ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
план-конспект занятия (младшая группа) по теме
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельности и служит становлению психики ребёнка, его личности. Игра и игрушка не отделимы друг от друга. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям. В каждом возрасте ребёнку нужны различные игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки- орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stat_ya_na_sajt_uo.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
подготовила: воспитатель Хайченко В.Н.
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельности и служит становлению психики ребёнка, его личности. Игра и игрушка не отделимы друг от друга. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям. В каждом возрасте ребёнку нужны различные игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки- орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные.
Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки.
Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. Особое значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, фартуки, халаты. Необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку.
Игры бывают различной тематики. Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают семью, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми- заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей.
Общение с близкими, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой. В семье ребенок имеет возможность включиться в трудовую деятельность взрослых, что способствует возникновению отношения сотрудничества, доверия, взаимопонимания между ним и взрослыми. Но для дошкольника труд является еще и игрой. Нужно помнить, что без знакомства с окружающим, без чтения детям доступных книг –их игры будут бедными по содержанию. Такие игры не могут двигать вперед физическое, нравственное и умственное развитие ребенка.
Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребенка. Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции. Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Стулья могут стать пароходом, кубики – вагонами поезда.
Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения.
Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игра. Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника. Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между членами семьи. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям.
Однако, родители не всегда представляют правила организации такой игры, не во всех семьях есть игровой уголок. Игрушки хранятся в беспорядке в ящиках, коробах, тумбочках. Не пересматривается в зависимости от возраста состав игрушек.
Критериями приобретения игрушки является ее яркость, новизна, внешняя привлекательность, а мотивами приобретения выступает желание порадовать, позабавить ребенка.
Одним из недостатком семейного воспитания также является стремление родителей покупать детям игрушки в зависимости от того, кто у них: сын или дочь. Вследствие этого девочки дома играют только с куклами, а мальчики приобретают только транспорт, оружие. При этом, старшие члены семьи не осознают того, что ограничивают формирование интересов детей, так как правильный подбор игрового материала побуждает к разнообразным играм и обеспечивает развитие различных интересов.
Также родителям не стоит забывать о том, как важно ребенку даже небольшое участие взрослых в детской игре, для них очень важно чувствовать, что его понимают и одобряют его игровые действия. Взрослый, вступая в игру с ребенком, берет на себя определенную роль и выполняет правила, предписанные ею, но одновременно он незаметно руководит игрой. Стать партнером в игре – значит занять положение сотрудничества, взаимопонимания, соблюдать равенство отношений. Такое игровое общение отличается от повседневного отсутствием наставничества.
Советы родителям
- Детям следует приобретать игрушки разных видов: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта), двигательные (коляски, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (мозаики, пирамидки, настольно-печатные игры), игрушки-забавы.
- Приобретение игрушек должно зависеть не от бюджета семьи, а от педагогической ценности игрушки. Соблюдайте чувство меры: обилие игрушек не улучшает детские игры, оно рассеивает внимание дошкольника.
- Для нравственного воспитания дошкольников особенно важны сюжетно-образные игрушки: куклы, мишки, животные, герои сказок.
- Не следует иметь специально игрушки для мальчиков и девочек. Всем детям одинаково требуются и куклы, и машины.
- Отведите ребенку удобное для игр место, создайте в нем тематические уголки.
- Не ленитесь поиграть с ребенком. Даше недолгая совместная игра привнесет в жизнь Вашего ребенка не только эмоциональное удовлетворение, но и разнообразие в мир игры.
- От взрослых зависит, как ребенок обращается с сюжетно-образными игрушками: являются ли они друзьями, партнерами или же дошкольник остается к ним равнодушен.
- Приучайте детей к порядку и бережливости. Для хранения игр и игрушек оборудуйте удобные полки, а для дидактических пособий – отдельное место в качестве учебной, развивающей тематике.
Список использованной литературы
1.Руководство играми детей в дошкольных учреждениях.Под ред. М.А. Васильевой, М., 1990
2.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. Психологический институт РАО МоиПН, 1997
3.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М., 1990
4.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Педагогические принципы организации сюжетной игры./ Дошкольное воспитание. 1989, №4 стр. 23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения, являющиеся важнейшим звеном в системе образования, переживают качественно новый этап в своем развитии. Изменились ведущие м...
«Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
Статья из опыта работы...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Мастер класс по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»...
План работы по самообразованию воспитателя средней группы на 2019-2020 учебный год Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Тема моей работы: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности». Считаю, что дети должны видеть и понимать красоту родной природы и...
План по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Перспективный план по самообразованию в старшей группе ДОУ на учебный год....
План работы по самообразованию воспитателя на 2020-2023 г.г. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
План работы по самообразованию воспитателя на 2020-2023 г.г. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»....