать его по спине, покачивать его или просто находиться рядом, давая понять, что вы хорошо его понимаете и сочувствуете ему. Ни в коем случае не надо выказывать ребенку нетерпения, раздражения или обиды.

При сильных реакциях ребенка, когда он плачет, не останавливаясь, более двух часов, можно позвонить в детское учреждение и попросить воспитателя или его помощника поддержать ребенка. Это поможет ребенку почувствовать, что он не окончательно оторван от привычного ему мира. Возможно, такие звонки придется повторить еще несколько раз.

В первые дни лучше ограничить контакты и знакомства ребенка только членами семьи, проживающими в квартире.

У маленьких детей - до трех лет - реакция на новое место обычно выражена меньше. Однако и они могут плакать и тосковать. Им лучше всего помогают знакомые вещи и запахи. Поэтому можно дать ребенку в руки принесенную им из детского учреждения игрушку, или больше держать на руках и как можно меньше оставлять его одного или в присутствии человека, которого он не знает.       

   Итак,  попробуйте завоевать его доверие:

  • принимайте его таким, какой он есть;
  • уделяйте малышу как можно больше внимания;
  • не сравнивайте его с другими детьми;
  • постарайтесь выявить способности ребенка;
  • не отождествляйте его личность с поступками;
  • держите данное вами слово. Если вы не можете выполнить данное обещание, лучше не давайте его.

Мы хотим выразить надежду на то, что со временем родители будут иметь возможность получить консультацию у семейного психолога, так же как и у семейного врача. Ведь проблемы воспитания и здоровья ребенка тесно связаны с конкретной уникальной ситуацией его развития в семье, понимание которой может обеспечить адекватную консультацию специалистов.

В статье использованы выдержки из книги "Проблемы социального сиротства" под ред. Л.И. Смагиной. Минск 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От ваших усилий и желания зависит речевое развитие вашего ребенка

Чаще общайтесь со своими детьми, играйте с ними, будьте к ним внимательнее.Очень важно находить время выслушать ребенка, ответить на его вопросы.Только в общении развивается и совершенствуется речь....

Консультация для родителей: «Психологическая готовность детей к школе» Взрослый должен: • ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание ее достичь; направлять, помогать в д

Взрослый должен:ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание ее достичь; направлять, помогать в достижении целиприучать...

Статья "Аутизм. Как принять ребенка аутиста? "

В данной работе описана основная симптоматика детского аутизма и особенности его протекания. Рассматриваются особенности психологического состояния родителей, узнавших о диагнозе ребенка. В статье при...

Консультация родителям «Готовность к школе и детские рисунки - есть ли связь?»

А можно ли по детским рисункам определить — готов ли малыш к поступлению в школу?...

Консультация для родителей" Готовность к школе и детские рисунки — есть ли связь?"

Ваш малыш любит рисовать и его рисунки вызывают у вас эмоции? Одни — приятные, другие — не очень... Но что означают рисунки крохи? Можно ли использовать анализ детских рисунков в проекции ...

Принять своего ребенка таким, какой он есть

Консультация для родителей о принятии своего ребенка со всеми его особенностями...

Аутизм: успех зависит от родителей

Тема аутизма сейчас особенно много обсуждается, тому причиной и фильмы, и рассказы об аутистах. Но по-прежнему нет четких представлений – что такое аутизм. Откуда он берется ...