Актуальность для правового воспитания
статья на тему
Цель: воспитание самоуважения и уважения к достоинству и личным правам другого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost.docx | 24.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность для правового воспитания.
С раннего детства в детях необходимо воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Все это является основной целью правового воспитания дошкольников.
Во время образовательной деятельности по правовому воспитанию дети способны на доступном уровне приобретать навыки того, как выражать себя, как общаться с другими детьми и взрослыми, заботиться о других людях.
Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций:
- Многие родители испытывают серьезные трудности в воспитании детей, отсюда – случаи нарушения прав детей (жестокое обращение с детьми, унижение их достоинства, оставление ребенка одного на несколько часов и др.).
- Педагоги не всегда проявляют навыки правового поведения по отношению к воспитанникам: называют по фамилиям, отдают чужим людям или несовершеннолетним, не дают возможности высказать ребенку свое мнение.
- Дети дошкольного возраста проявляют хорошие знания о правилах взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, а в жизни зачастую ведут себя по отношению к окружающим эгоистично, иногда даже грубо, то есть не владеют деятельностной компетентностью в области соблюдения прав окружающих.
Календарь правовых дат:
- XXI век – Век ребенка
- 1 июня – Международный день защиты детей
- 4 июня – Международный день детей – жертв агрессии
- 20 ноября – Международный день прав ребенка
- 10 декабря – День прав человека
- 12 декабря – День Конституции Российской Федерации
Срок реализации: 1–9 декабря.
Участники: дети 5-6 лет и семьи воспитанников, педагоги, родители.
Цель: воспитание самоуважения и уважения к достоинству и личным правам другого человека.
Задачи:
- Воспитывать уважительное отношение к сверстникам, заботливое отношение к малышам.
- Развивать умение классифицировать поступки по принципу «разрешено – запрещено».
- Формировать представление об основных правах ребенка с помощью сказочных персонажей.
Содержание
Основные права детей:
- Право на жизнь и здоровое развитие
- Право на имя
- Право на воспитание в семье, на неприкосновенность жилища
- Право на отдых и игры
- Право на заботу со стороны взрослых
- Право на защиту от физического и психического насилия
- ВСЕ ДЕТИ ИМЕЮТ ОДИНАКОВЫЕ ПРАВА
Сказки:
Народные: русские – «Гуси-ебеди», «Заюшкина избушка», «Семеро козлят», «Кот, лиса и петух»; английская – «Три поросенка».
Авторские: Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок», Ш. Перро «Золушка», А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
Проект основан на интеграции образовательных областей:
Образовательная область | Интеграция с образовательными областями |
Социализация | Познание |
Чтение художественной литературы | |
Художественное творчество | |
Безопасность | |
Музыка |
Образовательная деятельность осуществляется с учетом комплексно – тематического принципа по основным линиям работы: в ходе непосредственно образовательной деятельности (Приложение 1), совместной деятельности педагога с детьми во время режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во время взаимодействия с семьями воспитанников (Приложение 2).
Предполагаемый результат
Интегративные качества | Предполагаемый результат |
«Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» | Проявляет интерес к участию в подвижных играх со сверстниками и младшими детьми. |
«Любознательный, активный» | Проявляет интерес к конструированию здания детского сада, рисованию сюжетов по правам человека, к играм – драматизациям по сказкам, в которых нарушаются права персонажей. |
«Эмоционально отзывчивый» | Эмоционально тонко чувствует переживания близких, детей, персонажей сказок и мультфильмов. |
«Овладевший средствами общенияи способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» | Проявляет умение поддерживать беседу, высказывая свою точку зрения, не перебивая окружающих; спокойно выражать словами свое несогласие с ответом товарища. |
«Способный управлять своим поведениеми планировать свои действия на основе первичных ценностныхпредставлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» | Проявляет умение договариваться о выборе на роль в играх – драматизациях и подвижных играх. |
«Способный решать интеллектуальныеи личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» | Способен сконструировать здание детского сада по собственному замыслу. |
«Имеющий первичные представленияо себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» | Знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества членов семья и сотрудников детского сада. |
«Овладевший универсальнымипредпосылками учебной деятельности» | Имеет навыки организованного поведения дома, на улице и в детском саду. |
«Овладевший необходимыми умениями и навыками» | |
Образовательные области | Владеет элементарными навыками культуры поведения во время еды, умение соблюдать правила гигиены в обществе (отворачиваться и прикрывать рот платком при чихании). |
«Здоровье» | |
Физическая культура | Участвует в коллективных подвижных играх, проводит подвижные игры с малышами. |
«Социализация» | Договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре, подчиняется правилам игры. |
«Труд» | Выполняет обязанности дежурного. |
«Безопасность» | Соблюдает элементарные правила безопасного для себя и окружающих поведения в детском саду: ходит и бегает, на наталкиваясь на окружающих, разговаривает спокойно, вполголоса. |
«Познание» | |
Конструктивная деятельность | Планирует этапы постройки здания и помещений детского сада. Умеет работать коллективно. |
Формирование элементарных математических представлений | Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными при счете козлят, отвечая на вопросы «Сколько?», «Который по счет ?». Выражает местонахождение других детей («козлят») по отношению к себе. Сравнивает на глаз два «рва» по ширине. |
Формирование целостной картины мира | Называет основные права детей: |
«Коммуникация» | Умеет слушать мнение окружающих, не перебивать окружающих при разговоре. |
«Чтение художественной литературы» | Называет сказки, в которых нарушаются права персонажей. |
«Художественное творчество» | |
Рисование | Создает сюжетные изображения, передавая движения человека. |
Лепка | Участвует в создании сюжетной композиции «Сказочные нарушители и помощники », совместно с 2–3 сверстниками предавая позы сказочных персонажей, соблюдая пропорции. |
«Музыка» | Участвует в театрализованном развлечении по сказочным сюжетам, средствами танца и песни эмоционально выразительно передает настроение персонажей. |
Самым важным результатом правового воспитания дошкольников является активная жизненная позиция, умение ребенка постоять за себя, помогать пожилым людям и малышам и уважительно относиться к окружающим, независимо от национальных различий или физических особенностей людей.
Литература:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
- Права ребенка: Нормативные документы. – М.: Сфера, 2007.
- Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт. – сост. Е.А. Позднякова. – Волгоград, 2008.
- Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары – практикумы, занятия, игры / авт. – сост. Т.А. Харитончик. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработка занятий. / Сост. Р.А. Жукова. – Волгоград: ИТЛ «Корифей». – 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные вопросы правового образования в воспитании ребенка
Дать детям элементарные представления о том, как была принята «Международная конвенция по защите прав ребёнка». Подвести к пониманию значимости этого документа.Закрепить знания детей о правах реб...
НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно
Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...
Педагогический всеобуч: Тема: "Организация патриотического воспитания в дошкольной организации в контексте актуальных нормативно-правовых документов"
План:Понятие гражданско-патриотического воспитания и его эволюция.Историческая справка.Нормативно-правовые основы реализации гражданско-патриотического воспитания в РФ....
Доклад на тему: "Организация патриотического воспитания в дошкольной организации в контексте актуальных нормативно-правовых документов"
Доклад на тему: "Организация патриотического воспитания в дошкольной организации в контексте актуальных нормативно-правовых документов"...
Патриотическое воспитание дошкольников в контексте актуальных нормативно-правовых документов
В современном мире возрождение патриотизма можно считать первым шагом к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, фундаментом общественной и государственной системы,...
"Необходимость и актуальность правового воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе."
Консультация для родителей и педагогов по правовому воспитанию дошкольников....
Доклад на тему: "Организация патриотического воспитания в дошкольной организации в контексте актуальных нормативно-правовых документов"
Доклад на тему: "Организация патриотического воспитания в дошкольной организации в контексте актуальных нормативно-правовых документов"...